Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе

Людмила Южакова
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Осень»

Программные задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей об осени, ее признаках;

- обогащать активный словарь детей по лексической теме «Осень»;

- учить отвечать на вопросы полным предложением;

-закреплять умение подбирать прилагательные к заданному существительному.

Развивающие:

- развивать умение пользоваться сложноподчиненным предложением в практической деятельности;

- формировать навык словообразования прилагательных от существительного;

- развивать память, мышление через игры и упражнения;

- развивать любознательность.

Воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

- вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Словарная работа: осень ранняя, золотая, поздняя, солнечная, дождливая, облачная, ветреная, ненастная, холодная, листопад, береза, рябина, сосна, ель.Предварительная работа:

Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Работа с календарем природы.

Рассматривание репродукцийс изображением осенних пейзажей И. И. Левитан «Золотая осень»

Чтение художественных произведений про осень:

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

А. Плещеев «Осень наступила…»

А. К. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» (в сокр.)

О. Белявская «Листопад»

Г. Скребицкий «Исчезли на зиму».

Беседы: «Золотая осень», «Красота осенней природы», «Грибы на лесной поляне», «Перелетные птицы», «Как зимуют насекомые», «Как люди готовятся к зиме».

Продуктивная деятельность: рисование «Идет дождь», «Осенний лес», лепка «Овощи и фрукты», «Осеннее дерево», аппликация «Грибы на лесной полянке».

Оборудование:

Конверт с письмом от злого разбойника;

Листочки из картона для дорожки;

Календарь природы; мнемотаблица;

Плакаты с запрещающими знаками;

Иллюстрации деревьев, кустарников, лесных животных, птиц, грибов и ягод.

Аудиозапись «Голоса леса».

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент: Во время завтрака стук в дверь. Почтальон приносит письмо.Воспитатель говорит таинственным голосом: Детский сад «Красная шапочка», группа Звездочки. Интересно, от кого это письмо? Откроем на занятии.

Начинаем занятие. Прочитаем письмо? (стоим кругом)

Воспитатель:

Я – разбойник Злой, могучий.

Соберу сейчас я тучи,

Всю осеннюю листву

Я с собою заберу!

Не хотите Осень, дети?

Так не быть же ей на свете!

Будет сразу вам – зима!

Холод, лёд и снега – тьма!

Воспитатель: Вы догадались от кого это письмо? Оказывается, злой разбойник спрятал осень и не отпускает ее. Как нам быть? Что делать?

Ведь она нам нужна, еще целый месяц. Нам надо доказать, что мы много про неё знаем. Готовы, сможем доказать?

Воспитатель: Игра «ДА или НЕТ». Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете.

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучи солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Морозы осенью бывают?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Молодцы. Рассказать про осень нам поможет календарь природы, который мы отмечаем каждый день. Тогда идем по листочкам и собираем осенние слова. Говорим слова про осень. Как оказывается мы много знаем.

Перед нами календарь природы. Какие вы знаете времена года на нашем календаре? Назовите по порядку. (Зима, весна, лето, осень). Арсений начни с осени. Ксюша перечисли с лета. А вы дети проверяйте. Какое время года было до лета? После осени? Какое сейчас время года? Вы знаете, что у каждого времени года 3 месяца. Назовите осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь). Как называют осень в сентябре? (ранняя, в октябре? (золотая, и в ноябре? (поздняя). Правильно. А теперь помашите правой рукой те, у кого день рождения был в сентябре. Поднимите левую руку, у кого день рождения был в октябре? И у кого будет в ноябре поднимите 2 руки.

Игра «Назови осень» если дождь – дождливая, ветер – ветреная, солнце – солнечная, облака – облачная, холод – холодная, ненастье – ненастная.

Послушайте как поэт Иван Бунин красиво сказал об осеннем лесе:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Мы тоже знаем стихи об осени? (ставлю мнемотаблицу). Кто расскажет?

Сейчас Вика загадает загадку, а вы отгадайте.

Он зелёный и густой,

Он высокий и большой:

То еловый, то дубовый,

То осиново-сосновый.

У него полно плодов,

Ягод, шишек и грибов,

И протоптанной тропинкой,

По нему идут с корзинкой (Лес)

Посмотрите картинки и придумайте предложение,которое начинается со слов: «Лес – это место, где…» Давайте вместе повторим начало предложения. Сейчас будет отвечать тот, у кого в руках шишка, остальные слушают внимательно. За мною повторяем и дальше продолжаем…В лесу растет много…

ФИЗО (Звучит музыка «голоса леса»)

Воспитатель: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес!

Предлагаю не скучать, и немного поиграть.

Двигательный тренинг «Мы идем в осенний лес»

Мы идем в осенний лес. (маршируем на месте)

А в лесу полно чудес! (разводим руки в стороны, «удивляемся»)

Дождь вчера в лесу прошел (потряхиваем ладонями обеих рук)

Это очень хорошо. (хлопаем в ладоши)

Будем мы грибы искать (приставляем ладонь ко лбу, смотрим в стороны)

И в корзинку собирать. (сводим руки перед собой в «корзинку»)

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули– ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут,покажем: крылья сложили назад

Воспитатель: Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?

(на доске плакаты с запрещающими знаками «Что нельзя делать в лесу»)

— Нельзя шуметь, бегать в лесу.

— Надо беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

— Не стоит подходить близко к гнёздам птиц.

— В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву, нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

— Нельзя разжигать костёр.

Воспитатель: Лес – это как большой, многоэтажный дом, в котором живёт много-много жильцов и каждый из них занимает свой «этаж».

Предлагаю игру «Заселите дом!»

Посмотрите картинки. Подумайте, куда мы их разместим? Что растет в самом низу? Что растет повыше? Что разместим на самом верху? Где живут животные? А белка? Куда разместим птиц? Посмотрите, ребята, все этажи лесного дома мы с вами заселили? Молодцы.

Воспитатель: Что мы сегодня узнали? Что вспомнили? Какое задание для вас было самим трудным? Погладьте себя по голове те, кто очень старался. Помашите рукой тот, кто…немного ленился?

Сегодня мы вспомнили, что осень бывает разной, ответили на все вопросы-загадки, побывали в осеннем лесу и показали себя настоящими знатоками природы! Всех жильцов правильно расселили в лесном доме. Осень остается с нами еще на месяц!

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект НОД «Птица» по развитию речи в старшей группе Цель:[/b] формирование экологических знаний о перелетных птицах и ответственного бережного отношения к ним. Задачи:1. Образовательные• Учить.

Конспект НОД по развитию речи «Кошка в гостях» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Кошка в гостях» в старшей группе Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о домашнем животном, ее приспособленности к среде обитания, пользе для человека и развитие.

Конспект НОД по развитию речи «Наш Гагарин» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Наш Гагарин» в старшей группе Цели: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики; расширить представления детей о космических полетах; закрепить.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Осень» в старшей группе
Опубликовано: 20 октября 2020 в 18:09
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Мастер-класс. Коллективная работа из ажурных салфеток «Зимняя сказка» в младшей группе
МАСТЕР - КЛАСС. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА " ЗИМНЯЯ СКАЗКА " В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ, ЦЕЛЬ: - Выполнить коллективную работу из ажурных салфеток " Зимняя...
Осеннее оформление окна
Осень дарит нам очень много ярких красок. Практически вся природа меняет летний наряд на осенний. Вот и мне захотелось показать в оформлении окна это...
Детский мастер класс — «Пингвин» из пластилина
Детский мастер класс - «Пингвин» из пластилина. Цель: Научить детей делать пингвина из пластилина. Пингвины — жители холодных краев на планете Земля....