МААМ-картинки

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова»

Елена Воронцова
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова»

Цель:

• познакомить детей с понятием «родственные» слова.

• показать богатство родного языка и его выразительных средств;

• привлечь детей к активному участию в процессе словообразования;

Коррекционно-образовательные задачи:

• учить выделять в слове одинаковую часть;

• формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию.

Коррекционно-развивающие задачи :

развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления;

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет „Родственные слова“» размещена в разделах

развитие связной речи.

Воспитательные:

• воспитывать бережное отношение к живой природе;

• воспитывать умение работать в коллективе;

• воспитывать доброе отношение к своим близким и родным; окружающим детям, взрослым.

Оборудование: презентация на тему «Сад», муляжи грибов, корзинка; кукла - лесовичок, ведерко и картонные рыбки, сюжетные картинки, удочки, муляжи деревьев.

Ход НОД

1. Организационный момент:

Учитель - логопед: «Ребята, когда я шла в ваш детский сад, встретила лесовичка. У лесовичка большая проблема – он не может найти свою семью. Как мы можем помочь лесовичку поискать своих родственников

Примерные ответы детей : «Отправиться на поиски его семьи»

Учитель - логопед: «Совершенно верно, а поможет нам в этом волшебная тропинка. Отправляемся на поиски!»

Дети вместе с учителем – логопедом и лесовичком отправляются на поиски.

2. Основная часть:

Учитель-логопед: «Ребята, а здесь растет гриб. А вот и лукошко, а в лукошке целая семейка грибов. Возьмите по одному грибочку и подумайте какие слова могут образоваться от слова «гриб»?

1-й ребенок: «Грибочек»

2-й ребенок: «Грибы»

3-й ребенок: «Грибник» и т. д.

При затруднениях учитель-логопед задает следующие наводящие вопросы:

- Как назвать маленький гриб? (грибок, грибочек).

- Как назвать одним словом много грибов? (грибы).

- Как назвать человека, который любит ходить за грибами? (грибник).

- Как называется огромный и большой гриб? (грибище).

- Как называется суп, который можно приготовить из грибов? (грибной) и т. д.

Учитель-логопед: «Прислушайтесь к этим словам. Какое одинаковое слово вы в них слышите

Примерные ответы детей : «гриб»!

Учитель-логопед: «Слова, в которых встречается одинаковое слово, называются «родственными» («родными») словами. У нас с вами образовалась целая семейка слов. А «родственные» слова должны жить вместе, поэтому предлагаю оставить свои грибочки на полянке слов.

Учитель-логопед: «Ребята, а можем мы оставить нашего лесовичка на полянке с грибами?»

Примерные ответы детей : «Да, можем!»

Учитель-логопед: «Послушайте, есть ли в словах «гриб» и «лесовичок» одинаковое слово?

Примерные ответы детей : «Нет, такого слова нет»

Учитель-логопед: «Значит эти слова не являются «родственными».

Учитель- логопед обращается к лесовичку: «Лесовичок, здесь мы твоих родственников не нашли. Значит нам нужно двигаться дальше. Пойдем мы нашей тропинкой».

Дети с учителем-логопедом отправляются дальше по тропинке.

Учитель-логопед: «Вот мы с вами шли, шли и в сад пришли. Предлагаю присесть на стульчики и заглянуть в волшебный сад».

Дети рассматривают презентацию с изображением сада.

Учитель-логопед: «Как вы думаете, а у слова «сад» есть «родственные» слова

Примерные ответы детей : «Да, есть».

Учитель-логопед: «Какие слова вы можете назвать

1-й ребенок: «Садовник»

2-й ребенок: «Садовые» и т. д.

Учитель-логопед: «Посмотрим, живут ли такие слова в нашем саду»

На презентации появляется 1-слайд с изображением садовника.

Учитель-логопед: «Как называют человека, который ухаживает за садом?»

Примерные ответы детей : «Садовник».

Учитель-логопед: «Как называют инструменты, которые используют для работы в саду?»

Примерные ответы детей : «Садовые».

Учитель-логопед: «Как называют молодые растения, приготовленные для посадки в землю?»

Примерные ответы детей : «Рассада».

Учитель-логопед: «Какое одинаковое слово встречалось во всех этих словах

Примерные ответы детей : «Слово «сад»».

Учитель-логопед: «Как можно назвать эти слова одним словом

Примерные ответы детей : «Родственные слова».

Учитель-логопед: «Ребята, можем мы оставить нашего лесовичка в саду?»

Примерные ответы детей : «Нет, не можем», «Да, можем».

Учитель-логопед: «Послушайте слова «лесовичок» и «сад». Есть ли в этих словах одинаковое слово

Примерные ответы детей : «Нет такого слова».

Учитель-логопед обращается к лесовичку: «Лесовичок, к сожалению здесь мы твоих родственников не нашли. Но ты не расстраивайся, ведь наша тропинка ведет нас дальше!»

Учитель-логопед вместе с детьми отправляются дальше по тропинке.

Учитель-логопед: «Вот мы шли, шли, шли – и к речке пришли».

Учитель-логопед: «А кто живет в нашей речке?»

Примерные ответы детей : «Здесь живут рыбы (рыбки)».

Учитель-логопед: «Какие волшебные рыбки. Предлагаю поближе их рассмотреть, а для этого их нужно поймать. Ловить мы их будем удочками».

Дети по очереди вылавливают по рыбке и складывают рыбу в ведро.

Учитель-логопед: «Вы – настоящие рыбаки! Такой богатый улов у нас получился!»

Учитель-логопед: «Обратите внимание, рыбки наши непростые. Они с заданиями. Предлагаю взять по одной рыбке и рассмотреть задания.

Учитель-логопед: «Кого вы видите на картинке?»

Примерные ответы детей : «Рыбака», «рыболова».

Учитель-логопед: «Вы совершенно правы. Предлагаю придумать историю об этом рыбаке».

Учитель-логопед: «Как вы думаете, с чего начиналась наша история? Как вы думаете, что произошло потом? Чем все закончилось?»

Дети с помощью учителя-логопеда придумывают историю о рыбаке и выставляют картинки-задания на доску по очереди».

Учитель – логопед обращается к одному из детей : «Маша, попробуй рассказать нам с ребятами историю о рыбаке. Мы с ребятами с интересом послушаем».

Девочка выходит к доске и рассказывает историю.

Учитель-логопед: «Ребята, лесовичок спросил у меня, что мы будем делать с нашими рыбками?

Примерные ответы детей : «Оставим здесь».

Примерные ответы детей : «Может отпустим».

Учитель-логопед: «Предлагаю вам взять по рыбке и отпустить их в реку к своей семье».

Дети отпускают рыбок в реку.

Учитель-логопед: «Ребята, можем мы оставить нашего лесовичка на берегу этой реки? Почему вы так думаете?»

Дети с помощью учителя-логопеда приходят к выводу, что слова «лесовичок» и «рыба» не являются «родственными».

Учитель-логопед: «Лесовичок, здесь тоже не оказалось твоих родственников. Но ты не расстраивайся, наша волшебная тропинка поведет нас дальше!»

Учитель-логопед: «Мы шли-шли-шли и в лес пришли. Как прекрасен этот лес!»

Учитель-логопед: «Как вы думаете, ребята, а есть ли у слова «лес» «родственные слова»?

Примерные ответы детей : «Да, есть»

Учитель-логопед: «Назовите их»

Дети перечисляют слова, образованные от слова «лес». При затруднениях учитель-логопед задает наводящие вопросы.

Учитель-логопед: «А можем мы оставить нашего лесовичка в лесу?»

Примерные ответы детей : «Да, можем»

Учитель-логопед: «Почему вы так думаете?»

Примерные ответы детей : «Потому что в словах «лес» и «лесовичок» есть одинаковое слова «лес»».

Учитель-логопед: «Ребята, наш лесовичок так обрадовался, что нашел своих родственников, свою семью. Он так вам благодарен. Теперь мы можем оставить его со своей семьей».

Дети прощаются с лесовичком.

3. Итог:

Учитель-логопед: «Ну а нам пора возвращаться в детский сад».

Учитель-логопед: «По тропиночке идем, в детский сад мы попадем».

Учитель-логопед: «Вы помогли лесовичку найти свою семью, а также узнали, что у слов есть «родственники. В родственных словах всегда есть одинаковое слово. Вспомните, к каким словам вы подбирали «родственные» слова? («гриб», «сад», «рыба», «лес»). Я думаю, вы хотели бы поделиться новыми знаниями со своими друзьями. Пройдемте!».

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по речевому развитию детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему «Посуда» Цель:развитие связной речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить представления о посуде, её назначении, деталях и.

Конспект НОД по речевому развитию для детей с ОНР второй младшей группы по теме «Домашние животные» Программное содержание: Коррекционно-образовательные задачи: 1. Уточнять и расширять словарь по теме «Домашние животные» : названия домашних.

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей 6–7 лет с ОНР «Дикие животные леса» с использованием ИКТ Молева Е. С. воспитатель подготовительной группы компенсирующего назначения. МДОУ№14г. Шуя Ивановская обл. Конспект НОД по познавательно-речевому.

Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы казенное муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 конспект НОД по речевому развитию «Путешествие в.

Конспект НОД по речевому развитию на тему: «Дикие животные» для детей подготовительной логопедической группы Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию на тему: «Дикие животные» для детей подготовительной логопедической.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию для детей 3–4 лет «Волшебные слова» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: Социально-коммуникативное развитие ЗАДАЧИ: •Учить детей вежливости,помогать друг другу. •Формировать элементарные.

НОД по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с ОНР «Домашние животные» Конспект НОД Тема: «Домашние животные» Группа: Подготовительная группа детей с ОНР. Образовательные области: Приоритетная образовательная.

НОД по речевому развитию для подготовительной к школе группы (6–7 лет) тема: «Лаборатория звука» Цели: 1. Автоматизировать звук [Р] в слогах, словах и предложениях. 2. Формировать процесс языкового анализа и синтеза. Задачи: Образовательные:.

Презентация к занятию по теме «Родственные слова» в подготовительной группе для детей с ОНР. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР Ш уровня речевого развития имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не.

«Слова-родственники». Конспект занятия для детей с ОНР-3 в подготовительной к школе группе Коррекционно-образовательные цели: показать богатство родного языка и его выразительных средств познакомить детей в доступной форме с понятием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова»
Опубликовано: 3 мая 2017 в 12:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД