МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР

Елена Лукина
Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 15 «Солнышко»

Конспект логопедического занятия

«Многозначные слова»

с использованием новых образовательных технологий

с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР

Публикация «Конспект логопедического занятия „Многозначные слова“ с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР» размещена в разделах

Подготовила :

учитель-логопед

Лукина Е. В.

2016 год

Городской округ г. Бор

Цель:

С помощью речевых игр и упражнений познакомить детей с многозначными словами, используя новые образовательные технологии:

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и обогащать словарный запас детей по данной теме.

2. Упражнять детей в умении осуществлять семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией, давать общее определение для всех значений многозначного слова.

3. Совершенствовать умение объяснять, почему это слово многозначное и что общего у многозначных слов одной семантической группы.

4. Активизировать в речи детей слова : многозначные слова, дверная ручка, кремлёвская звезда, морская звезда, и др.

5. Привлечь внимание детей к лексическому значению слов, учить понимать многозначность значений слов во фразах, в тексте

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей внимание, логическое мышление, творческое воображение, память детей, самостоятельность,

Развивать у детей познавательный интерес

Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание у детей любознательность, творческое воображение, навыка самоконтроля и организованности в работе.

2. Воспитывать у детей волевые качества в ходе выполнения логопедических заданий, стремление к победе и уверенность в своих силах.

3. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей, приходить им на помощь.

Новые образовательные технологии, используемые на занятии :

1. Технология личностно-ориентированного взаимодействия

2. Здоровье сберегающие технологии (дыхательные упражнения, динамическая пауза с речевым сопровождение, самомассаж)

3. Рефлексия эмоционального состояния

4. ИКТ технологии

Оборудование:

ноутбук, МФУ лазерное, проектор, экран, компьютерная презентация «Многозначные слова» ( слайды: авторучка, дверная ручка, ключ дверной, скрипичный, гаечный, ключ-родник, гриб без ножки, мальчик без ножки, стул без ножки, стол без ножки, рыба-ерш, щетка-ершик). Буратино, компьютерная программа «Игры для тигры», аудиозаписи со спокойной музыкой, магнитофон.

Пропедевтическая работа:

Разучивание стихов-загадок о многозначных словах

Рассматривание изображений многозначных слов на картинках.

Разгадывание кроссвордов

Ход занятия.

I. Организационный момент

Рефлексия эмоционального состояния.

Логопед вместе с детьми говорит слова : :

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

Доброе утро скажем друг другу!

Доброе утро всем кто в округе!

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

Дети улыбаются друг другу, говорят «Доброе утро» и садятся за столы.

II. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Логопед сообщает детям, что сегодня они совершат путешествие в волшебный город страны многозначных слов, погуляют по загадочным улицам, познакомятся с жителями этого города.

Логопед предлагает детям самостоятельно определить, на чём они будут путешествовать. Дети предлагают разные варианты (ковёр-самолёт, космический корабль и т. д.) и определяют главный.

Логопед предлагает детям закрыть глаза, расправить руки - словно крылья и отправиться в полет под звуки музыки.

Дети открывают глаза, логопед предлагает детям отгадать, с каким сказочным героем они сейчас встретятся.

Это что за очень странный

человечек деревянный?

Мальчик с Азбукой под мышкой

- деревянный шалунишка.

Победил он Карабаса,

не подвёл друзей ни разу.

Кто не слушался Мальвину?

глупый, добрый… .?

Ответ детей: Буратино.

1. Сюрпризный момент.

Появляется грустный Буратино: Здравствуйте ребята,

Логопед говорит Буратино, что дети рады встретить его в волшебной стране и спрашивает, почему он такой грустный.

Буратино сообщает, что потерял ключ.

Логопед спрашивает Буратино : «А какой ключ ты потерял?»

Буратино:

Далёко, далёко за морем

Стоит золотая стена.

В стене той заветная дверца,

За дверцей - большая страна

Ключом золотым открывают

Заветную дверцу в стене,

Но где этот ключик — не знаю?

Никто не рассказывал мне.

Логопед спрашивает детей не находили ли они «золотой ключик», про который говорит Буратино.

Ответы детей.

Логопед предлагает детям помочь Буратино и вспомнить, какие еще бывают «ключи» в волшебной стране многозначных слов.

Буратино: А что, разве бывают другие ключи? Я очень хочу о них узнать….

Логопед : Да бывают. Слово «ключ» - «многозначное слово». Слово одно, а значений много.

Педагог загадывает детям загадку, а отгадки-картинки появляются в виде слайдов на экране.

Он в дверях, он в замке,

Он и в нотной строке,

Он и гайку отверну,

Он и может, если захочет,

Телеграмму передать

И загадку разгадать.

Логопед спрашивает детей, о каких ключах здесь говориться.

Дети отвечают: дверной ключ, нотный (а по другому он называется скрипичный, гаечный ключ.

2. Динамическая пауза

Логопед сообщает детям, что нужно набраться сил, чтобы продолжить путешествие по сказочному городу многозначных слов и предлагает сделать физкультминутку.

Буратино потянулся,

(руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

(наклоны корпуса вперед)

Руки в сторону развел,

(руки развести в стороны)

Ключик, видно, не нашел.

(повороты вправо и влево)

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(руки на поясе, подняться на носочки)

3. Что такое «Ключ»?

Логопед предлагает детям отгадать, о каком ещё ключе он расскажет.

Скажи "Родник" -

И вот возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем.)

Дети: ключ – это родник.

(на экране появляется слайд «родник»)

Логопед напоминает детям, что у слова «ключ» много значений и просит обобщить «как называются такие слова

Ответы детей: «Многозначные», потому что слово одно, а значений много… .

4. «Загадай Буратино загадку».

Логопед предлагает детям рассказать Буратино, какие ещё они знают многозначные слова.

Дети по желанию загадывают Буратино загадки, на экране появляются слайды-отгадки.

1 ребёнок

Отгадай, что за вещица.

Острый клювик, а не птица.

Этим клювиком она

Сеет, сеет семена.

Не на поле, не на грядке -

На листах твоей тетрадки.

(ручка шариковая)

2 ребёнок

Если хочешь ты войти к себе домой,

Поздоровайся-ка за руку со мной,

А на улицу собравшись погулять —

Попрощайся так же вежливо опять

(дверная ручка)

3 ребёнок

Если звёздочка устала.

Нет в ней света,

Нет в ней жара.

То она живёт на дне

(морская звезда)

4 ребёнок

Ёлочка красавица

Бусы в два ряда

На верху у ёлочки

Блестящая …

(звезда)

5 ребёнок

Я плыву по небосводу,

Я конечно не одна,

Хоть и ярко я сияю,

Только ночью я видна.

(небесная звезда)

6 ребёнок

Москва златоглавая

Любуется тобой

Сияешь ты рубином,

И слушаешь курантов бой.

(кремлёвская звезда)

Буратино спрашивает детей, какие ещё бывают звёзды?

(Ответы детей, если их нет, то логопед подсказывает, где ещё можно встретить звезду: на пилотке солдата, на военной технике; значки, ордена и т. д.)

5. Логопед предлагает детям выполнить дыхательное упражнение с компьютерной программы «Игры для тигры»

Логопед : «Давай будем выдыхать длительно. Сделай глубокий вдох носом, плечи не поднимайте, а затем медленно выдыхайте воздух, не надувая щёк. И все «парашютики» на одуванчиках улетят»

6. Упражнения «Назови и покажи»

Логопед обобщает : слово «звезда» может обозначать:

звезду на небе, морскую звезду, елочное украшение, кремлёвскую звезду и спрашивает, что общего у всех этих предметов?

(Варианты ответов детей)

Логопед : Верно, ребята, «звезда» – это фигура с треугольными выступами по окружности.

Буратино: А я знаю, как звезду можно показать с помощью рук и ног (показывает, повторяйте за мной (дети повторяют, а вот это морская звезда (показывает звезду с волнообразными движениями). А если мы возьмёмся за руки и посмотрим вверх, то у нас непременно получится небесная звезда. Хорошее слово «звезда», с ним поиграть можно, и значений имеет много. А есть ещё такие интересные слова?

Логопед : Конечно, в стране многозначных слов вы встретите ещё много интересного, нужно быть очень внимательным и любознательным. Предлагает напомнить Буратино, какие слова называются «многозначными».

Буратино: Сколько нового я узнал от вас. Спасибо большое вам ребята. Я пойду искать свой ключик «дверной» и обо всем расскажу своим друзьям. Прилетайте к нам ещё. (Машет рукой и уходит).

III. Рефлексия занятия.

Логопед предлагает детям определить помогли ли они Буратино, чем, кто хочет ещё узнавать новые многозначные слова (ответы детей).

Логопед вместе с детьми говорит заключительные слова :

Все мы дружные ребята.

Мы ребята-дошколята.

Никого не обижаем.

Как заботиться, мы знаем,

Никого в беде не бросим.

Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло!

- На этом наше занятие окончено.

Логопед просит детей пройти на ковер-самолет и отправиться обратно в группу. Дети закрывают глаза, звучит спокойная музыка.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН «Звук [Ц]» Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ФФН учитель-логопед МБДОУ «Детский сад «Эврика».

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект ООД «Наша Вселенная» для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности Программные задачи: сформировать понятие «космос», «космическое пространство», объяснить, что такое Солнечная система, расширить знания.

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе компенсирующей направленности «Сарафан для матрёшки» Тема: «Сарафан для матрёшки» Цель: Рисование узора на сарафане матрёшки Задачи: • Познакомить с особенностями предмета народного промысла.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности «Путешествие с капелькой» Интеграция областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»; «Художественно-эстетическое развитие»;.

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы (компенсирующей направленности) месяц тема задачи методы и приёмы используемые для закрепления знаний детей развивающие методы сентябрь *Беседа: «Огонь – друг или враг».

Психологической досуг с детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР) «В царстве Нептуна»Психологической досуг с детьми группы компенсирующей направленности (ЗПР) «В царстве Нептуна» Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Задачи: 1. Формирование положительного эмоционального настроя, сплочения группы.

Конспект открытого занятия по ФЭМП с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности IV вида Тема: Грибы в Чувашии (вид образовательной деятельности – познавательно - исследовательская) Цель: расширять чувственный опыт детей в формировании.

Конспект ООД по ФЭМП «Математика везде, даже в играх по ПДД» для детей подготовительной группы компенсирующей направленностиКонспект ООД по ФЭМП «Математика везде, даже в играх по ПДД» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности Конспект организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических познаний На тему:"Математика везде, даже.

«Животные Севера и Юга». Конспект НОД с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности Цель: интеллектуальное развитие детей в познавательной деятельности. Задачи: Образовательные: создать условия для ознакомления детей с главой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР
Опубликовано: 5 октября 2016 в 15:15
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Многозначные слова» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Елена Лукина (УИ 767875) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД