Наталья Евгеньева
Конспект НОД «Уроки вежливости с Вежливичком» в средней группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с использованием информационно-коммуникативных технологий
по теме «Уроки вежливости с Вежливечком»
Участники: дошкольники 4-5 лет
Количество детей : 7-10 человек
Длительность: 20-25 минут
Педагогический замысел:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Формировать у детей представление о добре как важном человеческом качестве;
Публикация «Конспект НОД „Уроки вежливости с Вежливичком“ в средней группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Формировать желание быть вежливым, сопереживать, уважительно относиться к окружающим, соблюдать этические нормы поведения во время совместных игр;
Формировать интерес и заботливое отношение к диким животным;
Развивать эмоциональную отзывчивость;
ОО «Речевое развитие»
Задачи:
Формировать речевой этикет детей, культуру общения;
Содействовать умению отгадывать загадки;
Упражнять в изменении слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Упражнять детей различать на слух слова с определенным звуком;
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме
ОО «Познавательное развитие»
Задачи:
Продолжать обогащать представления детей о свойствах предметов, развивать восприятие;
Закрепить умение сравнивать предметы по величине, выражать это в речи: большой, поменьше, маленький;
Упражнять в соотнесении количества и цифры;
Содействовать формированию у детей мотива познавательной деятельности
ОО «Художественно - эстетическое развитие»
Задачи:
Показать детям возможности использования нетрадиционного материала в аппликации.
Содействовать развитию у детей творческого воображения
Поощрять активное участие детей в художественной деятельности
ОО «Физическое развитие»
Задачи:
Привитие навыков здорового образа жизни;
Воспитывать у детей желание выглядеть аккуратными, опрятными;
Развитие мелкой и общей моторики.
Предварительная работа
С детьми проведены:
- тематические беседы «Этикет для малышей», «Волшебные слова»
- рассматривание иллюстраций «Уроки доброты»
- продуктивная деятельность (рисование и аппликация, коллективная работа «Дерево доброты»)
- чтение и обсуждение произведений: В. Степанов «Уроки вежливости», С. Маршак «Урок вежливости», В. Голяховский «Что за слово», В. Осеева «Волшебное слово»
- дидактические игры «Волшебная извинялочка», «Подсказки Вежливечка»
Оборудование и материалы:
- ноутбук, экран
-ИКТ - презентация на тему «Уроки вежливости с Вежливечком»
- «Вежливечок», копилка «Вежлидобря»
- шаблоны лепестков ромашки из картона с надписями вежливых слов
- клей ПВА
- кисточка для клея
- желтые нитки и бисер
-кисточка для рисования
-гуашь
- листы цветной бумаги А4
- клеенка
В НОД использованы:
Методы и приемы:
-игровой
-наглядный
-практический
-словесный
-художественное слово
-показ способа действия
Ход СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный момент:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о вежливых словах, которыми люди приветствуют друг друга, когда встречаются утром, днем или вечером, благодарят друг друга, извиняются. (слайд 1)
Основная часть:
Ребята, сегодня к нам пришел в гости Вежливечок. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашим гостем!
- Вежливечок говорит, что у него случилась беда – по дороге к нам, он потерял все вежливые, добрые слова из своей волшебной копилки «Вежлидобря».
- Ребята, поможем Вежливечку! Давайте вместе найдем вежливые и добрые слова! Для этого нам нужно пройти по дороге, которой Вежливечок шел к нам. Дорога эта лежала через лес. Вежливечок покажет нам лесные истории, и в них мы найдем, потерявшиеся, слова. Ой, ребята, а как же нам попасть в лес? (ответы детей).
- Вежливечок говорит, что мы попадем в лес «Дорогой добра! Нам предстоит разгадать загадку о жителе леса и сделать для него доброе дело!
Итак, все готовы? Слушайте внимательно первую загадку. (слайд 2)
Загадка про белку
Кто в лесном дупле живет?
Кто орешки все грызет?
Кто грибы на ветках сушит?
С кисточками ее уши.
Пушистый теплый хвост, как грелка,
Ну, конечно, это- … (белка)
Ребята, какое сейчас время года? (ответ детей). А затем будет - зима. Как мы можем помочь белочке! Соберем шишки на зиму!
Потрогайте, какие шишки, покатайте их в руках:
Шишки, белки-шалунишки,
Шелушили - грызли шишки.
Шишки грызли и орех
На глазах у нас у всех.
Приготовили к зиме -
За зиму поели все.
И осталась лишь одна
От орехов скорлупа.
А от шишек шелуха
И кедровая труха. (Г. Соренкова)
Белочке надо помочь разложить шишки по величине: в 1 коробке будут большие шишки, во второй поменьше, а в третьей самые маленькие. А потом мы посчитаем, сколько в каждой коробке оказалось шишек и подберем соответствующую цифру.
Белочке мы помогли и прошли «Дорогой добра» в лес!
А вот и первая история. (слайд 3)
Утром мама бельчиха стала будить своих маленьких бельчат:
«Бельчата, просыпайтесь,
Поскорее поднимайтесь!
Выбирайтесь из дупла,
Ночь короткая прошла-
Встало солнце золотое,
Небо ярко-голубое,
Пахнет лес травой и хвоей
И сверкает перламутром.
С добрым утром! С добрым утром!»
Бельчата проснулись, открыли глазки и хором ответили маме…
- Как вы думаете, что ответили бельчата?
Ну конечно, бельчата сказали: «Доброе утро, любимая мама!»
И мы нашли первые слова приветствия - «Доброе утро»
Затем малыши друг за другом выбрались из дупла и стали прыгать с ветки на ветку, играть в догонялки, бросать друг другу шишки и даже танцевать!
Ребята, а вы ничего не слышите? В лесу очень много звуков, шорохов. Кто же к нам спешит, давайте отгадаем! (слайд 4)
Загадка про ежика
Кто колюч? Живет в лесу?
Не боится кто лису?
От нее он не бежит:
В клубок свернулся и лежит,
Не видать на глаз, ни ножек?
Ты узнал? Ведь это - … (ёжик).
Из своей норки вылез дядя ё ж:
С добрым утром, детки! Что-то сильно вы шумите!
Собирался я лечь в кровать и немножечко поспать!
Бельчата знали, ежики ночью не спят, бродят по лесу, ловят мышей, лакомятся червяками и улитками, а днем отсыпаются.
- Как вы думаете, что ответили бельчата ежику, которого разбудили?
Правильно, бельчата сказали: «Извините, пожалуйста! Мы шуметь не будем и вас больше не разбудим!»
И мы нашли еще вежливые слова - «Извините, пожалуйста».
Бельчатам очень хотелось попрыгать, поиграть, но они пообещали ежу не шуметь, а всем известно, что обещания нужно выполнять.
А солнце поднималось все выше, его горячие лучи высушили капельки влаги на листьях и траве. На смену свежему, росистому утру пришел солнечный день.
Бельчата наигрались, немного устали и отправились домой. Мама белочка малышей приласкала и накормила обедом. Поели бельчата и поблагодарили маму… (слайд 5)
- Как вы думаете, как бельчата поблагодарили маму?
Конечно, бельчата сказали: «Спасибо, милая мамочка!». А что мама ответила своим бельчатам? Мама белка сказала: «Пожалуйста, детки мои!»
А вот и еще вежливые слова : «Спасибо!» и «Пожалуйста!».
В это время послышалось ровное, негромкое жужжание. (слайд 6)
Загадка про пчелу.
Все она жужжит, жужжит,
Над цветком она кружит.
Сладкий сок цветка взяла —
Приготовит мед … (пчела)
Потом послышался другое жужжание.
Загадка про жука.
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж –. (жук)
А как пчела поет, если она далеко от нас? (ответы детей : тихо). А если близко? (громко). Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите песенку пчелы или песенку жука в этих словах.
Воспитатель произносит слова: (З)- зебра, машина, забор, снег, зонтик. (Ж)- ёжик, яблоко, жук, дом, жираф.
Зарядка для глаз: «Видят глазки все вокруг»
Глазки видят все вокруг.
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где орешек, где грибок.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Пчела, перелетая с цветка на цветок, собирала сладкий нектар. Бельчата выглянули из дупла и последовали за пчелой. Вскоре бельчата оказались у родника и захотели попить. Но они увидели…
(Слайд 7)
Загадка про зайку
Зимой он в шубке белой,
А летом серый стал.
Весь день по лесу бегал,
Но даже не устал.
Любитель грызть морковку,
В капусте знает толк.
А кто он? Угадай-ка!
Зовем его мы … (зайка)
Заяц приветствовал малышей:
«Добрый день, ребята-бельчата! А я вот сижу и думаю, нам в школе дали задание - научиться изменять слова, чтобы они становились ласковыми. Вот я знаю – мама-мамочка, морковка- морковочка, а дальше ягода, гриб не получается…». Стали бельчата с зайчиком думать…
- Ребята, поможем зайчику выполнить задание! (слайд 8)
Дидактическая игра «Назови ласково».
Лист- листочек, гриб- грибочек, цветок- цветочек, ягода- ягодка, жук- жучок, белка- белочка и т. д.
- Молодцы, ребята! Помогли зайчику сделать уроки!
Но вот солнце опустилось ниже, в лесу стемнело. Стихли птичьи трели, наступил тихий вечер.
Бельчата заигрались и не заметили, как оказались далеко от родного дупла. Они стали искать дорогу домой, и вдруг увидели среди густых трав яркие зеленые огоньки. Малыши подбежали к ним. Это мерцали жучки-светлячки.
«Уселись на пеньки
Жучки-светлячки,
Мерцают, словно свечи,
И шепчут: «Добрый вечер!»
Бельчата вежливо обратились к жукам-светлячкам…
Как вы думаете, что сказали бельчата? (ответы детей)
«Добрый вечер, светлячки!
Яркие, как огоньки.
Мы с пути-дороги сбились,
В чаще леса заблудились.
Посветите нам немного,
Чтобы мы нашли дорогу».
А вот и еще вежливые слова приветствия : «Добрый вечер».
Светлячки, словно маленькие фонарики, осветили бельчатам тропинку и помогли найти родное дупло. Встревоженная мама-бельчиха уже ждала своих детей. Белочка поблагодарила добрых жучков за помощь…
Как вы думаете, что она сказала светлячкам? (ответы детей)
«Спасибо, светлячки,
Вы добрые жучки» - сказала мама.
Малыши тоже сказали спасибо своим помощникам.
А вот и еще вежливое слово «Спасибо».
Затем бельчата забрались в теплое, уютное дупло и улеглись на мягкую перину из пуха и мха. Белочка укрыла деток своим пушистым хвостом, пожелала спокойной ночи и спела колыбельную песенку.
А вы что желаете перед сном своим родителям?
- «Спокойной ночи», «Приятных сновидений».
Ребята, мы с вами нашли все вежливые слова! Чтобы Вежливечок опять не потерял их, давайте мы сделаем для него «Вежливую ромашку».
Продуктивная деятельность.
Дети садятся за столы.
- Дети, сейчас мы с вами попробуем сделать «Вежливую ромашку», чтобы наш Вежливечок не терял добрые и вежливые слова!
Посмотрите, какую ромашку смастерила я. Что есть у ромашки? (сердцевинка, лепестки, стебель, листья).
Техника выполнения работы + показ
- Слушайте внимательно, как мы будем делать ромашку. Возьмем кисточку с клеем и нанесем клей на сердцевинку там, где нарисован круг, а затем сыпем желтые нитки и бисер. Дальше приклеиваем лепестки ромашки, также намазываем клеем и приклеиваем вокруг желтой серединки лепестки с вежливыми словами. Вот так – посмотрите. Когда будет готов цветок ромашки, рисуем стебель и листья зеленой краской. Получилась вот такая замечательная «Вежливая ромашка».
Закрепление порядка выполнения работы.
-Как изготовить ромашку? Что делаем сначала?
Самостоятельная творческая деятельность детей (индивидуальная помощь в работе).
Итог занятия
Подведение итогов деятельности
- Ребята, какой цветок мы сделали? Подарите свои цветы Вежливечку и скажите свои пожелания о добре, вежливости.
- Вежливечок вас благодарит, говорит, что вы очень вежливые и добрые ребята и всегда в сложной ситуации сможете пройти «Дорогой добра»!
- До свидания, Вежливечок!
Дальнейшая работа:
расширение кругозора детей о добре как важном человеческом качестве, об этикете.
пополнение словарного запаса по теме;
пополнение развивающей среды мультимедийной игровой презентацией на тему «Загадки от Вежливечка».
пополнение картотеки пальчиковых игр и динамических упражнений.
пополнение развивающей среды группы тематическими книгами «Дорога добра», «Вежливая книга», «Добрые истории»;
создание выставки коллажей на тему «Не вежливым быть плохо»;
привлечение родителей к участию в различных мероприятиях в ДОУ.
Планируемый результат:
- пополнение речевого, демонстрационного материала по теме;
- расширение проекта по теме «Вежливечок».