Инесса Джикаева
Конспект НОД по развитию осетинской разговорной речи «Игрушки» (Хъазæнтæ)»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Активизировать и расширять словарный запас по теме. Задачи:
образовательная
-Актуализировать знания детей о словах, обозначающих названия игрушек;
развивающая
-Развивать связную речь.
- Формировать умение слушать воспитателя и отвечать на вопросы: «Ай цы у?»,«Цы зоны?», «Цы уарзы?» («Кто это?», «Что умеет?», «Что любит?»);
-Совершенствовать зрительное и слуховое внимание,память, любознательность:
воспитательная
Публикация «Конспект НОД по развитию осетинской разговорной речи „Игрушки“ (Хъазæнтæ)“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Северная Осетия - Алания
- Темочки
-Воспитывать бережное отношение к игрушкам, прививать интерес к осетинскому языку.
Словарь: кошка-гды, мяч-пурти, собака-куыдз, заяц-търхъус, медведь-арс,игрушки-куыдз.
Оборудование: кукла Залина, мягкие игрушки, предметные картины по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познание», «Коммуникация», «Физическое развитие».
Ход НОД.
Организационный момент. В. Ребята, доброе утро! Д. Здравствуйте! (проводим пальчиковую гимнастику на родном языке)
В. А теперь встали в круг, посмотрели друг на друга, улыбнулись и сказали друг другу: «Я тебя люблю»,«з д уарзын».
(Слова на родном языке проговариваются каждым ребенком).
1. Актуализация имеющихся знаний.
С таким хорошим настроением начинаем игру. В. Кто-то стучится в дверь, я отрою. (Воспитатель заходит с куклой в руках) В. Дети к нам на зантие пришла ваша любимая Залина.
В. Ребята,поздоровайтесь с Залиной по-осетински. Д. гасцу! В. Залина хочет поиграть с вами. Она приготовила для вас новую игру :
«Назови,что покажу» (выставляются картинки с изображением членов семьи,дети их называют)
В. А теперь вас ждет сюрприз. (Внимание детей обращаю на стол, где лежит красивый сундучок).
2. Сообщение цели нод. Сл. / игра:«Волшебный сундучок»
(Воспитатель и дети любуются сундучком, открывают, достают содержимое, рассматривают.) В. Что может быть в сундучке, как его открыть? (Ответы) -Залина сказала, что сундучок с секретом. Ребята,а может быть, нам поможет какое то волшебное слово? Попросим вместе, скажем волшебное слово:«Пожалуйста!» В. Д. Пожалуйста, откройся, сундучок!Не открывается. В. Ребята, давайте вспомним волшебное слово по-осетински : Д. «Д хорзхй!» В. Д. Д хорзхй, байгом у! Откройся, пожалуйста! (Сундучок открывается) В. А в сундучке то игрушки! Сегодня мы узнаем, как называются эти игрушки по-осетински.
3. Сообщение нового знания
(Достаем по одной игрушке). -Ребята, Что это? Ай цы у? Д. Это кошка. В. Кошка, по-осетински, гды.
-Наша кошка какая?
-Давайте погладим ее?
Д. Мягкая, серая, милая. В. Что умеет делать кошка? Цы зоны? Д. Ловит мышей, бегает, мурлычет. В. Как она пьет молочко? Артикуляционная гимнастика (дети показывают язычком) В. Вот как лакает молочко, молодцы, дети. В. Как подает голос? Д. Кошка мяукает. В. Наши язычки могут спеть эту песню? В. Д. Ми-а-у-у! -Расскажите, какое стихотворение вы знаете про кошку?
-Ребята с помощью воспитателя рассказывают стихотворение Коста Хетагурова «Гино»
Гино,гино,гис! Иу гды нм ис, Хъарм,флмн крц дары, Къонайы хуыссы, Аргъутт мысы. (Кошку ставим на стол, достаем другую игрушку) В. Ай цы у?Что это? Д. Медведь. В. Медведь, по-осетински, арс. А кто знает, что любит медведь? Цы уарзы? Д. Мед. В. По-осетински, мы скажем:«Мыд».Медведь любит мед. Арс уарзы мыд. Чтобы мишке не было скучно, поиграем в осетинскую подвижную игру.
4. Физ. минутка:
П/ игра:«Слепой медведь».«Куырм арс».
В. Мишка нас развеселил, он устал, пусть отдохнет. В. Кто у нас еще в сундучке прячется, Давид,достань, пожалуйста, игрушку. -Кто это? Ай цы у? Д. Это заяц. В. По-осетински скажем :«Трхъус». Вы хотите попрыгать с ним (Ответы). Воспитатель читает текст стихотворения, дети выполняют действия. Трхъус быдырм спп-спп-спп. Трхъус быдырм гпп-гпп-гпп. В. Что умеет наш заяц? Д. Заяц умеет прыгать. (Гпп-гпп-гпп) Ему понравилось как вы повеселились вместе и говорит вам: «Спасибо!» «Бузныг!» В. А-ну-ка, я посмотрю, что у нас еще в сундуке? (мяч) Молодцы, отгадали. Это-мяч. По-осетински скажем : «Пурти». Что умеет мячик? Прыгать, катиться. Теперь садитесь на свои места и мы поиграем в другую игру. Игра: «Узнай-ка», «Базон - ма». Цель:Закрепление нового материала. На столах предметные картины, каждый ребенок смотрит на картину и отвечает на вопрос: «Что это?»,«Ай цы у?», В. Ребята, медведя, зайца, кошку, мячика одним словом как назовем? Д. Это игрушки. По-осетински скажем :«Хъазнт».
Д/ игра: «Что изменилось» (выставляю 4 игрушки) Цель :Закрепление новых слов, развитие зрительного внимания.
Беседа о бережном отношении к игрушкам :
-Ребята можно ломать игрушки?
-Разбрасывать?
-Трогать грязными руками?
(предполагаемые ответы) Д. С игрушками надо дружить, класть на место, беречь их (не ломать, трогать грязными руками и т. д)
Итог: -Ребята с какими игрушками мы сегодня познакомились?
-В какие игры мы с ними поиграли?
-Какая игра больше всего вам понравилась?
-Что бы вы хотели сказать кукле Залине? -Вы молодцы, ребята, вы меня порадовали, мне было с вами интересно