МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники во второй разновозрастной группе «Весна»

светлана кавтаськина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники во второй разновозрастной группе «Весна»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по развитию речи с использованием мнемотехники

во второй разновозрастной группе по теме «Весна»

Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.

Задачи:

1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;

формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники во второй разновозрастной группе „Весна“» размещена в разделах

формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

2. Развивающие : развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.

3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;

формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Активизация словаря:

Весна,

весенние месяцы: март, апрель, май;

• приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;

• солнце, ручеек, сосулька, птицы.

Техническое обеспечение занятия

Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И. Чайковский, мяч, указка- солнечный лучик, мячик желтый

Демонстрационный материал: таблицы - мнемосхемы.

Раздаточный материал: детали-заготовки для составления картинки-стихотворения на каждого ребенка.

Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.

Планируемые результаты:

• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;

• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;

• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;

• расширены представления воспитанников об окружающем мире.

Ход НОД

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).

Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)

Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)

Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)

Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,

Давай оживим наш волшебный кружочек!

Руку мне дай, и я тебе дам,

И будет весело нам!

Крикнем мы дружно на весь белый свет:

“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)

Садятся на стулья.

Закроем глазки, сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох и послушаем музыку. (аудиозапись «Времена года. Весна»)

II. Основная часть

Давайте, расскажем нашим гостям о весне. Но чтобы, лучше справиться с поставленной задачей, сделаем гимнастику для нашего язычка.

Расскажем чистоговорку, про весну, в которой, четко будем каждый звук:

А – а - а к нам пришла весна

У – у - у я на улицу хочу!

О – о - о как весною хорошо!

Цы – цы - цы прилетели к нам скворцы

Ы – ы - ы зацветают все сады

На - на - на травка первая видна.

Га – га – га тают белые снега.

Да - да - да в ручейке журчит вода.

Молодцы!

Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (Солнце)

- Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный солнечный лучик, и он очень хочет с вами поиграть.

2. Игра «Волшебный солнечный лучик»

( Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный лучик, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).

Игра «Скажи наоборот». Цель: развивать умение подбирать антонимы.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением.

• Зима ушла, а весна – … (пришла).

• Зима холодная, а весна – … (тёплая).

• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).

• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).

• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).

• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).

• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).

• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).

- Все правильно ответили, молодцы!

- Молодцы. Как много вы знаете о весне! (Дети встают полукругом).

3. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ласковое слово»

- Я вам буду давать солнышко, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.

Ветер – ветерок.

Ручей – ручеёк.

Цветок – цветочек.

Ветка – веточка.

Лист – листочек.

Луч – лучик.

Облако – облачко.

Сосулька – сосулечка.

- Все правильно ответили, молодцы! (Дети садятся на стульчики)

Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно приготовить наши ручки.

Пальчиковая гимнастика Солнышко». Цель: развитие мелкой моторики, координации, памяти, мышления, речи.

Маленькое солнышко, я держу в ладошке, Показывают ручками маленькое солнышко

А большое солнце, вижу из оконца Ручки вверх, обводим ручками себя

Маленькое солнышко, я беру руками, Показывают ручками маленькое солнышко

А большое солнце, высоко по облаками. Поднимаем руки над головой и смотрим вверх

Маленькое солнышко, мне в ладошки светит. Показывают ручками маленькое солнышко

А большое солнце, светит всей планете! Поднимаем руки над головой и разводим в стороны.

- Сейчас мы подойдем к столам и соберем солнышко.

Игровое упражнение «Солнышко» Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, речи.

1 пара детей выкладывает солнышко из счетных палочек.

2 пара детей собирает солнышко из прищепок.

Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. Какие красивые солнышки у нас получились.

4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.

Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление. На мольберте схема первого предложения.

- Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.

- Ребята, составьте предложение по схеме.

( Один ребенок преобразует символы в образы и составляет предложение: «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).

Примеры составления предложений по мнемоквадратам : Весной…

• Ярко светит солнце.

• Тают сосульки.

• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.

• Тает снег и появляется трава.

Весной появляются первые цветы – подснежники.

• На деревьях набухают почки, появляется трава.

• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.

• Просыпаются животные после зимней спячки (медведь,ёж,барсук)

• Появляются насекомые.

- Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физкультминутку «Подснежники».

5. Физкульминутка «Подснежники».

Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,

Улыбнулись (улыбаются,

Потянулись (тянутся,

Раз – росой умылись (умываются,

Два – изящно покружились (кружатся,

Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,

А четыре – полетели (бегают,

Пять – они остановились (останавливаются)

И тихонько опустились (приседают).

(Дети проходят на стульчики. На мольберте мнемотаблица для составления стихотворения о весне)

- Ребята, давайте порадуем нашу весну и выучим для неё стихотворение (Весна).

А кто мне будет помогать составлять стихотворение, выберет волшебный лучик. (Один ребенок составляет стихотворение по картине).

Затем воспитатель приглашает воспитанников за столы, где они все складывают заготовки стихотворения.

Весна

Смотрит солнышко в окошко,

В гости к нам пришла весна.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень ждали мы тепла!

- Молодцы, ребята, какое интересное получились у вас стихотворение!

III. Заключительная часть. Подведение итогов.

Установка на дальнейшую деятельность.

- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.).

Литература:

1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

2. Карпова С. И., Мамаева В. В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»

3. Нищева Н. В. «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с. 102-115.

5. О. С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. : 2010г.

6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!»Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе «К нам пришла весна!» Интеграция образовательных областей:.

Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок»Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники в средней группе «Рассказывание сказки «Теремок» Программное содержание: Цель: развивать связную речь детей посредствам мнемотехники. Задачи: Обучающая: продолжать учить детей составлять.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пришла весна» В : Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним.

Конспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект НОД по развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста Сутеев «Утенок и Цыпленок» с использованием ковролинографаКонспект НОД по развитию речи во второй группе раннего возраста Сутеев «Утенок и Цыпленок» с использованием ковролинографа Цель: приобщение детей к художественной литературе. Интегрированные образовательные области: 1. Речевое развитие. 2. Познавательное развитие.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» Цель: Дать детям представление о времени года «Весна». Задачи: 1. Познакомить детей с изменениями, происходящих весной в природе. 2. Развитие.

Конспект по развитию речи с использованием настольного театра «Теремок» для второй младшей группы Задачи:: Речевое развитие : Развивать речевую активность Развитие речи: Активизировать речь и формировать способность к диалогической речи;.

Конспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группеКонспект занятия по развитию речи «В гостях у сказки с использованием инновационных технологий» во второй младшей группе Цель: Развитие связной речи, активности, самостоятельность, закрепить названия сказок, и их главных героев. Задачи: Образовательные: Расширять.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники во второй разновозрастной группе «Весна»
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 17:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД