Получи документы

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»

Татьяна Безручкина
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»

Цель: развитие связной речи детей через обучение детей составлению последовательного рассказа по серии сюжетных картин.

Задачи:

- формировать умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст;

- закреплять у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу;

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе „Семейный ужин“» размещена в разделах

- активизировать в речи детей существительные, обозначающие названия членов семьи, фамилии, имена, отчества родителей и прилагательные, их характеризующие.

- развивать у детей грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию;

- воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.

Материал и оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация со слайдами «Семьи воспитанников». Загадки о членах семьи.

Разноцветные воздушные шары с изображениями на них лиц мужчины - папы, женщины - мамы, мальчика - брата, девочки - сестры.

Корзина с надписью «Корзина добрых дел»; цветы – ромашки на каждого ребёнка, вырезанные из бумаги; серия сюжетных картин «Ужин»; мяч, пиктограммы: «радость», «огорчение», «гнев»; зеркала (на каждого ребёнка).

Предварительная работа с детьми:

Беседа «Моя семья»

Рассматривание семейных фотографий и составление рассказов о своей семье.

Словесные игры: «Как зовут твоих родителей», «Какая мама?»

Дидактические игры: «Как я маме помогаю», «Угадай и назови эмоцию»

Сюжетно-ролевая игра «Семья»: сюжет «Готовим ужин», «Уборка», «Мама приходит с работы»

Чтение разучивание стихов о маме и семье

Рисование «Моя мама улыбается».

Игра «Корзина добрых дел»

Предварительная работа с родителями: Оформление фотоальбома с фотографиями и коллажами по теме «Моя семья».

Планируемые результаты:

• Правильно называет всех членов семьи, знает фамилии, имена, отчества своих родителей.

• Активно участвует в диалоге с воспитателем, отвечает на вопросы по содержанию картин полным распространённым предложением.

• С интересом рассматривает картинки и составляет по ним рассказ.

• Дополняет рассказы сверстников своими предложениями.

• Устанавливает причинно-следственные связи событий, изображённых на картинках.

• Способен понимать и показать с помощью мимики эмоциональное состояние – «радость», «огорчение», «злость».

• Испытывает чувство гордости за свою семью, желание оказывать помощь членам семьи.

Ход НОД.

Вводная часть.

1. Организационный момент: «Эстафета дружбы»

Предлагаю встать всем детям в круг и взяться за руки, передавать, как эстафету, рукопожатие.

Воспитатель: Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Саше, от Саши к Юле и т. д. и наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всегда!

Сюрпризный момент «Воздушные шары». На них изображены лица: мужчина – это папа, женщина – это мама, мальчик – это брат, девочка – это сестра.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас в группе разноцветных воздушных шаров и на них ещё что-то нарисовано. Давайте их соберём: только в определённой последовательности. Послушайте мою загадку:

Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? —

Лишь заботливая.

Дети: мама.

Воспитатель: Принесите сюда шарик, где нарисована, по-вашему мама.

Дети находят нужный шарик и приносят его.

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки, мою следующую загадку:

Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, —

Это наш любимый.

Дети: папа.

Воспитатель: Найдите такой шарик.

Дети находят шарик и приносят.

Воспитатель: Продолжаю загадывать загадки:

Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? —

Очень модная девчонка —

Моя старшая…

Дети: сестрёнка.

Дети приносят шарик с изображением девочки.

Воспитатель: Ну и ещё одна загадка:

Должен вам признаться я

Есть приятель у меня

Но надёжней во сто крат

Мой защитник

Старший…

Дети: Брат.

Приносят последний шарик.

Воспитатель: Как вы думаете, как одним словом можно назвать тех, кто изображён на этих шариках?

Дети: Семья.

Воспитатель: Предлагаю связать все эти шарики одной нитью – «семейной»

Дети вместе с воспитателем связывают шарики ленточкой.

Основная часть

Словесная игра: «Назови членов своей семьи»

Воспитатель: А у вас есть семья.

Дети: Да.

Обращаю внимание детей на экран:

Воспитатель: Посмотрите на экран. Чья это семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Зайцевых)

Юля: Это моя семья.

Воспитатель: Назови членов своей семьи, фамилию, имя и отчество своих родителей.

Юля: Это моя мама – Зайцева Ирина Юрьевна, мой папа – Зайцев Сергей Николаевич и мой брат Артём.

Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением семьи Цветковых - коллаж)

Кирилл: Это моя семья.

Воспитатель: Кто на этих фотографиях изображён?

Кирилл: Это я и мама. Её зовут Анна Сергеевна. А здесь папа и сестрёнка Ксюша. Папу зовут Андрей.

Воспитатель: А в серединке это кто?

Кирилл: Я и Ксюша, моя сестра.

Воспитатель: А это чья семья? (на экране появляется слайд с изображением Валиной семьи)

Валя: Моя.

Воспитатель: (показываю указкой на маму) Это кто, Валя?

Валя: Моя мама.

Воспитатель: Как её зовут?

Валя: Наташа.

Воспитатель: А это кто? (показываю на папу)

Валя: Папа Алёша.

Воспитатель: А это? (показываю на Валю)

Валя: Это я, Валя.

Воспитатель: Какая у вас, ребята семья?

Дети: Дружная, весёлая, крепкая, надёжная.

Воспитатель: А как можно показать, что семья крепкая?

Дети: сжать кулачки, скрепить пальцы в замок, обнять себя крепко-крепко (показывают).

Воспитатель: Давайте на пальчиках покажем, какая семья дружная и крепкая.

Этот пальчик большой –

(Руки сжать в кулак, поочередно разгибать пальцы, начиная с большого)

Это папа дорогой,

Рядом с папой – наша мама.

Рядом с мамой – брат старшой.

Вслед за ним сестренка – милая девчонка.

И самый маленький крепыш –

Это славный наш малыш.

Вот какая у меня

Дружная семья!

(Сжать руку в кулак несколько раз)

Беседа по серии сюжетных картин ( Составление отдельных предложений по каждой картине)

Воспитатель: Я хочу показать вам ещё одну семью: крепкую и дружную.

Посмотрите на эти картинки (выставляю серию сюжетных картин по теме «Семейный ужин»)

Воспитатель: Как вы думаете, какое время суток изображено на картинках?

Дети: Вечер.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: (варианты ответов)

-Дети пришли из школы или из детского сада.

- На часах 6 часов.

-Родители уже вернулись с работы.

Воспитатель: Какие имена вы бы дали детям?

Дети: Саша и Маша.

Воспитатель: Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время?

Дети: Ужин.

Воспитатель: Что стала делать мама? Зачем?

Дети: Мама стала заваривать в чайник чай, чтобы к ужину он успел завариться.

Воспитатель: А что стали делать дети?

Дети: Помогать маме.

Воспитатель: Какую работу выполняет Саша?

Дети: Саша чистит картошку.

Воспитатель: а что можно приготовить из картошки на ужин?

Дети: суп картофельный, подарить картошку, картофельное пюре.

Воспитатель: А чем занята Маша?

Дети: Маша моет под краном огурцы и помидоры.

Воспитатель: Что она будет делать?

Дети: Она будет делать салат.

Воспитатель: Кого вы не увидели в кухне за работой?

Дети: Папу.

Воспитатель: А чем в это время занимался папа?

Дети: Папа в это время занимался уборкой, пылесосил пол.

Воспитатель: Когда всё было готово, что сделала семья?

Дети: Семья сели ужинать.

Воспитатель: Как можно закончить наш рассказ?

Дети: Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином. Они рассказывали, как прошёл день, что было интересного.

Воспитатель: Как бы вы назвали этот рассказ?

Дети: Ужин. (семейный ужин)

Воспитатель: Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?

Дети: Стали вместе убирать со стола и мыть посуду. А потом пошли смотреть телевизор, делали уроки и играли всей семьёй.

Воспитатель: А, может быть, они отправились на вечернюю прогулку и даже делали там зарядку?

Давайте тоже встанем и сделаем вместе с ними зарядку?

Физкультминутка»Семейная зарядка»

Осенью, весною (Ходьба по кругу)

Летом и зимою

Мы во двор выходим

Дружною семьей.

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, (Поднять, опустить руки)

Папа бодро приседает (Приседания)

Повороты вправо – влево (Повороты туловища)

Делает мой братик Сева.

Ну, а я бегу трусцой (Бег по кругу)

И качаю головой.

Воспитатель: А в вашей семье помогают друг другу?

Дети: Да.

Игра: «Корзина добрых дел»

Воспитатель: А давайте сегодня корзину добрых дел заполним добрыми семейными делами? Символ семьи – это ромашка. Вы берёте со стола одну ромашку, называете, как вы дома помогаете и опускаете цветок в корзину.

Саша В. : Я помогаю маме мыть посуду. Вместе с папой и старшим братом ходим за продуктами в магазин.

Юля: Я помогаю готовить ужин.

Коля: Я помогаю делать уборку.

Кирилл: Я помогаю делать ремонт.

Лиза: Я накрываю на стол.

Илья: Я поливаю цветы и протираю пыль.

Совместное составление рассказа по серии картин.

Воспитатель: Кто теперь хочет составить рассказ «Семейный ужин» по этим картинкам?

Саша Еф. : Вечером вся семья собралась дома. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку. Маша помыла огурцы и помидоры. Мама стала заваривать чай. А папа пылесосил в комнате.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

Воспитатель: Кто хочет ещё рассказать. Может быть, что-нибудь дополнить своего к Сашиному рассказу.

Саша В. : Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином, рассказывали о том, что интересного произошло с ними днём.

Рассказы других желающих ответить детей.

Заключительная часть:

Воспитатель: Чей рассказ вам понравился больше всего?

Как называется рассказ, который составляли по серии картинок?

Дети: Семейный ужин.

Воспитатель: Как должны относиться члены семьи друг к другу?

Дети: С заботой, с добротой, с уважением, с любовью.

Психогимнастика

Воспитатель: Что чаще всего бывает в вашей семье: родители больше радуются или огорчаются? Посмотрите на эти эмоции, назовите их (предлагаю рассмотреть эмоции)

Дети: радость, огорчение, злость.

Воспитатель: Я сейчас раздам вам зеркала, а вы попробуйте изобразить все эти эмоции на своём лице.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: А сейчас я буду называть возможные ситуации, которые могут произойти или происходили в вашей семье. А вы подумайте и покажите, как отреагируют на это ваши родители.

1)Вы съели на завтрак всю кашу (радость)

2)Вы подрались с другом (злость или огорчение)

3) Вы помогли маме вымыть посуду (радость)

3)Разбросали по комнате все игрушки (огорчение)

4)Полили вместе с мамой цветы (радость)

5) Нагрубили бабушке (огорчение)

6) Нарисовали и подарили папе красивый рисунок (радость)

7) Перед сном пожелали всем «спокойной ночи» (радость)

8) Порвали новую книжку (злость, огорчение)

9)Хорошо вели себя в детском саду (радость) Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось сегодня выполнять?

Дети: (варианты ответов): искать воздушные шарики, отгадывать загадки, рассказывать о своей семье, составлять рассказ по картинкам, рассказывать, как помогаем дома родителям, показывать мамино и папино настроение в разных ситуациях и другие.

Воспитатель: Молодцы! Мне понравились ваши ответы и ваши рассказы. За это я ва подарю много воздушных шаров. Можете играть с ними, а можете тоже нарисовать на них свою семью.

Раздаю детям воздушные шары.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР КОНСПЕКТ подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей.

Конспект НОД «Насекомые» по развитию связной речи в старшей группе «Насекомые» (итоговое занятие по развитию речи с использованием мнемосхем в старшей группе) Цели: Образовательная: закрепить знания о жизни.

Конспект НОД по развитию связной речи по теме «Весна» .

Конспект НОД по развитию связной речи в первой младшей группе «В гостях у колобка» Ведущая образовательная область: «Речевое развитие» Цель: создать условия для развития связной речи детей в процессе ознакомления с окружающим.

Конспект НОД по развитию связной речи в подготовительной группе. Составление описательного рассказа о бабочке Цель: составление описательного рассказа о бабочке с помощью опорной схемы. Задачи: Коррекционно-образовательная: обучать составлять описательный.

Конспект НОД в средней группе по развитию связной речи «Что мы знаем о профессиях на транспорте» Задачи: 1. Образовательные: Учить детей рассказывать о профессиях на транспорте с опорой на картинки. 2. Развивающие: развивать у детей связную.

Конспект НОД в старшей логопедической группе по развитию связной речи «Скворцы прилетели» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 комбинированного вида» Конспект НОД по развитию связной речи.

Конспект открытой НОД по развитию связной речи во второй младшей группе «Путешествие в Зимний лес» Видео Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Речевое развитие» (коммуникация).

Конспект открытой НОД по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Программное содержание: -Развить связную монологическую речь. -Учить употреблять в речи сложноподчиненные предложения, -упражнять в выражении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе «Семейный ужин»
Опубликовано: 5 апреля 2017 в 22:07
+41Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 31.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД