Татьяна Безручкина
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.
Задачи:
- формировать умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;
- закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу;
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе „Семейный ужин“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи, фамилии, имена, отчества родителей и прилагательные, их характеризующие.
- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;
- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация со слайдами «Семьи воспитанников». Загадки о членах семьи.
Разноцветные воздушные шары с изображениями на них лиц мужчины - папы, женщины - мамы, мальчика - брата, девочки - сестры.
Корзина с надписью «Корзина добрых дел»; цветы – ромашки на каждого ребёнка, вырезанные из бумаги; серия сюжетных картин «Ужин»; мяч, пиктограммы: «радость», «огорчение», «гнев»; зеркала (на каждого ребёнка).
Предварительная работа с детьми:
Беседа «Моя семья»
Рассматривание семейных фотографий и составление рассказов о своей семье.
Словесные игры: «Как зовут твоих родителей», «Какая мама?»
Дидактические игры: «Как я маме помогаю», «Угадай и назови эмоцию»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим ужин», «Уборка», «Мама приходит с работы»
Чтение разучивание стихов о маме и семье
Рисование «Моя мама улыбается».
Игра «Корзина добрых дел»
Предварительная работа с родителями: Оформление фотоальбома с фотографиями и коллажами по теме «Моя семья».
Планируемые результаты:
• Правильно называет всех членов семьи, знает фамилии, имена, отчества своих родителей.
• Активно участвует в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы по содержанию картин полным распространённым предложением.
• С интересом рассматривает картинки и составляет по ним рассказ.
• Дополняет рассказы сверстников своими предложениями.
• Устанавливает причинно-следственные связи событий, изображённых на картинках.
• Способен понимать и показать с помощью мимики эмоциональное состояние – «радость», «огорчение», «злость».
• Испытывает чувство гордости за свою семью, желание оказывать помощь членам семьи.
Ход НОД.
Вводная часть.
1. Организационный момент: «Эстафета дружбы»
Предлагаю встать всем детям в круг и взяться за руки, передавать, как эстафету, рукопожатие.
Воспитатель: Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всегда!
Сюрпризный момент «Воздушные шары». На них изображены лица: мужчина – это папа, женщина – это мама, мальчик – это брат, девочка – это сестра.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе разноцветных воздушных шаров и на них ещё что-то нарисовано. Давайте их соберём: только в определённой последовательности. Послушайте мою загадку:
Кто стирает, варит, шьет,
На работе устает,
Просыпается так рано? —
Лишь заботливая.
Дети: мама.
Воспитатель: Принесите сюда шарик, где нарисована, по-вашему мама.
Дети находят нужный шарик и приносят его.
Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою следующую загадку:
Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым?
Все вы знаете, ребята, —
Это наш любимый.
Дети: папа.
Воспитатель: Найдите такой шарик.
Дети находят шарик и приносят.
Воспитатель: Продолжаю загадывать загадки:
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая…
Дети: сестрёнка.
Дети приносят шарик с изображением девочки.
Воспитатель: Ну и ещё одна загадка:
Должен вам признаться я
Есть приятель у меня
Но надёжней во сто крат
Мой защитник
Старший…
Дети: Брат.
Приносят последний шарик.
Воспитатель: Как вы думаете, как одним словом можно назвать тех, кто изображён на этих шариках?
Дети: Семья.
Воспитатель: Предлагаю связать все эти шарики одной нитью – «семейной»
Дети вместе с воспитателем связывают шарики ленточкой.
Основная часть
Словесная игра: «Назови членов своей семьи»
Воспитатель: А у вас есть семья.
Дети: Да.
Обращаю внимание детей на экран:
Воспитатель: Посмотрите на экран. Чья это семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Зайцевых)
Юля: Это моя семья.
Воспитатель: Назови членов своей семьи, фамилию, имя и отчество своих родителей.
Юля: Это моя мама – Зайцева Ирина Юрьевна, мой папа – Зайцев Сергей Николаевич и мой брат Артём.
Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Цветковых - коллаж)
Кирилл: Это моя семья.
Воспитатель: Кто на этих фотографиях изображён?
Кирилл: Это я и мама. Её зовут Анна Сергеевна. А здесь папа и сестрёнка Ксюша. Папу зовут Андрей.
Воспитатель: А в серединке это кто?
Кирилл: Я и Ксюша, моя сестра.
Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением Валиной семьи)
Валя: Моя.
Воспитатель: (показываю указкой на маму) Это кто, Валя?
Валя: Моя мама.
Воспитатель: Как её зовут?
Валя: Наташа.
Воспитатель: А это кто? (показываю на папу)
Валя: Папа Алёша.
Воспитатель: А это? (показываю на Валю)
Валя: Это я, Валя.
Воспитатель: Какая у вас, ребята семья?
Дети: Дружная, весёлая, крепкая, надёжная.
Воспитатель: А как можно показать, что семья крепкая?
Дети: сжать кулачки, скрепить пальцы в замок, обнять себя крепко-крепко (показывают).
Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.
Этот пальчик большой –
(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)
Это папа дорогой,
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка – милая девчонка.
И самый маленький крепыш –
Это славный наш малыш.
Вот какая у меня
Дружная семья!
(Сжать руку в кулак несколько раз)
Беседа по серии сюжетных картин ( Составление отдельных предложений по каждой картине)
Воспитатель: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную.
Посмотрите на эти картинки (выставляю серию сюжетных картин по теме «Семейный ужин»)
Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток изображено на картинках?
Дети: Вечер.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: (варианты ответов)
-Дети пришли из школы или из детского сада.
- На часах 6 часов.
-Родители уже вернулись с работы.
Воспитатель: Какие имена вы бы дали детям?
Дети: Саша и Маша.
Воспитатель: Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время?
Дети: Ужин.
Воспитатель: Что стала делать мама? Зачем?
Дети: Мама стала заваривать в чайник чай, чтобы к ужину он успел завариться.
Воспитатель: А что стали делать дети?
Дети: Помогать маме.
Воспитатель: Какую работу выполняет Саша?
Дети: Саша чистит картошку.
Воспитатель: а что можно приготовить из картошки на ужин?
Дети: суп картофельный, подарить картошку, картофельное пюре.
Воспитатель: А чем занята Маша?
Дети: Маша моет под краном огурцы и помидоры.
Воспитатель: Что она будет делать?
Дети: Она будет делать салат.
Воспитатель: Кого вы не увидели в кухне за работой?
Дети: Папу.
Воспитатель: А чем в это время занимался папа?
Дети: Папа в это время занимался уборкой, пылесосил пол.
Воспитатель: Когда всё было готово, что сделала семья?
Дети: Семья сели ужинать.
Воспитатель: Как можно закончить наш рассказ?
Дети: Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином. Они рассказывали, как прошёл день, что было интересного.
Воспитатель: Как бы вы назвали этот рассказ?
Дети: Ужин. (семейный ужин)
Воспитатель: Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?
Дети: Стали вместе убирать со стола и мыть посуду. А потом пошли смотреть телевизор, делали уроки и играли всей семьёй.
Воспитатель: А, может быть, они отправились на вечернюю прогулку и даже делали там зарядку?
Давайте тоже встанем и сделаем вместе с ними зарядку?
Физкультминутка»Семейная зарядка»
Осенью, весною (Ходьба по кругу)
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьей.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает, (Поднять, опустить руки)
Папа бодро приседает (Приседания)
Повороты вправо – влево (Повороты туловища)
Делает мой братик Сева.
Ну, а я бегу трусцой (Бег по кругу)
И качаю головой.
Воспитатель: А в вашей семье помогают друг другу?
Дети: Да.
Игра: «Корзина добрых дел»
Воспитатель: А давайте сегодня корзину добрых дел заполним добрыми семейными делами? Символ семьи – это ромашка. Вы берёте со стола одну ромашку, называете, как вы дома помогаете и опускаете цветок в корзину.
Саша В. : Я помогаю маме мыть посуду. Вместе с папой и старшим братом ходим за продуктами в магазин.
Юля: Я помогаю готовить ужин.
Коля: Я помогаю делать уборку.
Кирилл: Я помогаю делать ремонт.
Лиза: Я накрываю на стол.
Илья: Я поливаю цветы и протираю пыль.
Совместное составление рассказа по серии картин.
Воспитатель: Кто теперь хочет составить рассказ «Семейный ужин» по этим картинкам?
Саша Еф. : Вечером вся семья собралась дома. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку. Маша помыла огурцы и помидоры. Мама стала заваривать чай. А папа пылесосил в комнате.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.
Воспитатель: Кто хочет ещё рассказать. Может быть, что-нибудь дополнить своего к Сашиному рассказу.
Саша В. : Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.
Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.
Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином, рассказывали о том, что интересного произошло с ними днём.
Рассказы других желающих ответить детей.
Заключительная часть:
Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше всего?
Как называется рассказ, который составляли по серии картинок?
Дети: Семейный ужин.
Воспитатель: Как должны относиться члены семьи друг к другу?
Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.
Психогимнастика
Воспитатель: Что чаще всего бывает в вашей семье: родители больше радуются или огорчаются? Посмотрите на эти эмоции, назовите их (предлагаю рассмотреть эмоции)
Дети: радость, огорчение, злость.
Воспитатель: Я сейчас раздам вам зеркала, а вы попробуйте изобразить все эти эмоции на своём лице.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А сейчас я буду называть возможные ситуации, которые могут произойти или происходили в вашей семье. А вы подумайте и покажите, как отреагируют на это ваши родители.
1)Вы съели на завтрак всю кашу (радость)
2)Вы подрались с другом (злость или огорчение)
3) Вы помогли маме вымыть посуду (радость)
3)Разбросали по комнате все игрушки (огорчение)
4)Полили вместе с мамой цветы (радость)
5) Нагрубили бабушке (огорчение)
6) Нарисовали и подарили папе красивый рисунок (радость)
7) Перед сном пожелали всем «спокойной ночи» (радость)
8) Порвали новую книжку (злость, огорчение)
9)Хорошо вели себя в детском саду (радость) Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Итог. Рефлексия.
Воспитатель: Что больше всего вам понравилось сегодня выполнять?
Дети: (варианты ответов): искать воздушные шарики, отгадывать загадки, рассказывать о своей семье, составлять рассказ по картинкам, рассказывать, как помогаем дома родителям, показывать мамино и папино настроение в разных ситуациях и другие.
Воспитатель: Молодцы! Мне понравились ваши ответы и ваши рассказы. За это я ва подарю много воздушных шаров. Можете играть с ними, а можете тоже нарисовать на них свою семью.
Раздаю детям воздушные шары.