Еремина Ольга Ивановна
Конспект НОД по звуковой культуре речи. «Дифференциация звуков [с] и [ц] с детьми в старшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по звуковой культуре речи.
Тема: Дифференциация звуков [с] и [ц] с детьми в старшей группе. Еремина О. И.
Программное содержание.
Обучающие задачи. Формировать умение детей дифференцировать звуки : различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с – ц.
Познакомить детей с новыми загадками.
Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи, „Дифференциация звуков [с] и [ц] с детьми в старшей группе“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие задачи.
Развивать фонематический слух детей.
Развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Развивать мелкую моторику и координацию руки.
Развивать общую моторику, координацию речи детей с движением.
Воспитательные задачи.
Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Поддерживать интерес детей к чистоговоркам и загадкам.
Порадоваться вместе с детьми результатами выполненной работы.
Оборудование: Зеркала, магнитная доска, предметные картинки, в названии которых звуки [С], [Ц]; картинки цыплёнка, курицы; цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Вводная часть: «Приветствие».
Дети сидят за столом перед зеркалом.
С добрым утром вас ребятки, отгадайте – ка загадку:
Есть у радости подруга в виде полукруга.
На лице она живё т: то куда – то вдруг уйдёт,
То внезапно возвратится, грусть – печаль её боится.
Что же это?
Посмотрите в зеркало и там вы увидите отгадку… (улыбка)
А сейчас мы поиграем, все массаж выполняем!
С добрым утром, глазки!
С добрым утром, носик!
С добрым утром, ушки!
2. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
1) Упражнение «Улыбка».
Тянем губы прямо к ушкам,
Улыбаемся друг дружке.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, губы растянуты в улыбке, зубы обнажены)
2) Упражнение «Трубочка»
Подражаю я слону –
Губки хоботом тяну.
(Упражнение выполняется 5-6 раз, с сомкнутыми зубами)
Чередование упражнений «улыбочка» и «трубочка» 5 раз.
3. Отгадайте загадку:
“Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки”. Кто это? (Цыпленок). Почему вы так решили? (обращаю внимание, чтобы дети отвечали полным предложением)
Кто появился из яйца? Как назовем цыпленка? (Цып) Какой первый звук в этом слове? Как называются части домика цыпленка? (Скорлупки) Какой первый звук в этом слове? (ответы детей)
- Что мы с вами будем делать на занятии? (ответы детей)
- Мы будем сравнивать звуки [С], [Ц], значит о чем мы будем говорить? (Чем они похожи и чем отличаются).
4. Вместе с Цыплёнком Цыпой уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам.
Звук [С] Звук [Ц]
При произнесении звука [С] – кончик упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С… Голосовые связки отдыхают. Звук [Ц] образуется при слиянии звуков [ТС]. При произнесении звука [Ц] – кончик языка упирается сначала за верхние зубки (звук [Т], а затем за нижние передние зубки. (Звук [С]) и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки [Т] и [С]. Голосовые связки отдыхают.
5. Автоматизация и дифференциация звуков [С, Ц] в слогах, словах.
Цып только родился, ему все было незнакомо, интересно и он всему удивляется. Увидел курицу и говорит: са-са-ца!
Цо- цо-цо- яйцо;
Са-са-са - лиса;
Ца-ца-ца-овца;
Са-са-са - оса;
Це-це-це - солнце!
6. Дидактическая игра: «Закончи слово нужным слогом».
- Помогите Цыпу запомнить новые слова, добавляя слог СА или ЦА.
Ли. (са, кури. (ца, колба. (са, рукави. (ца, о. (са, гусени. (ца, ко. (са, мельни. (ца).
7. Физминутка «Цыпленок».
Был белый дом, (руки развести в стороны, показать
Чудесный дом, большой дом)
И что-то застучало в нём, (топнуть ногой)
И он разбился. (присесть)
И вдруг оттуда (медленно встать)
Живое выбежало чудо, (бег по кругу на носочках)
Такое тёплое, пушистое
И нежно золотистое.
8. Чтение сказки: «Цыплёнок Цып».
Цыплёнок Цып вылупился из яйца самым первым. Сидел он на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
— Мама, ты неправильно сидишь! Видишь — никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
— Ну ты посиди,— говорит Цып,— а я пойду погуляю.
Вышел Цып в поле, подошё л к цветку и говорит:
— Неправильно ты цветёшь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться. — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — гусеница ползёт.
— Эй, гусеница, ты неправильно ползёшь!
— А как же надо? — удивилась гусеница.
— Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет! — Сказал и пошёл дальше. Смотрит — цапля лягушек ловит.
— Эй, цапля, ты неправильно ловишь! Смотри, как надо! — И как прыгнет в болото. Тут бы Цыпу и конец пришёл, хорошо цапля его вытащила.
По Г. Юдину
9. Цыплёнок Цып хочет, чтобы у вас на память остались о нём фотографии и предлагает устроить фотосессию, но сперва разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика: «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
Будем мы цыплят считать
Раз – цыпленок на крыльце,
Два – еще сидит в яйце,
Три – цыпленок самый смелый,
А четыре – самый белый,
Пятый - маленький цыпленок,
Кушать захотел спросонок.
Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет.
10. «Фотографы» Возьмите карандаши, внимательно рассмотрите картинки, и раскрасьте их. Приступайте к фотосессии.
Рефлексия.
- С какими звуками мы сегодня работали? Какую игру хотелось бы повторить? Вот какие красивые у нас получились цыплята!
Выставка рисунков.