Ольга Прокопьева
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему «Зима».
ООО: «Речевое развитие», с интеграцией «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие».
Цель: формирование представлений о характерных признаках зимы, о зимних явлениях
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему „Зима“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2017
- активизировать словарь по теме «Зима» : снежная, морозная, холодная, узорная, ледяная, метельная, красивая, суровая, нарядная, вьюжная.
Коррекционно-развивающие :
-развитие связной речи
- развивать навык словообразования
-развитие глубоко вдоха и длительного выдоха
-учить детей вырабатывать умения правильно дышать в процессе речи
-закреплять умение использовать в речи предлоги, имена прилагательные, глаголы
-закреплять умениеобразовывать слова с уменьшительным суффиксом
-продолжать учить детей в образовании прилагательных от существительных
-развитие мелкой моторики рук, координации речи с движением
-учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
-совершенствовать умение рисовать манкой
-развивать творческие способности, фантазию, воображение;
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе
Материал и оборудование : Сундучок с деталями домика, елочка, снежинка, мячик, тарелочки с манкой
Предварительная работа: Беседа о зиме, рассматривание картин, чтение стихов и пословиц и зиме, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости! Давайте поздороваемся с нашими гостями!
Воспитатель: Дети, встаньте в круг. Возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло, которое исходит от ваших рук. Улыбнитесь, посмотрите друг на друга. Передайте друг другу частичку хорошего настроения.
Воспитатель: А теперь послушайте о чем стихотворение, которое я вам сейчас прочту:
Стали дни короче
Солнце светит мало
Вот пришли морозы
И зима настала. (Ответы детей)
- Правильно о зиме. Наступила долгожданная зима.
2. Основная часть:
–Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.
- Вот сейчас мы с вами поиграем. Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте.
-Какая у нас зима? (зима снежная, холодная, морозная)
- Что бывает зимой? (падает снег, воет ветер, замерзает река)
- Что можно сказать о снеге? (снег пушистый, легкий, мягкий, белый. Снег укрыл всю землю.)
- Какая зимой погода? (погода зимой ветряная, морозная, зимой метет снег, воет ветер)
- Хорошо описали зиму, вспомнили все ее признаки.
Белый снег пушистый
В воздухе кружится,
И на землю тихо
Падает, ложится.
А теперь посмотрите какие красивые снежинки есть у меня!Хотите посмотреть как летают снежинки? Давайте попробуем!
Дыхательная гимнастика «Снежинка»
Подул зимний ветерок, полетел снежок: (дети дуют на снежинку пока она не улетит)
Снег-снег, белый снег, засыпает он нас всех!
Молодцы!
Ребята! Посмотрите налетело столько снежинок, что получился целый сугроб.
- А здесь что-то лежит. Это сундучок. Интересно, чей же он? А вот какое то письмо:
Здравствуйте, ребята!
Пишет Вам письмо Зимушка-зима!
Я прислала вам свой подарок – сундучок!
Я хочу чтобы вы мне помогли собрать домик, который рассыпался. Но для этого нужно выполнить все задания, которые есть в сундучке. А сундучок отдаст вам детали домика и вы сможете собрать его!
Я буду очень рада!
Зимушка –зима!
-Ну что, ребята поможем Зимушке-зиме? (Ответы детей)
-Тогда давайте произнесем с вами волшебные слова: Чик, Чук, чак, чок – открывайся сундучок
(Дети поизносят слова и садятся на места. Воспитатель заглядывает в сундучок.)
Игра «Закончи фразу»(Достается конверт с заданием)
-Ребята помогите закончить фразу
Скрипит….(снег) морозный…. (день) замерзла…. (река) снежная…. (зима) ударили (морозы) ледяной …. (ветер)
Хрустит….(снег) скользкая…. (дорога) дует …. (ветер) холодное….(утро) метет …. (метель)
- А вот и первая деталь домика (дети прикрепляют 1 пазл на мольберте.)
Игра «Доскажи словечко» (Из сундучка достается свиток)
- Посмотрите, а вот и еще одно задание. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем и подскажем ей нужные слова.
Тихо, тихо как во сне падает на землю…. снег
С неба все скользят пушинки серебристые…снежинки
На поселки, на лужок все снижается…снежок
Вот веселье для ребят все сильнее…снегопад
Все бегут в перегонки все хотят играть в ….снежки
Словно в белый пуховик нарядился… снеговик
Рядом снежная фигурка это девочка…. снегурка
На снегу – то, посмотри – с красной грудкой…. снегири
Словно в сказке, как во сне землю всю украсил…. снег
- Молодцы ребята, все слова назвали правильно. А вот и 2 пазл для домика (дети крепят его на мольберте)
Физминутка : «Белый снег»
Белый снег пушистый (кисти сжимать и разжимать)
В воздухе кружится (руки поднять вверх и качать со стороны в стороны)
И на землю тихо (присели,
Падает, ложится (руки опустили на пол)
И под утро снегом (встали, покружились)
Поле забелело (руки на пояс, повороты туловища вправо-влево)
Точно пеленою, все его одело! (присели, руки опустили на пол)
Чтение стихотворения Н. Елкиной «Звездочка-малютка»
- Послушайте внимательно стихотворение и скажите, что это за звездочка - малютка.
Легкая, узорная звездочка - малютка
Ты лети мне на руку
Посиди минутку.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко.
Села и растаяла
На моей ладошке.
-Что же это за звездочка? (это снежинка)
- Почему вы так думаете? (снежинка похожа на звездочку)
- Как автор описывает снежинку? (легкая, узорная)
- Что вы почувствовали, когда она растаяла? (стало грустно)
- А можете вы показать как вам грустно? (дети мимикой изображают грусть, печаль)
- Грустно, снежинка растаяла, но с неба упала еще одна. Улыбнитесь ей, она засверкает на солнышке новой звездочкой.
- А сундучок приготовил нам 3 пазл домика (ребенок прикрепляет его к мольберту)
Игра «Скажи правильно» (На столе маленькая елочка, у воспитателя в руках снежинка на ниточке)
- Посмотрите это снежинка,она такая легкая и воздушная,что летает где захочет. Ребята, вы должны посмотреть на снежинку и закончить предложение.
(воспитатель перемещает снежинку относительно елочки)
Снежинка упала…. под елку.
Снежинка лежит…. на ветке.
Снежинка опустилась ….за елкой.
Снежинка лежит…. около елки.
-Молодцы, ребята справились и с этим заданием. Сундучок отдал еще 4 пазл. (Ребенок крепит его на мольберт)
Игра «Скажи ласково»
- Снежинка так долго летала,что у нас стало холодно. Ребята, покажите как вам холодно. (Дети изображают, как они замерзли)
-А теперь, давайте погреемся. (Я вам кидаю мяч и произношу слово, а вы должны поймать его и назвать
уменьшительно-ласкательное слово).
Например : Снег – снежок ветер…. ветерок
Звезда…. звездочка солнце…. солнышко
Облако….облачко снежинка…снежиночка
Зима….зимушка елка….елочка
-Как хорошо мы погрелись и слова новые придумали.
-А вот и последний 5 пазл! (Ребенок крепит его на мольберт)
Посмотрите, какой дом у нас получился!
-Дом вы сложили из снежных деталей.
-Какой это дом? (Снежный)
-А если мы будем строить его изо льда. Какой будет дом? (Ледяной)
-Ребята, а кто в таком домике может жить (Ответы детей)
-А нам этот дом подойдет (Нет.)
Почему мы не можем жить в таком доме? (В нем холодно)
Кого же нам пригласить жить в этом домике (Деда Мороза и Снегурочку)
-Но они не найдут к нему дорогу, надо им помочь.
Но сначала давайте разомнем наши пальчики!
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю (Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного по ладони правой руки)
Я зиму, и снег и снежинки люблю (Ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного по ладони левой руки)
Но где же снежинки? (Сжать кулаки)
В ладошке вода (Разжать кулаки)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи (Потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи. (Показывают ладошки)
Рисование снежинки пальчиком на манке
-Дорогу мы с вами сделаем сами.
-Нарисуем пальчиком снежинку на дне тарелочки.
(Дети рисуют пальчиком снежинку по манке)
(Тарелочки выкладываются дорожкой к мольберту,дети рассматривают рисунки.)
-Красивые получились снежинки. Все такие разные, непохожие друг на друга.
Заключительная часть
- О каком времени года мы говорили?
- В какие мы игры играли?
- Кто нам написал письмо?
- Что рисовали на занятии?
-Вам понравилось занятие?
-Молодцы ребята, хорошо сегодня отвечали, были активными и внимательными на занятии. А Дед Мороз и Снегурочка обязательно придут к нам по снежной дорожке с подарками на утренник!