Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью»

Лариса Шишатская
Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью»

Задачи:

Расширить и систематизировать знания детей об изменениях в природе осенью.

Формировать навыки самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности.

Цели:

Развивать диалогическую речь, мышление, воображение.

Закрепить в речи названия осенних месяцев, учить связному монологическому высказыванию.

Обогащать и активизировать словарь, совершенствовать грамматический строй речи.

Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Публикация «Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе „Природа осенью“» размещена в разделах

Совершенствовать знания детей о свойствах воды (жидкая, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель)ъ

Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности,

Формировать диалоговое общение воспитателя и детей.

Воспитывать у детей любовь к природе и эстетические чувства к золотой поре.

Материалы и оборудование:

музыкальное сопровождение «Звуки осени», Пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка», глобус, картинка тучи и капелек дождя, цветные полоски бумаги (красный, жёлтый,голубой, зелёный, карточки в виде осенних листочков со смайликами.

вода (простая теплая, стакан с молоком, камешки, посуда (прозрачные стаканы, ложки чайные, трубочки для коктейля,

прозрачный кувшин 1 литр, таз, продукты (сахар-песок, соль, лимон)

Методы и приемы активизации познавательной деятельности :

наглядный,

экспериментирование,

наблюдения,

Предшествующая работа: Наблюдения за изменениями в природе в процессе прогулок; беседы по теме «Осень»; заучивание стихотворения З. Письмана «Осень в лесу», «Времена года» С. Маршака, чтение стихотворений «Осенью» А. Фета, «Золота осень» Б. Пастернака, «Листопад» И. Бунина; организация подвижных игр «Осенние листья», «Солнышко и дождик», рассматривание картин известных художников, изображающих осень, составление рассказов об осени, рисование на тему «Золотая пора».

ХОД:

1 ЧАСТЬ: погружение в ситуацию

-Ребята, давайте с Вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим настроением!

-А вы любите когда к Вам приходят гости? Посмотрите, как много гостей к нам пришло.

Давайте поздороваемся с ними.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется.

Доброе утро! Все вместе!

- Доброе утро!

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг,

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Подарите улыбки друг другу, подарите улыбки нашим гостям.

2 ЧАСТЬ: информационный этап

Звучит пьеса П. Чайковского «Осенняя песенка».

- Ребятки сегодня утром, пока я шла, по дороге вот, что нашла. (Показывает листики)

-Что это? (Листики)

-Листики! Они ведь должны быть зелёными. А что с ними случилось? (Они стали жёлтые)

- А почему? (Потому, что наступила осень.)

-Сейчас проверим правильно, ли вы ответили. Послушайте загадку, если ответы совпадут, значит ответ верный.

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это… (осень)»

- Верно, ребята, в нашей загадке спряталась осень. А как вы поняли, что сейчас именно осень? (ответы детей)

- Все верно! Давайте расскажем об осени.

Дети читают стихотворение З. Письмана «Осень в лесу

1. Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

2. Ветерок летит, вихрится

И негромко поют птицы,

Солнца лучик в тучках тает,

День быстрее убегает.

3. Лес наполнился грибами,

Лист, иголки под ногами.

На траве росинки тают,

Грибников в лес приглашают.

4. Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

5. Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

- Ребята, а какие вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- А сейчас у нас какой месяц осени? (октябрь)

-Верно, октябрь. А перед октябрём какой месяц был? (сентябрь)

- А какой месяц наступит после октября? (ноябрь)

- Хорошо, молодцы. И так, давайте проверим, какие же вы знаете признаки осени. Попробуем назвать самые важные признаки этой поры. (листики на деревьях стали жёлтыми, оранжевыми, красными; солнышко греет не так жарко; дует холодный ветер; чаще идут дожди)

- Правильно ребята! Вы правы: дни становятся короче, а ночи длиннее, солнце светит менее ярко, и греет не так сильно как летом, на улице становится холоднее, чаще идут дожди, на небе появляются серые облака, ветер становится сильнее и срывает пожелтевшие листья с деревьев, цветы увядают, трава становится бурой, насекомые начинают прятаться, а птицы улетают в теплые края, чаще идут дожди)

- Молодцы, все признаки осени вспомнили! А теперь, давайте прогуляемся по осеннему лесу.

Физкультминутка

Мы пойдем в осенний лес, полный сказочных чудес.

По дороге мы идем, листья сыплются дождем. (ходьба на месте.)

Красно – желтый листопад, обсыпает всех ребят. (поворот вокруг себя)

А по небу ходят тучи (руки вверх, не пробьется солнца лучик. (сжимать и разжимать кулаки)

Ветер дует с высоты (раскачивание руками наверху, вянут травы и цветы. (раскачивание внизу)

Мы к плечам прижали руки (руки к плечам, начинаем их вращать. (вращение локтями)

Прочь, усталость, лень и скука (сгибание рук в локтях). Будем листья собирать (руки на пояс)

То налево посмотрели, то направо поглядели.

Лист дубовый, клена лист ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо.)

Низко – низко приседаем, и листочки собираем. (присели)

Много листьев мы нашли (встали, руки в стороны).

Здравствуй, осень, мы пришли. (опустили руки)-

3 ЧАСТЬ: Проблемный этап

- Послушайте, ребята, что это?

Звук дождя.

- Это дождь.

- К нам в гости тучка пришла. (Показывает изображение тучки)

С собой дождик принесла.

Туча по небу гуляла,

В сети солнышко поймала.

Посадила под замок,

Чтоб никто не уволок.

И от радости такой,

Туча хлынула водой.

Стала землю поливать,

(Показывает глобус)

Да дождем детей пугать:

"Все залью своей водицей,

Так как я теперь царица!

Убегайте, кто куда,

Будет здесь одна вода".

Показывает картинку тучи и капелек дождя.

- Тучка в гости пришла с собой капельки воды принесла (Показывает стакан с водой)

Ребята что это тучка принесла? (Это вода.)

-Вода окружает нас повсюду. Посмотрите на глобус. Вот так выглядит планета, на которой мы с вами живем. А какого цвета больше всего на глобусе? (Голубого.)

-Правильно! Голубым цветом обозначена вода на глобусе. Это моря и океаны, наполненные водой.

- А зачем нам нужна вода? А смогли бы мы жить без воды?

- Ребята наша тучка, что-то загрустила,а чтобы тучка не грустила и снова не пошёл дождь давайте поиграем и повеселим тучку.

Игра «Солнышко и дождик»

Правила игры.

1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.

2. Выполнять движения, согласовывая их со словами и подражая воспитателю.

Проведение.

Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)

Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.

А вы боитесь дождика?

Ребята давайте сядем на скамеечку- это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.

“Солнышко, солнышко,

Посвети немножко!

Выйдут детки погулять –

Станут бегать и играть” (дети бегают и играют)

-Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)

Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!

“Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай не жалей.

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи”

-Пойдёмте, выйдем на улицу, посмотрим, закончился дождь или нет?

-Ребята смотрите закончился дождик,

теперь можно выходить поиграть, и дальше продолжать.

- Ну вот мы отдохнули и повеселили тучку. Теперь ответьте, ребята, какого цвета вода? Такого же цвета, как обозначена на глобусе?

- Сейчас мы всё узнаем.

1 опыт: «Прозрачность» - У меня в стакане молоко.

- Закройте глазки, я туда что-то опущу.

- Открывайте глазки. Посмотрите, Вы видите что там лежит? (нет).

-А теперь опустите камешек в свой стаканчик с водой.

-Вы видите камешек в воде? (да)

-Значит какая вода? Она прозрачная. (повторить с детьми)

2 опыт :«Цвет воды»

- Сейчас мы узнаем, какого цвета вода. На столе лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски.

-Можно ли сказать, что вода голубая? Зеленая? Желтая? Красная? (Нет. Цвет воды не совпадает ни с одной из полосок) .

-Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какой же цвет воды? (У воды нет цвета. Она бесцветная (повторить с детьми)

-У воды нет цвета, но ее можно подкрасить. И тогда цвет воды будет зависеть от того какую краску мы добавим.

(окрашивание воды). Вода становится окрашенной.

3 опыт: «Запах воды»

- Ребята, давайте узнаем, есть ли у воды запах, чем она пахнет? Понюхайте воду в своих стаканчиках.

- Чем пахнет? (У чистой воды нет запаха.)

- Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. -Есть запах? (Есть.)

- А почему вода с лимоном пахнет? (Потому, что лимон пахнет.)

- Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?

-Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то уводы появится запах того, что в нее добавили.

4 опыт: «Вкус воды»

- А теперь определим вкус воды (даю по 2 стаканчика с кипяченой водой, предлагаю попробовать)

-Какой вкус у воды? (У воды нет вкуса, она безвкусная.)

- А теперь добавьте в стаканчик соль. Попробуйте. Какая вода? (соленая)

-В другой – сахар. Какой стала вода? (сладкая).

-У воды нет вкуса, но она приобретает вкус того вещества, которое мы добавляем.

5 опыт: «Звуки воды»

-Ребята, как вы думаете, мы можем услышать звуки воды?

- Давайте послушаем. Вы что-нибудь слышите? (ответ детей) -Верно, мы не слышим воду, когда она не подвижная, т. е. не двигается. Но, если мы перельем воду, то мы услышим звук воды. (предложить вылить воду в таз).

- Где еще можно услышать как звучит вода (падают капли, дождь, вода бежит из крана, ручей, водопад.)

-А в завершении мне хочется прочесть стихотворение о воде!

В природе путешествует вода,

Она не исчезает никогда:

То в снег превратится, то в лед.

Растает – и снова в поход!

По горным вершинам,

Широким долинам,

Вдруг в небо взовьется,

Дождем обернется.

Вокруг оглянитесь:

Вас окружает везде и всегда

Эта волшебница – наша вода!

Рефлексия

-Что Вам больше всего понравилось?

-Что было трудно?

-Кому бы хотели рассказать?

-Выберите и покажите листик, который соответствует вашему настроению сейчас.

Дети выбирают и показывают листик с улыбающимся или грустным смайликом.

Публикации по теме:

«Развитие познавательной деятельности дошкольников посредством экспериментирования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Умка» Тюленева Вера Михайловна 1г.

«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования»«Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского экспериментирования» Конспект НОД по познавательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Развитие познавательной деятельности у детей в процессе детского.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «Зима пришла» Конспект НОД в старшей группе по развитию речи. Воспитатель: Подоляко И. Н. Тема:"Зима пришла (с элементами экспериментирования). Цель:.

Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Мыло-фокусник» Цель: Расширение представлений старших дошкольников о способах изготовления мыльного раствора в процессе познавательно-исследовательской.

Конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования «Это удивительная соль» Конспект познавательной НОД с элементами экспериментирования «Это удивительная соль» Воспитатель МДОУ «Детский сад №189» Сисингалиева Джамиля.

Конспект совместной деятельности взрослого и ребёнка с элементами экспериментирования и применением мнемотаблиц Задачи: 1. Закреплять представление детей о зиме как о времени года, о предметах зимней одежды, забавах; 2. Вызвать у детей положительные.

«Овощи». Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами аппликации в средней группе детского сада Цель: закрепить знания детей по теме «Овощи». Обучающие задачи: 1. актуализировать знания детей по теме «Овощи»; учить составлять аппликацию.

Конспект занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Тема:беседа о жидких, твердых, газообразных веществах. Программное содержание: 1. С помощью метода " маленьких человечков" познакомить детей.

Конспект Занятия по познавательной деятельности (с элементами ТРИЗ) в старшей группе Программное содержание :сформировать умение видеть предмет под новым углом зрения,обнаруживать его новое использование (газету можно не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе «Природа осенью»
Опубликовано: 28 декабря 2016 в 22:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД