Анна Проваткина
Конспект НОД по развитию фонематического строя речи «В гости к звукам. Путешествие со звуком [С]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• развивать фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза слов на материале отработанной темы «звук «С», буква «С».
Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
• Развивать : навык определения первого звука в слове,
навык соотнесения звука с его буквенным обозначением,
слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память,
навык выделения звука «С» на слух из слогов, слов,
Публикация «Конспект НОД по развитию фонематического строя речи „В гости к звукам, Путешествие со звуком [С]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
навык правильного произношения звука «С»,
навык определения места звука «С» в словах,
навык определения звуконаполняемости слов,
навык определения последовательности звуков в словах,
• Закреплять:
навык начального звукового аналитико-синтетического
способа чтения,
навык выкладывания слов,
знания о признаках звука «С»,
умение дифференцировать звуки по признакам
«гласный» - «согласный»,
«твёрдый» - «мягкий»,
«глухой» - «звонкий»,
умение пользоваться правилом: «сколько в слове гласных
звуков, столько и слогов»,
• Научить:
правилам игр: «чудо-колесо», «весёлый экранчик»,
«звукворд», «собирайка», «прятки»,
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
• Воспитывать: умение соблюдать правили игр, играть по правилам,
умение отвечать полным ответом,
чувство коллективизма, умение работать в коллективе,
интерес к речи, её звуковой культуре.
Оборудование: «билеты» с буквами, игра «Собирайка»,
карточки с картинками, игра «Весёлый экранчик»,
карта путешествия, игра «Чудо-колесо»,
картинная азбука на звук «»С, игра «Звукворд»,
зеркала, «звуковой дом».
Игра «Прятки»,
Ход ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент (знакомство с темой)
(Логопед и дети стоят в кругу)
Л: Ребята, вспомните и назовите звуки, которые уже приходили к вам в гости? (ответы детей) А сегодня мы отправимся к ним в гости, в их звуковой домик! В гости мы пойдём по маршруту, а поможет нам в этом карта. Дорога предстоит дальняя, поедем мы на автобусе. Сейчас я раздам билеты, и вам нужно будет найти своё место в автобусе.
Игра: «найди своё место» (развитие навыка определения первого звука в слове при самостоятельном проговаривании)
Л: По букве на билете найдите на партах картинку, которая с неё начинается. Там и будет ваше место!
(дети берут билеты, выполняют задание, садятся на свои места)
II. Основная часть
• Выделение звука «С» на слух (картинная азбука на звук «С»)
Л: Ребята, вместе с нами поедет ещё один звук. Догадайтесь, что это за звук, он спрятался в словах: собака, сапоги, снегирь, санки, снег, снеговик, снежинка, сосна, солнце. ( дети: это звук «С»)
• Уточнение артикуляции звука «С». Работа с зеркалами (развивать навык правильного произношения звука «С»)
Л: Вспомните, как нужно правильно произносить звук «С»?
Куда упирается кончик язычка? (ответы детей)
Как расположены зубы? (ответы детей)
Как расположены губы? (ответы детей)
Где выходит воздух? (ответы детей)
Какой воздух выходит? (ответы детей)
Горлышко дрожит или нет? (ответы детей)
Дружно произнесите звук «С» ( дети: ссссссссссссссс)
• Воспроизведение слоговых рядов. Игра «Повторяйка» (развивать слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховую память, навык правильного произношения звука «С»)
Л: наш автобус отправляется и едет по улице им. «Повторяйкана», Поиграем в «Повторяйку». Повторить за мной все, что я скажу:
СА-СО-СУ СТУ-СТЫ-СТА
ОС-УС-ЫС ЫСТ-АСТ-ОСТ
ТАС-ТОС-ТУС САТ-СОТ-СУТ
• Выделение звука «С» на слух. Игра «Ловишки» (развивать фонемати- ческий слух, слуховое внимание, восприятие)
Л: Итак, наш автобус следует дальше и поворачивает на проспект им. «Ловишкина». И мы с вами поиграем сейчас в «Ловишки»! приготовьте ладошки, ловите звук «С», т. е. Вы хлопайте, когда его услышите.
СА ОФ БУС АЗМ ЫС БАЦ КАШ ПОС
АСЛ СОМ ШУМ НОС СТОЛ ЗУБЫ ШУБА УСЫ
УШИ КВАС ЩЕЛЬ ЗАЙКА ПОСУДА ЯЙЦО АВТОБУС
• ФИЗКУЛЬТ. МИНУТКА
Начальный звуковой анализ слов. Игра «Прятки» (развитие навыка определения места звука «С» в словах)
Л: Ребята, мы подъезжаем к площади им. «Пряткина». Давайте сделаем остановку и поиграем со звуком «С» в прятки! Это – слово: (на полу раскладывается схема слова, состоящая из трёх частей) начало, конец и вся середина. Я говорю слово, а вы ищите звук «С» и встаёте туда, где он спрятался! (Логопед произносит слова, дети встают в нужную клетку)
СТУЛ КОСА ВОЛОС САПОГ УКУС УСЫ
(После каждого слова дети произносят его хором.)
Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Игра «Собирайка» (развитие навыка определения звуконаполняемости слов, навыка определения последовательности звуков в словах, навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением)
Л: ребята посмотрите, на площади им. «Пряткина» есть спортивный стадион! Пойдёмте там играть в «Собирайку»! (на полу раскладывается игровое поле с буквами, расположенными в хаотичном порядке) Я называю слово, а вы находите нужные буквы, и прыгаете по ним, собирая слово!
СОН СУК НОС СОДА КУСТ СЛОН
(Логопед называет слова, дети по очереди прыгают по буквам. После каждого слова дети произносят его хором. По окончанию игры дети садятся на свои места)
• Звуко-буквенный анализ и синтез слов. Игра «Весёлый экранчик» (развитие навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением, навыка определения звуконаполняемости слов, навыка начального звукового аналитико-синтетического способа чтения)
Л: Ребята, мы выехали на улицу Буквенную. Посмотрите, здесь есть кинотеатр. В нём показывают фильм про шпионов! Посмотрите на экран, здесь какой-то шифр! Мы его разгадаем и узнаем, куда отправимся дальше!
Из этих букв найдите такую, чтобы на экране получились слово.
(дети находят буквы, логопед вписывает их на экран, дети читают полученные слова)
су. ос.
сы. со.
Л: А теперь посмотрим, какое же слово здесь зашифровано (логопед вынимает из экрана карту и на нём остаются написанные буквы. Дети читают слово---ПАРК)
Варианты букв: П А Р К Ф
Б С И Т
• Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Игра «Звукворд» (развитие навыка определения звуконаполняемости слов, навыка определения последовательности звуков в словах, навыка соотнесения звука с его буквенным обозначением, навыка выкладывания слов, навыка начального звукового аналитико-синтетического способа чтения)
Л: Мы едем дальше. Автобус привёз нас на Звуквордовский бульвар. Возьмите карточки, определяйте звуки в словах, выкладывайте нужные буквы и тогда у вас получится слово.
В первую клетку - выложите букву, которая обозначает последний звук в слове «стул»,
Во второй клетке - выложите букву, которая обозначает, гласный звук в слове «лист»,
В третьей клетке - выложите букву, которая обозначает звук, который встречается два раза в слове «соска»,
В четвёртой клетке - выложите букву, которая обозначает второй звук в слове «санки».
(дети выкладывают на рабочих местах буквы, некоторых логопед вызывает выполнить задание у доски. Получается слово-ЛИСА,переворачивая карточки с буквами,получается изображение лисы)
• Звуко-слоговой анализ слова, закрепление умений дифференцировать звуки по признакам «гласный» - «согласный», «твёрдый» - «мягкий», умение пользоваться правилом: «сколько в слове гласных звуков, столько и слогов, умение отвечать полным ответом»
Л: Сколько звуков в слове «лиса»? (ответы детей)
Какой 1-й звук в слове «лиса»? (ответы детей)
Какой 2-й звук в слове «лиса»? (ответы детей)
Какой 3-й звук в слове «лиса»? (ответы детей)
Какой 4-й звук в слове «лиса»? (ответы детей)
Какие гласные звуки есть в слове «лиса»? (ответы детей)
Сколько гласных звуков в этом слове? (ответы детей)
Значит, сколько слогов в слове «лиса»? (ответы детей)
Почему? (ответы детей)
III. итог занятия
• Определение характеристик звука «С». «Звуковой домик» (закрепление знаний о признаках звука «С, умение дифференцировать звуки по признакам «гласный» - «согласный», «твёрдый» - «мягкий», «глухой» - «звонкий»)
Л: Вот мы и добрались до Звукового домика! Давайте найдём балкончик и для звука «С».
Для ответьте: звук «С» можно пропеть голосом? (ответы детей)
в ротике мы встречаем преграду? (ответы детей)
Значит, звук «С» какой? (ответы детей)
А когда мы его произносим, наше горлышко дрожит? (ответы детей)
Значит, звук «С» какой? (ответы детей)
Теперь послушайте, как мы его произносим? (ответы детей)
Значит, звук «С» какой? (ответы детей)
Тогда мы поселим его к согласным глухим твёрдым звукам. Вот его балкончик! А наше путешествие подошло к концу, что вам больше всего запомнилось? что больше понравилось? Где было трудно?
Мне тоже очень с вами понравилось. Вы были очень внимательные, старались, не отвлекались, и у вас всё получилось! За это я вас очень хвалю и каждому подарю «похвалюшки»! Молодцы! А из автобуса первым выйдет тот, кто назовёт слово со звуком «С».