Маргарита Аникина
Конспект логопедического занятия по речевому развитию детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:развитие связной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить и закрепить представления о посуде, её назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана; закрепить понятия чайная, столовая, кухонная посуда. Совершенствовать грамматический строй речи: использование имён существительных в косвенных падежах, закрепление навыка употребления простых предлогов, развитие навыков словообразования и словоизменения, закрепление употребления уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных. Учить определять проблему, исходя из предложенной ситуации, и находить пути ее разрешения. Закрепить правильное произношение всех поставленных звуков.
Публикация «Конспект логопедического занятия по речевому развитию детей с ОНР подготовительной к школе группы на тему „Посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционно-развивающие: развивать моторные функции, мимику, коммуникативные умения в процессе взаимодействия детей. Формировать умение координировать речь с движением, развивать чувство ритма и силу голоса. Развивать предпосылки логического мышления, памяти, внимания, воображения, творческих способностей, ориентировку в пространстве, умение сопереживать другим.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, внимательное отношение к речи других детей. Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности. Воспитывать бережное отношение к посуде.
Оборудование: макет «Лес», ватные палочки, гуашь, предметные картинки с изображением посуды без отдельных частей, шарики су-джок, игра - шнуровка «Куда, что надо положить», мультимедийная система, презентация по теме.
1этап. Организационный.
Введение в игровую ситуацию.
Логопед:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро.
- Доброе утро!
- Солнцу и птицам.
- Доброе утро!
- Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Кто может ответить, утро наступает после вечера, после ночи, перед ночью?
Ответы детей.
Логопед: Давайте начнем утро с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой….)
Логопед: Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.
Раздается звонок сотового телефона.
Логопед: Извините ребята, я отвечу на звонок. Это не звонок, а СМС-сообщение пришло. Вот послушайте: «Помогите. Не могу найти ни чайника, ни чашек, ни кастрюли. Даже стол куда-то исчез. Федора»
Логопед: Федора. Не знаю, кто это. А вы, ребята, знаете?
Ответы детей.
Вопросы логопеда:
- Что же случилось у бабушки Федоры?
- Почему от Федоры сбежала вся посуда?
- Как жилось посуде у бабушки Федоры?
Ответы детей.
Логопед: Бабушка Федора прислала нам сообщение с просьбой о помощи. Ей тоже стало плохо без посуды?
Логопед: Почему?
Ответы детей.
Логопед: Правильно, ни каши сварить, ни чаю попить. Вы хотите помочь Федоре?
Вопросы логопеда:
- Что можно сделать, чтобы помочь Федоре?
- Как мы будем помогать, если мы с вами в детском саду, а Федора в сказке?
Ответы детей.
Логопед: Верно. Отправляемся в сказку! Давайте все возьмемся за руки. Закроем глаза, вдохнем воздух носиком и выдохнем. А теперь скажем: «Раз, два, три! Сказка, двери отвори!»
2 этап. Актуализация опорных знаний, способов действий и мыслительных операций в самостоятельной и совместной с логопедом деятельности детей.
Слайд 2.
Логопед: Посмотрите, а вот и Федора. Какое у неё настроение? Почему у неё такое плохое настроение?
Ответы детей.
Слайд 3.
Логопед читает стихотворение, дети договаривают слова, четко проговаривая окончания.
Вся посуда разбежалась!
У Федоры не осталось
Ни бидона, ни бутылок,
Ни беззубых, грязных… вилок.
Нет покинутых сироток –
Черных, гнутых… сковородок.
Нет запачканных грязнуль –
Битых, ломаных…кастрюль.
Не видали близко люди
И осколков грязных…блюдец,
Убежавших от букашек
Много дней не мытых…чашек,
Скрывшихся от тараканов
Мутных, треснувших… стаканов.
Как Федора ни смотрела,
Не нашла нигде… тарелок.
Скрылся от Федоры …ножик,
Нет больших столовых…ложек.
Логопед: Вот сколько посуды было у Федоры. Куда она сбежала?
Ответы детей.
Логопед: Верно. Отправляемся в путь-дорожку.
Ритмическое упражнение «Лес».
Перед нами темный лес (хлопки в ладоши)
Полон сказок и чудес. (шлепки по ногам)
Нужно вместе здесь держаться, (стучать кулачками)
Дружно всем перекликаться. («замочек» из пальцев)
Упражнение «Эхо» - развитие силы голоса.
Логопед (громко) Ау!
Дети (тихо) Ау!
Логопед (громко) Даша!
Дети (тихо) Даша!
Логопед (громко) Дима!
Дети (тихо) Дима!
Дети подходят к макету «Лес»
Логопед: Вот мы и пришли. И везде лежит посуда. Вот деревянная ложка,она лежит за березкой. А кто нашелжелезную кастрюлю? Где она стоит?
Дети называют посуду, материал, из которого она сделана и место ее нахождения.
Логопед: Молодцы! Я бы никогда одна не смогла найти столько посуды. Ребята, но с посудой что-то случилось.
Ответы детей.
Логопед: Посмотрите у меня красный фарфоровый чайник без носика. Лера, а у тебя половник без чего?
Ответы детей:
Логопед: Как же быть? Мы не можем вернуть Федоре сломанную посуду.
Дети предлагают свои варианты помощи.
Логопед: Верно. Посуда, как и любая вещь, требует к себе бережного отношения. И даже неодушевлённые предметы любят, когда их называют ласково. Вы решили дорисовать ватными палочками недостающие детали к посуде и назвать её ласково. Так и сделаем. У меня красный чайничек с носиком. А у тебя, Даша?
Ответы детей.
Логопед: Как замечательно, что вся посуда нашлась! Мы ее собрали и починили. Только грустная она какая-то.
Дети дают объяснение.
Потому что грязная. Посуду нужно обязательно мыть, чтобы она была чистая, чтобы на ней не оставалось грязи и микробов, которые могут повредить нашему здоровью…
Логопед: Так что же любит посуда?
Ответы детей:
- Посуда любит, чтобы ее протирали.
- Посуда любит, чтобы её сушили.
- Посуда любит, чтобы её ставили на место.
- Посуда любит, чтобы её ласково называли.
- Посуда любит, чтобы её мыли…
Логопед: Хотите научить Федору, мыть посуду?
Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»(используются шарики су-джок)
Раз, два, три, четыре!
Кран с водою мы открыли
И посуду перемыли:
Чашку, чайник, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Тёрли, тёрли, мыли, мыли,
Всё кругом в воде и мыле.
Раз, два, три, четыре
Кран с водою мы закрыли –
Всю посуду перемыли.
Слайд 4.
Логопед: Молодцы! Посмотрите на экран. Посуда чистая! Но она вся разбросана. Что вы предлагаете сделать?
Упражнение «Плита – поднос- шкаф».
Дети комментируют свой выбор.
Слайд 5.
Логопед: Ну вот, теперь порядок. Федора Егоровна тоже изменилась. Какая она стала?
Ответы детей.
Логопед: Смогли мы помочь Федоре? А вы помните, как заканчивается сказка?
Ответы детей.
Логопед: А мы можем угостить Федору? (Да)
Упражнение «Куда, что надо положить»
Логопед: А теперь разноцветными шнурками соедините угощение с нужной посудой. Я налью суп в фарфоровую супницу. А ты, Дима?
Дети комментируют свой выбор:
- Я положу сахар в фарфоровую сахарницу.
- Я положу конфеты в стеклянную конфетницу.
-Я положу хлеб в деревянную хлебницу.
- Я положу масло в глиняную масленку.
И т. д.
Составление синквейна.
Я предлагаю вам побыть настоящими поэтами, сочинить стихи о посуде злой Федоры и доброй Федоры. Чтобы было легче сочинять посмотрите на схему-подсказку.
Слайд 6.
Дети сочиняют стихи.
1. Посуда.
2. Грязная, битая.
3. Разбивается, ломается, ржавеет.
4. Мне не нравится, что посуда убегает в лес.
5. Тараканы.
1. Посуда.
2. Чистая, белая, целая.
3. Стоит, сушится, блестит.
4. Посуда любит, чтобы ее мыли.
5. Еда.
3 этап. Итог. Рефлексия деятельности.
Логопед: Ребята, помогли мы Федоре? Что мы для этого сделали? А у вас есть посуда? Она не убегает от вас? Что вы делаете, чтобы посуда не ушла? Что сегодня было для вас самым интересным? Какое задание было самым трудным? Пора нам возвращаться из сказки. Закройте на минутку глаза 1,2, 3, 4, 5 – вот и в группе мы опять.
учитель-логопед: Аникина М. Н.