Татарникова Юлия
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Золотая Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Татарникова Ю. Н.
Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы.
Задачи:
- формировать фонематическую сторону речи,
- развивать понимание смысла и содержания картины,
- развивать диалогическую речь ребенка.
Образовательные: активизировать в речи прилагательные и глаголы;
формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в
роде и числе, закреплять представление о значении терминов «слово»,
«звук»;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в средней группе „Золотая Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Развивающие : Развивать диалогическую речь, мелкую и общую моторику,
зрительное восприятие, внимание, память, творчество, любознательность,
закрепить произношение звуков (с) -(ш, развивать длительный плавный
выдох.
Воспитательные: продолжать воспитывать у дошкольников бережное
отношение к природе, желание заботиться о ней.
Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на
прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об
осени.
Материал и оборудование: демонстрационные картинки "Осень" и «Осенний букет», листья вырезанные из бумаги (берёзовый, кленовый, ореховый, сухие листья).
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Интерактивная игра «Здравствуй, друг!»
– Здравствуй, друг! Машут рукой
– Как ты тут? Ласково треплют за плечо.
– Где ты был? Разводят руки в стороны.
– Я скучал! Прикладывают правую руку к сердцу.
– Ты пришел? Шагают на месте.
– Хорошо! Показывают значек хорошо.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие в необычный лес. (Ответы детей)
Но прежде, чем отправится в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу!
Правила поведения в лесу
Нужно ходить по существующим дорожкам!
Нельзя разводить костры!
Нельзя сжигать сухую траву и листья!
Нельзя повреждать кору деревьев!
Нельзя рвать цветы и дикорастущие растения!
Нельзя ловить насекомых и животных!
Нельзя уносить из леса детенышей животных и птенцов!
Нельзя оставлять после себя мусор!
Нельзя шуметь!
Воспитатель: Ребята, а на чём можно отправиться в путешествие? (автобусе, машине, самокате, электричке)
А мы сегодня с вами отправимся в лес на воздушном шаре, для этого
нам необходимо надуть воздушные шары вот так: воспитатель показывает -
дети «строго надувают шары» – с-с-с-с-с
Воспитатель: Надули шары? Ну что ж, полетели!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы с вами оказались?
(Обращает внимание детей на картинку "Осень")
Послушайте стихотворение:
Это лес стоит густой,
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим.
Воспитатель: Ой, ребята, что это случилось со всеми деревьями, почему
листья такие яркие, как - будто их кто-то разукрасил, и лежат на земле, а не
висят на ветках? (Ответы детей).
Дети, давайте хором скажем! Потому что пришла осень (Осень).
Посмотрите, ребята, осень - очень красивое время года. Тихо в осеннем лесу,
только слышно как шуршат листья под ногами. Ребята, пройдитесь и
послушайте шорох листьев. Как шуршат листья? (Дети протяжно шшшшшш-шшш)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш осенний лес, давайте расскажем,
какие изменения произошли с приходом осени? Давайте присядем на скамейку!
1. Игровое упражнение «Подбери действие».
Воспитатель: У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают) – дети: желтеют, опадают.
Осенью дождь (что делает) – идёт, моросит,
Осенью (что делают с урожаем) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают) – улетают,
Осенью деревья (что делают) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие) – жёлтые, красные, золотые. Как можно
сказать об этом одним словом? (Разноцветные). Деревья осенью какие? –
разноцветные.
Дождь осенью (какой) – холодный.
Воспитатель: А теперь расскажите про осеннюю погоду.
2. Игровое упражнение «Осенняя погода»
• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
• Когда дует ветер погода какая? - ветреная
• Когда холодно погода какая? - холодная
• Когда пасмурно погода какая? - пасмурная
• Когда сыро погода какая? - сырая
• Когда хмуро погода какая? - хмурая
• Когда ясно погода какая? - ясная
Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде, а поздней осенью
ещё и морозная бывает погода, правда, ребята?
Ребята, смотрите а под деревом сидит белочка, предлагаю вам поиграть с ней!
Подвижная игра «Белкины запасы»
Атрибуты: маска белки, муляжи грибов, орехов, ягод, шишек.
Ход игры: выбирается ребёнок — белка, ему надевается маска белки. В центре круга лежат предметы — муляжи орехов, ягод, грибов, шишки. Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — предмет скорей бери!» Берут разные предметы. Дети с одинаковыми предметами собираются в группу. Ребёнок - белка ходит и выбирает ту группу, где больше всего детей, и говорит: «Сегодня я буду есть орех (грибы, ягоды, шишки). Из этой группы выбирается новый ребёнок — белка.
Воспитатель: Ребята, смотрите под деревом лежат разноцветные листочки, а давайте соберём осенний букет и отнесем в детский сад и сделаем из них аппликацию! (Собираем листочки в корзину)
Воспитатель: А теперь давайте проверим, как вы знаете приметы осени!
3. Игровое упражнение «Приметы осени»
Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если
ответ «нет», топнуть.
Осенью цветут цветы? нет
Осенью растут грибы? да
Тучи солнце закрывают? да
Колючий ветер прилетает? да
Морозы осенью бывают? да
Ну а птицы гнезда вьют? нет
А насекомые прилетают? нет
Зверьки норки закрывают? да
Урожай все собирают? да
Птичьи стаи улетают? да
Солнце светит очень жарко? нет
Часто-часто льют дожди? да
Можно людям загорать? нет
Ну а что же надо делать – куртки, шапки надевать?
Молодцы, справились с этим заданием.
Давайте теперь придумаем красивые предложения про осень. Я вам
предлагаю придумать предложение об осени глядя на картину. Каждое
предложение должно начинаться со слова «Осенью». Что же бывает только
осенью, давайте расскажем?
4. Игровое упражнение «Составь предложение».
Воспитатель: например:
№1 «Осенью желтеют и опадают листья»
№2 «Осенью солнышко светит, но не греет - день становится короче»
№ 3 «Осенью становится прохладно - часто идут дожди»
№ 4 «Осенью насекомые прячутся»
№ 5 «Осенью перелётные птицы улетают в тёплые края»
№ 6 «Осенью животные делают запасы на зиму»
№7 «Осенью люди собирают урожай, делают запасы»
Воспитатель: Молодцы, ребята, мне очень понравились ваши предложения
об осени.
5. Игровое упражнение «Какая бывает осень?»
( индивидуальные ответы детей: тёплая, золотая, дождливая, хмурая,
красивая, грустная, печальная, яркая, разноцветная)
Воспитатель: А теперь пора уже возвращаться в детский сад, на чём мы с
вами прилетели? (На воздушных шарах) .
Правильно, и в д/с мы вернемся на шарах! Дети «строго
надувают шары» – с-с-с-с-с. Закрываем глазки, кружимся: раз, два, раз, два –
возвращаться нам пора!
3. Рефлексия:
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад! Вам понравилось наше путешествие в лес? А какой это был лес? (Волшебный, осенний).
Воспитатель: Ребята, осень подарила нам осенние раскраски!