Наталья Бондаревская
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Посуда бывает разной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по развитию речи в старшей группе
Цель:
Расширять и уточнять представления детей о предметном мире (о посуде)
Задачи:
Образовательные:
Сформировать и углубить представления детей о посуде;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Посуда бывает разной“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Закреплять познания детей о посуде (умение называть и различать посуду);
Расширять словарный запас детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.
Упражнять в подборе антонимов.
Совершенствовать грамматический строй речи – закреплять способы образования слов.
Учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;
Развивающие :
Развивать связную речь, умение (по образцу) рассказывать о предмете, составляя описательный рассказ;
Развивать умение самостоятельно определять материалы, из которых изготовлены предметы посуды, характеризовать свойства и качества, классифицировать их;
Развивать творческие способности, мелкую моторику; познавательные процессы: память, слуховое внимание, воображение и восприятие;
Расширять кругозор;
Совершенствовать коммуникативные качества через игру.
Воспитательные:
Формировать субъективные проявления: навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности;
Воспитывать умение внимательно слушать короткие рассказы своих товарищей по теме;
Воспитывать бережное отношение к посуде, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощи;
Здоровьесберегающие задачи:
Проводить профилактику утомления детей на занятии; обеспечивать физиологически необходимые этапы восприятия и переработки новой информации.
Предварительная работа:
Разучивание физкультминутки, составление описательных рассказов детьми по опорным схемам, чтение произведения К. Чуковского «Федорино горе», рассматривание иллюстраций.
Методы и приё мы:
Наглядные: использование ТСО, показ предметов и иллюстраций, показ образца и способы действия (частичный);
Словесные: загадываюние загадок, беседа и вопросы к детям, создание проблемной ситуации, художественное слово, составление описательного рассказа, физкультминутка с речевым сопровождением, объяснение (в ходе упражнений, рассматривания предметов и картинок);
Практические: планирование выполнения задания, контроль и регулирование; поощрение.
Активизация словаря по теме «Посуда» :
Глиняная, фарфоровая, металлическая, стеклянная, деревянная, пластмассовая,; знакомство с новым словом «сервиз», названия круп (кукурузная, гречневая, рисовая, пшеничная).
Оборудование педагогического процесса: Диск с записью, ноутбук, мяч, иллюстрации с изображением посуды, разрезные картинки «Посуда», плакат «Назови лишнее», предметы настоящей посуды из различного материала, опорная схема, силуэты чашек для аппликации, различные крупы в стаканчиках, соль, голубая акварель, кисточки, клей ПВА, салфетки, мольберт.
Ход совместной деятельности с детьми:
Воспитатель вносит в группу коробку, объясняет, что обнаружила её рано утром в приёмной.
-Давайте посмотрим, от кого она пришла. Достаёт диск и предлагает посмотреть, что там.
(На записи бабушка Федора из сказки К. Чуковского просит ребят помочь ей разобраться с посудой).
-Дети, а вам знакома эта сказка? Как она называется?
-Кто написал эту сказку? К. И. Чуковский
-Какие сказки он ещё написал? («Мойдодыр», «Телефон», «Доктор Айболит», «Краденное солнце», «Муха-Цокотуха»).
-Что же произошло?
«… Бедная баба одна,
И плачет, и плачет она.
Села бы баба за стол,
Да стол за ворота ушёл.
Сварила бы баба щи,
Да кастрюлю поди поищи!
И чашки ушли, и стаканы,
Остались одни тараканы.
Ой,горе Федоре!
Горе!»
- Поможем, Федоре? Тогда, приступаем.
-Бабушка Федора не может понять, какая посуда от неё ушла. Надо отгадать загадки. (Загадывает Федора)
1. Имеет хобот, а не слон,
Он чашкам отдаёт поклон.
Чайник
2. Для нас она необходима,
Ведь пищу из неё едим мы
Глубокая и мелкая
Зовут её….
Тарелкою
3. На кухоньке нашей
Мы варим в ней кашу,
Картошку, бульоны,
Супы, макароны
Кастрюля
4. На кухне ей всегда почёт
Она и жарит и печёт,
Не приготовить нам еды
На кухне без…
Сковороды
5. Её за ручку мы берём
Чай, кофе из неё мы пьём.
Чашка
6. Сама не ем,
А людей кормлю.
Ложка
7. Сделаны из стекла,
Предназначены для чая, сока, молока
Стаканы
8. Имеет четыре зуба
Каждый день появляется за столом,
А ничего не ест
Вилка
9. Новая посуда, а вся в дырках
Дуршлаг
-Молодцы, все загадки отгадали, - хвалит детей Федора.
- Ребята, а как назвать одним словом все эти предметы, о которых были эти загадки? Правильно, о посуде! По своему назначению посуда бывает разной, на какие группы её можно разделить? (Чайная, столовая, кухонная) –Для чего нужна кухонная посуда, столовая, чайная?
-Чайная – посуда, из которой мы пьём чай.
- Столовая – посуда, из которой мы едим.
- Кухонная – посуда, в которой готовят еду.
- Сервиз – это набор посуды (чайной, столовой, кофейной), рассчитанный на определённое количество персон, обычно от 6 до 16. Различают парадные сервизы, используемые на праздничных мероприятиях, торжествах, и повседневные, предназначенные для семейных трапез в узком кругу. Сервизы чаще всего изготавливают из фарфора и стекла.
Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться и пропадёт труд человека, который её делал. Как надо ухаживать за посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.
- Игра «Скажи наоборот»
Педагог говорит слово и бросает мяч одному из детей. Ребёнок должен поймать мяч, сказать слово с противоположным значением и вернуть мяч.
Глубокая – мелкая.
Чистая - …
Сухая - …
Твёрдая - …
Широкая - …
Горячая -…
Сладкая-…
Острая-…
(Глубокая- мелкая, полная- пустая, старая- новая, целая- разбитая, тяжёлая- лёгкая, тусклая- блестящая, прозрачная- матовая, чистая- грязная, взять- положить, налить- вылить, уронить- поднять, аккуратно- небрежно)
- Ребята, как вы думаете, что было, если бы не было посуды? (Ответы детей)_ТРИЗ
-А сейчас послушайте стихотворение, Которое я вам прочитаю, оно называется
«Для чего нужна посуда?»
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью помогает всюду
Нам различная посуда :
На неё еду кладут,
Из неё едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
- Вот какая она помощница – посуда!
- Ребята, мы с вами вспомнили, какая разная бывает посуда. А вообще, где хранится посуда? (на кухне).
И вот в такой разной посуде хранятся различные продукты.
Игра «Каждый продукт в свою посуду». Показывает иллюстрации.
Масло сливочное положим в …
Сахар насыпаем …
Молоко нальём …
Соль у нас в …
Перец в …
Хлеб положили в …
Фрукты …
Сухари …
Селедку в …
Конфеты к чаю у нас в …
Салат положим в …
(Сахар – в сахарницу, масло – в маслёнку, соль – в солонку, перец – в перечницу, суп – в супницу, селёдку – в селёдочницу, конфеты – в конфетницу, салат – в салатницу, хлеб – в хлебницу)
-Почему вся посуда убежала от Федоры? Правильно, потому, что она не ухаживала за своей посудой, не мыла её. И пока посуда Федоры, обидевшись на неё, убегала, она разбилась, раскололась на части. Давайте мы с вами поможем Федоре и соберём всю её посуду. У вас на столах разрезанные картинки. Вы их соберите и у вас получится целая картинка – какой-то предмет посуды. А вы нам потом о нём расскажете.
Проводится игра «Собери посуду» (Разрезные картинки) Дети называют свою собранную картинку.
-Я собрал чашку (чайник)
-Молодцы! Вот сколько предметов посуды мы собрали.
А сейчас все дети превращаются в чайников-ворчунов.
Физкультминутка
«Я чайник-ворчун»
Я чайник- ворчун, хлопотун, сумасброд
Шаги на месте
Я всем напоказ выставляю живот
Руки на поясе,
Повороты туловища
Вправо-влево
Я чай кипячу, клокочу и кричу: хлопки в ладоши
Хлопки в ладоши
- Эй, люди, я с вами чайку попить хочу.
Прыжки на месте
- Давайте с вами ещё поиграем, выходите ко мне на ковёр, вставайте в круг.
- Ребята, вы помните, какая разная посуда была у Федоры? Давайте с вами расскажем, какая бывает посуда, из чего её делают.
Проводится игра с мячом в кругу, дети, получая мяч по очереди, отвечают.
Игра «Из чего сделана посуда?»
Ложка из дерева – деревянная…
Чашка из фарфора – фарфоровая.
Ваза из хрусталя – хрустальная
Терка из металла – металлическая
Графин из стекла – стеклянный
Маслёнка из пластмассы –
Сковорода из чугуна –
Миска из глины –
Нож из стали –
- Ну а теперь самое время помочь бабушке Федоре расставить посуду на кухне на полки. Я вам сейчас покажу, как это сделала сама Федора, а вы скажете, правильно или нет.
Игра «Назови лишнее»
Найдите лишний предмет и объясните, почему он лишний.
Кастрюля, хлебница, сковорода, чайник (в хлебнице не готовят пищу).
Чашка, стакан, кружка, вилка (вилка не предназначена для питья).
Ложка, вилка, нож, кастрюля (кастрюля не столовый прибор).
Чайник, самовар, чашка, сковорода (сковорода не чайная посуда).
Блюдо, кофейник, супница, нож (нож не фарфоровая посуда).
Пластмассовые: тарелка, ложка, стаканчик и металлическая вилка (вилка не пластмассовая посуда).
Керамика… и стекло
- Молодцы! С посудой мы с вами разобрались, разложили и расставили всё по местам. Ребята, а вы обратили внимание, что в коробке от Федоры есть ещё что-то… Воспитатель по очереди приглашает 3-4 человек. Они достают содержимое посылки и рассказывают о нём, описывают, пользуясь опорной схемой. Игру начитает воспитатель (дает образец описания)
- название предмета посуды
- цвет
- форма
- части
-из чего сделана
- как используют
1. Это – чашка, она небольшого размера, красного цвета. У неё есть ручка, донышко, стенки. Она сделана из фарфора. Из неё пьют чай, кофе.
2. Тарелка
3. Молочник
4. Перечница
5. Ложка
- Ну, ребята, помогли вы Федоре с посудой. А чем закончилось «Федорино горе»? Да, она исправилась. Послушает Федору:
Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать! – говорит Федора и предлагает детям оформить чайную чашку с блюдцем аппликацией из различных круп. Благодарит детей за содействие и прощается.
- Вот какой сюрприз, ребята, приготовила для нас Федора (достаёт всё необходимое из коробки). Давайте все присядем за столы на свои места. Посмотрите, это чайные чашки с блюдцами, они останутся вам на память от бабушки Федоры. Только сначала сделаем их красивыми, украсим посуду различными крупами (кукурузная, гречневая, рисовая и соль). Готовые работы выставляются на доске.