Стасенко Юлия
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по «Речевому развитию» в подготовительной группе
Тема: «Чтение и пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе „Чтение и пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
- формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально.
- обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;
- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения.
- упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи;
Развивающие :
-развивать интерес и любовь к книге;
-продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли.
-развивать творческое воображение.
Воспитательные:
-воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Ход деятельности.
1. Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить.
(Детям предлагаются разрезные картинки)
Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить.
- Что вы сложили? (дети называют своих рыб).
- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)
- Значит они какие? (морские)
-Назовите морских, речных рыб.
- А что общего у рыб?
-У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб?
-Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация)
- Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением.
Д/игра «Скажи наоборот»
Горячая - Холодная
Прохладная - Тёплая
Чистая - Грязная
Кипячёная - Сырая
Солёная - Пресная
Бурливая - Спокойная
Прозрачная - Мутная
-А что люди могут делать с рыбой?
2. -Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».
Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)
с последующим обсуждением
Вопросы к тексту:
-Почему этот текст называется «рассказ»?
-Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
-О чем говорится в этом рассказе?
-В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
-Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить). Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
-Сколько рыбы поймал Юра?
-Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»
-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? (ответы детей)
-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».
3. Физминутка.
Будем прыгать и скакать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
-Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
уха (суп из рыбы)
вокруг (около, возле, рядом)
нахваливать (много хвалить)
ершище (большая рыба)
навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
-А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
- Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.
-Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
Вопросы:
- Что Юра написал о своей семье? (Я живу в большой и дружной семье)
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
- Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение)
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной ухе была и моя маленькая рыбка).
4. Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
(повторное чтение рассказа воспитателем)
- Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.
(трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану)
- Получилось ли у ребят рассказать точно по плану?
- Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. (Ребята рассказывают)
- Все ли ребята были внимательными?
- А кому-то из вас предстоит выполнить самое трудное задание - надо рассказывать полностью весь рассказ.
- Насколько удалось рассказать точно рассказ, используя слова автора?
- Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.
П/и «Удочка»
- Ребята, что у меня в руках? (скакалка)
- А чем она ещё может быть?
- Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки.
5. Рефлексия
- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?