Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»

Екатерина Герасимова
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по экологии с элементами экспериментирования

для детей старшей группы

Тема: «Жить нельзя без воды»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Доминирующая область: «Познавательное развитие»

Задачи:

Образовательные:

*продолжать знакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода-растворитель;

*формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;

*активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы, стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

Развивающие:

*развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

*закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, пипетками;

*развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Воспитательные:

*воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать чужое мнение.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование к НОД: карточки в виде капелек воды с загадками, иллюстрации, плакаты. Рисунки на тему «Вода»; ведёрко, прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды различной формы, соломинки для коктейля, детские соки, стаканы с молоком, пуговицы, пипетки, ватные палочки, одноразовые тарелки, гуашевые краски.

Словарная работа: лаборатория, лаборант, опыты.

Методы и приёмы:

1. Наглядный: картинки с изображением воды и игрушек.

2. Словесный: беседа, объяснение, вопросы к детям, пояснение, загадки.

3. Игровой: создание игровой ситуации.

4. Рассказывание стихотворения.

Продолжительность НОД: не более 25 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Проводится в группе

Воспитатель: «Дети, когда я сегодня пришла в детский сад, то увидела на пороге серебряное ведёрко. Хотите заглянуть в него и узнать, что в нём лежит?»

После того как дети ответят на вопрос воспитателя, они начинают по очереди доставать из ведёрка карточки-капельки с загадками. Воспитатель читает их вслух.

Люди ждут меня, зовут,

А приду к ним - прочь бегут. (Дождик).

Пушистая вата, плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако).

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка).

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч.

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг! (Водопад).

Основная часть:

Воспитатель: «Дети, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты.

Сегодня мы поговорим о воде, её свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (тёплая, горячая, холодная, пресная. Прозрачная, газированная и т. п.)

Что вода делает? (течёт, льётся, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего нужна вода человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т. п.).

Воспитатель: «Дети, а как вы думаете, где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: «В морях и океанах-вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море-как называют её по другому? Морская. Вода в океане-океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).

Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: «Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Практическое экспериментирование «Волшебные свойства воды».

Воспитатель: «Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Дети, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её удивительными свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

- Не шуметь - этим мы мешаем друг другу. Аккуратно обращаться с посудой

- Слушать воспитателя.

- Внимательно следить за результатом опыта.

- Закончив наблюдение, сделать вывод.

Прежде, чем приступить к работе в лаборатории, мы немножко поиграем.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой

На цветы---круговые движения кистями рук

И на дорожку---обе руки перед собой

Льётся, льётся ой-ой-ой---покачивание головы

Побежали мы домой---бег на месте

СТОЛ №1

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

ОПЫТ 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой - пустой.

Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой, Льётся вода?

Почему? Потому что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана, Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

ОПЫТ 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду, Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует, Дать детям для сравнения попробовать сок. Вода – безвкусная.

ОПЫТ 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? (Вода совсем не пахнет).

СТОЛ № 2

Свойство 2: вода прозрачная, бесцветная.

ОПЫТ 4. Воспитатель: «На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить пуговицу в стакан с водой, другую – в стакан с молоком,

- Что заметили? Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком пуговицу не видно, а в стакане с водой она видна.

- Почему? Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

СТОЛ № 3

Свойство 3: вода не имеет собственной формы.

ОПЫТ 5

Воспитатель: «А теперь пользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе, Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная: прямоугольная, круглая, треугольная и т. п.

Воспитатель: «Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой, Посмотрите, что происходит с формой воды?

Воспитатель предлагает налить воду в резиновую перчатку.

Ответы детей.

Вместе с детьми воспитатель формирует следующее свойство воды: в отличие от твердых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда. В который её наливают.

СТОЛ ВОСПИТАТЕЛЯ

Свойство 4: вода – растворитель.

ОПЫТ 6

Воспитатель: «Дети, я попрошу вас подойти к моему столу, У меня на столе стоят три блюдца накрытые салфетками, Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку:

- Белый камень в воде тает. (Сахар) Ребёнок снимает салфетку и мы видим на блюдце сахар.

- А теперь вторая загадка: Желтое, жидкое, когда жаришь – шипит! (Масло растительное) Ребёнок снимает салфетку.

- А вот и третья загадка: Белое, твёрдое, а не камень (Соль) Ребёнок снимает салфетку.

Воспитатель: «Попробуем теперь капнуть в воду капельку масла в одном стакане, размешать во втором стакане ложку соли, а в третьем ложку сахара и посмотрим, что же у нас получилось? (Предполагаемые ответы детей) Соль и сахар растворились в воде, а масло не растворилось.

- Какой можно сделать вывод? (Вода является растворителем, но не всех веществ).

ИГРОВОЙ МОМЕНТ:

А сейчас мы поиграем в игру «Что лишнее на картинках?» На доске висят фотографии, связанные с водой и фотографии игрушек. Дети отвечают, что здесь лишнее.

ИГРА – ЭКСПЕРИМЕНТ «ЦВЕТНОЕ МОЛОКО ИЛИ САЛЮТ В ТАРЕЛКЕ»

1. Налейте молоко в тарелку.

2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.

А теперь хотите – верьте, хотите – нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните её в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдёт! Молоко начнёт двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Заключительная часть

Дети, вода – одно из самых удивительных веществ на планете.

- Какие новые свойства воды вы узнали из опытов? Понравилось ли вам занятие, и что понравилось больше всего?

Дети:

- Вода это жидкость.

- Вода не имеет собственной формы.

- Вода бесцветна, не имеет запаха, прозрачная.

- Вода может растворять одни вещества и не растворять другие.

Вы сегодня все молодцы, старались, делали опыты, в подарок вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебница – вода»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде! Без неё нам не умыться,

В луже, в речке, в океане. Не наесться, не напиться!

И в водопроводном кране, Смею вам я доложить:

На плите у вас кипит, Без неё нам не прожить!

Паром чайника шипит.

(Н. Рыжова «Волшебница – вода»)

А если нам без неё не прожить, то воду надо беречь и охранять!

Публикации по теме:

Досуг для разновозрастной группы (4–6 лет) «Без воды — ни туды, ни сюды» Досуг проводился в период летней оздоровительной компании, как заключительное мероприятие по теме "Вода". Цель: Актуализация знаний детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Без воды нет жизни» для детей подготовительной к школе группы Тема: Без воды нет жизни (познавательно – исследовательская деятельность) Для детей подготовительной к школе группы. Цель: развитие познавательной.

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью» Задачи: Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью. Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной.

Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Друг без друга нам нельзя! Не будем ссориться, друзья!»Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе «Друг без друга нам нельзя! Не будем ссориться, друзья!» Цель: воспитание чувства общности, дружбы и единства с людьми, живущими на Земле. Задачи: -формировать у детей младшего дошкольного возраста.

Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования «Вода в природе» для подготовительной группы. Цель: систематизировать и уточнить.

Конспект НОД по экологии в старшей группе с элементами викторины «День Земли» Цель: формирование бережного отношения к природе. Задачи: 1. формирование у детей представлений о международном празднике – День Земли.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект ООД с элементами экспериментирования в старшей группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема занятия: «Удивительные свойства воды» Воспитатель: Ковалёва.

Конспект занятия-экспериментирования. «Жить нельзя нам без воды». 2 младшая группа. Показательное занятие для родителей.Конспект занятия-экспериментирования. «Жить нельзя нам без воды». 2 младшая группа. Показательное занятие для родителей. Цель:Познакомить детей со свойствами воды, развивать познавательный интерес. Задачи: - Дать знания о свойствах воды (льётся, прозрачная,без.

Конспект занятия с элементами экспериментирования во второй младшей группе «Свойства и признаки воды» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, текучая) Программные задачи: - воспитывать интерес к теме «вода» - формировать бережное.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Жить нельзя без воды»
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 09:52
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Дидактическое пособие «Лепбук «Сказки Корнея Чуковского»
Лепбук представляет собой картонную папку формата А3. Папка содержит кармашки, в которых собрана информация по теме. Дидактическое пособие «Лепбук...
Консультация «Уголок дошкольника дома»
Редко когда воспитатели дают советы родителям об организации уголка дошкольника в домашних условиях. Но, иногда возникает такая необходимость и вот несколько...
Фотоотчёт об экскурсии на ферму
Мы приехали на ферму Посмотреть, кто там живет, Кто как служит человеку, Кто что ест и кто как пьет. Наш посёлок расположен среди бесчисленных полей....
Макет «Русская изба»
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию макет «Русская изба», сделанный из бумаги и картона. Мы его используем в качестве методического материала в...