татьяна елясина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Супер-агенты. Опыты и эксперименты»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
совместной деятельности педагога и детей
по теме «Супер агенты. Опыты и эксперименты».
Разработчик
Т. Е. Елясина,
воспитатель МБУ д/с №52 «Золотой улей»
Возрастная группа: 5-6 лет
Вид (разновидности) интегрированной деятельности детей :
экспериментально-познавательная,коммуникативная, познавательно-игровая.
Содержание деятельности детей :
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности „Супер-агенты, Опыты и эксперименты“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
- уточнить знания о твердых и жидких веществах, фиксируя данные в морфотаблице;
-осуществлять измерительную деятельность с помощью условной мерки;
-закреплять умение читать алгоритм деятельности, действовать согласно инструкции;
-находить решение проблемной ситуации опытным путем.
Задание для совместной деятельности детей :
Задание
(действие и его содержание)
Способ
предъявления задания
Способ презентации
результатов
1. Заполнить морфотаблицу с МЧ воды и льда.
Игровой -вращение колеса фортуны и чтение задания из карточки
Заполнение морфотаблицы
2. Прочитать алгоритм, провести опыт, записать результат деятельности
Игровой — получение заданий при помощи колеса фортуны. Словесный с использованием схемы-алгоритма
Индивидуальный рассказ, обсуждение, зарисовка результата пиктограммой
3. Проведение опытов с водой и воздухом
Видео вопрос (по скайпу)
Проведение опытно-экспериментальной деятельности, выводы
4. Прохождение «полосы препятствий» (физминутка)
Телефонный звонок
Двигательная активность.
5. Проведение опытов с магнитом
Игровой — вращение колеса
Словесный — выводы.
6. Найти слепок ключа в группе
Игровой- использование колеса
Словесный — обсуждение результатов
7. Создать мыльный раствор
Словесный, решение проблемной ситуации
Игровой — создание мыльных пузырей
Образовательные задачи:
- формировать умение вести диалог при обсуждении проблемы и учитывать мнение партнера;
- формировать умение выявлять и фиксировать результаты поисковой деятельности, способствовать умению применять разные способы получения информации;
- закреплять умение читать алгоритм действий;
- стимулировать помощь друг другу, соблюдать правила взаимопомощи;
-активизировать экспериментальную и поисковую деятельность;
-закреплять умения проводить измерение жидких веществ с помощью условной мерки
(стакана);
упражнять в умении делать выводы, заключения.
уточнить знания о свойствах воды (растворяет жидкое мыло, мыло распространяется по поверхности воды); свойствах воздуха (можно увидеть, воздух обладает силой); закрепить знания о свойствах магнита (притягивать металлические предметы).
Научить делать мыльный раствор для пузырей.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал: атрибуты супер агента (черные очки) приглашение поиграть в «супер агентов», видеозапись вопроса;
2. Материалы для деятельности детей :
материалы для представления заданий и результатов деятельности : вода, стаканы, трубочки, спички, магниты, ключи, крышки разного цвета, жидкое мыло, полотенца, контейнеры для воды, емкости с водой, салфетки, маркер.
3. Дидактический материал: колесо фортуны с заданиями, алгоритм опыта со спичками и мылом; морфотаблица с МЧ воды и льда; монитор, музыкальная звукозапись.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей (НОД)
Этап
Деятельность педагога
Деятельность детей
мотивационно-целевой
Продумывает мотивацию. Создает игровую ситуацию: поиграть в супер агентов.
Педагог предлагает назвать пароль-предметы, где живут дружные МЧ (твердые вещества)
Дети включаются в игровую ситуацию. Обсуждают ее, выдвигают предложения, как ее можно решить. Выражают желание на некоторое время «стать супер агентами».
Осознают «зачем я буду участвовать в поисковой лаборатории»?
Дети договариваются о правилах поведения супер агентов.
проектировоч но-организационный
Педагог обеспечивает актуализацию знаний детей по исследуемой проблеме «Свойства жидких и твердых тел» ,опираясь на ранее полученные знания «Где встречается вода» (Вы уже много знаете о МЧ, и первое задание-заполнить морфотаблицу») см. Приложение №1
Дети выдвигают предположения и формулируют свои высказывания о МЧ, об их свойствах.
содержатель
но-деятельностный
1. Продумывает и готовит материалы, которые помогут детям выполнить опыты с учетом их возрастных особенностей.
2. Педагог активизирует знания детей о свойствах воды (жидкое вещество) и льда (твердое вещество).
3. Руководит проведением опыта на «воздух имеет вес»
2. Педагог стимулирует на решение задачи «вода –растворитель мыла»
2. Педагог оказывает детям необходимую помощь в реализации действий, стимулирует проверку правильности выполнения самих действий и их последовательности, руководит процессом согласования действий партнеров.
Дети проводят проводят серию экспериментов (опытов, по определению некоторых свойств воды,воздуха, мыла, магнитов.
Делают вывод.
оценочно-рефлексивный
Педагог организует итоговый контроль выполнения всех опытов и обеспечивает предъявление детьми итогов экспериментальной деятельности (запись результатов).
Помогает детям установить соответствие результатов и поставленной цели, и определить верность выдвинутой гипотезы.
Педагог делает общий вывод о работе: отмечает слаженность, умение договориться, выполнение работы до получения результатов.
Дети конкретизируют полученные результаты, осуществляют рефлексию своей деятельности : рассказывают что делали, почему получили такие результаты, делают заключение.
Методы и приемы:
1 этап
1. Педагог предлагает детям поздороваться с гостями, а сама в это время надевает черные очки.
2. Обсуждение персонажа — супер агента.
3. Создание игровой ситуации – предложение поиграть в супер агентов.
В какого героя перевоплотился воспитатель, кто такой супер агент? Что может делать, какими качествами обладать? Как называется помещение для экспериментов? Лаборатория – это место, где проводят опыты, эксперименты. Чтобы получить звание супер агента нужно выполнить ряд заданий.
5. Педагог предлагает пройти к колесу фортуны. Для этого надо назвать пароль:любой предмет, где живут дружные МЧ. Дети по очереди вращают барабан.
6. Первое задание: вспомнить свойства МЧ воды и льда, заполнить морфотаблицу. Сделать вывод: что общего у льда и воды?
7. Второе задание (вращают колесо) : прочитать алгоритм действий, выполнить опыт №1. Сделать вывод- почему спички «разбежались» от жидкого мыла.
Опыт № 1 «Спички и жидкое мыло»
-Прочитайте алгоритм. Что нужно сделать сначала? (Наполнить контейнер водой в количестве 3 стаканов).
-Действуем дальше по схеме: поместить в жидкость 2 спички рядом друг с другом.
-Опустить между спичками 3-ю. Как изменилось положение первых двух спичек?
-теперь надо обмакнуть 3ю спичку в жидкое мыло, и повторить. Как теперь повели себя первые две спички? Почему это произошло?
Вывод: МЧ воды-недружные, поэтому мыло легко их расталкивает.
Дети вращают барабан — следующее задание — видео вопрос (на экране — ребенок из группы держит в руках прозрачный стакан и спрашивает-пустой стакан, или в нем что-то есть). Нужно выполнить опыт №2 и ответить на вопрос.
Опыт № 2 «Что в стакане?»
После вращения колеса, выпадает задание — вопрос по скайпу (заранее записан на видео).
Опытным путем проверить, что находится в пустом стакане.
Нужно опустить стакан в воду, дном кверху. Осторожно поднять одну сторону, можно увидеть воздух, которых был в стакане.
-Что вы увидели?
-Почему воздух поднялся наверх?
-Опустите две пластиковые крышки разного цвета в контейнер с водой, накройте одну из них перевернутым стаканом. Что произошло?
-Легли ли крышки на дно?
-Почему они плавают?
-На одном уровне находятся крышки?
-Что заставило закрытую крышку опустится на дно?
Вывод: воздух обладает силой. Где человек использует эту силу воздуха? ( Варианты ответов: шприц, насос, мельница, медицинская груша и т. п.)
Физминутка — пройти полосу препятствий
1. перепрыгнуть через параллельно проложеные шнуры и не задеть, иначе сработает сигнализация.
2. Пролезть в обруч.
3. попасть в мишень-бросить мешочек в корзину.
(можно выполнить 2-3 раза).
Опыт №3 «Как достать ключ»
Налить в стакан воды. Опустить туда ключ.
-Что случилось с ключом?
-Почему он не плавает как крышки?
-Из чего сделан ключ? А крышка?
-Как достать ключ, не замочив руки?
Используя мозговой штурм, дети находят выход (если нет, взрослый предлагает использовать магнит).
-Ребята, ключи не простые — попробуйте найти слепок от них в группе, за этим что-то кроется.
Дети ищут отпечатки, подбирают ключи и находят коктейльные трубочки разной толщины.
-Как их можно использовать? (пить воду, сок, дуть)
-А еще можно надувать мыльные пузыри. Скажите, одинакового размера получатся пузыри, если трубочки разной толщины? (из широкой трубочки получится большой пузырь, из тонкой — маленький).
-Сделайте ратвор для мыльных пузырей-одна часть воды и одна часть жидкого мыла.
(Дети надувают мыльные пузыри). Предлагаю порадовать детей из младшей группы мыльными пузырями, поднять им настроение.
-Поздравляю вас с успешным прохождением испытаний! Вы достойны звания супер агентов! (награждение темными очками и медалями).
Приложение №1
морфотаблица с МЧ
вода
лед
ломается
Принимает форму сосуда