Папки-передвижки

Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы

Калякина Ирина Николаевна
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание.

Цель: расширение и закрепление знаний детей о материке Африка.

Задачи:

Образовательные:

Уточнить элементарные представления об особенностях географического положения Африки.

Закрепить знания детей о климатических зонах Африки (пустыня, саванна, джунгли)

Уточнить представления детей о животных Африки: особенностях их внешнего вида и повадок в зависимости от среды обитания.

Публикация «Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ „Путешествие в Африку“ с детьми подготовительной группы» размещена в разделах

Формировать представления о травоядных (жираф, зебра, носорог, слон) и хищных животных (лев, гепард) Африки.

Развивающие:

Обогащать словарный запас детей.

Развивать умение общаться во время дискуссии; решать проблемные ситуации объясняя свой выбор.

Развивать логическое и образное мышление, внимание, память, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи.

Приемы и методы ТРИЗ :

МФО Метод фокальных объектов: перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. - Новый вид транспорта. Фантастический зверь.

Игра «Да-нет-ка»

СО Системный оператор (надсистема и подсистема) - Волшебный экран.

Противоречие: игра “Черное-белое”;

Фантазирование.

Системный анализ.

Игра “Теремок”.

Предварительная работа.

Знакомство с материком Африка и его расположением на карте.

Ознакомление с природными зонами Африки (пустыня, саванна, джунгли)

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Африка».

Чтение стихов и отгадывание загадок про животных Африки.

Составление описательных рассказов о животных.

Словарная работа: материк Африка, Индийский океан, Атлантический океан, пустыня Сахара, бархан, караван, скорпион, варан, одногорбый верблюд, верблюжья колючка, оазис, саванна, баобаб, гепард, водопой, джунгли, лиана, шимпанзе, горилла, орангутанг.

Материал и оборудование: глобус; указка; иллюстрации животных Африки ; мяч, аудиозапись.

Ход занятия

Организационный компонент.

- Ребята, посмотрите, какой интересный предмет я вам принесла.

Кто знает, как этот предмет называется? (глобус)

А что такое глобус? (маленькая модель планеты Земля)

-Ребята, скажите какое время года сейчас? (ответы детей)

-Да, за окном мороз, холод, снег, но есть такие страны, в которых сейчас лето.

Материк лежит большой.

Самый жаркий и сухой,

Там и лето круглый год

Кто его мне назовет? (Африка)

-Ребята, покажите на глобусе, где же находится Африка (дети показывают и рассказывают - берега Африки омывают два океана – Атлантический океан и Индийский океан).

-Посмотрите, Африка закрашена разными цветами и бежевым и зеленым и есть голубые линии.

Как вы думаете, что обозначает бежевый цвет? (Песок) Правильно песок.

А как называется местность, где много песка (Пустыня) Молодцы!

-Голубая линия река Нил.

-На какие 3 зоны делится Африка. (ответы детей: Африка делится: пустыня, тропики, саванна.)

Ну что, ребята, вы согласны отправиться в Африку? (Да)

Итак, нам пора в путь.

Скажите, а на чем можно добраться до Африки? (ответы детей)

- На самолете, ракете, вертолете, воздушном шаре, на корабле. На лодке подводной. Самому плыть. На пароходе.

Давайте сами придумаем волшебный транспорт

Самолет +Ковер=Ковросамолет

Стулолет, партолет, стулопароходолет….

Сели на свои новые транспортные средства и …Мы в Африке.

1 коромысло

Мы сейчас с вами находимся в пустыне Сахара. Сахара- самая большая пустыня в мире. Здесь почти никогда не бывает дождей. Дуют горячие ветра и поэтому образуются песчаные горы-барханы.

Что растет в пустыне?- Саксаул, кактусы, верблюжья колючка, пустынная осока.

Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками. У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли. Растениям нужны такие длинные корни доставать воду, которая глубоко под землей.

Почему в пустыне так мало растений? –жарко, мало влаги.

Ребята а что было бы если бы у растений в пустыне были не колючки, а листья? Не глубокий корень (Они погибли, листья сгорели по палящим солнцем, маленький корень не добрался до воды)

А что нужно, чтобы листья были большими (много осадков)

- Кажется, в пустыне не может быть животных. Но, посмотрите, что за чудеса. Прямо на нас движется …. Кто?

Живёт он долго без воды,

А ещё дольше - без еды.

В еде, вообще, неприхотлив,

Ему не нужно сладких слив.

Колючка – лучшее из блюд.

Зовут животное … (Верблюд).

-Правильно. Почему вы так решили?

- Следующий обитатель пустыни Вы отгадайте в Да-Нет-ку со мной поиграйте

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Оно с большим хвостом? Чем питается? Оно прыгает? Это ночное животное? (Тушканчик)

Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в жарких странах? Быстро ползает? Медленно? Травоядное? (Черепаха).

Как много интересных животных и растений мы увидели в пустыне.

Хочу поиграть с вами в игру «Веришь не веришь»

- Веришь, что Верблюда называют кораблем пустыни. (Да, потому что движения плавные, как у корабля)

- Веришь, что Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. (Да, потому что это очень сильные и выносливые животные).

- Веришь ли, что у тушканчиков Хвост обычно длиннее туловища (Да, он служит тушканчикам как для равновесия при прыжках, так и рулем поворота на крутых виражах)

- Веришь ли, что песчаный удав не заметен. (Да, потому что он песочного цвета) .

- Веришь ли ты, что в пустыне могут жить обезьяны? (Нет, потому что нет деревьев, растительности, бананов, а могут жить в джунглях, тропиках)

-Молодцы. Теперь нам пора отправиться дальше.

2 коромысло

Ребята, пустыня осталась позади. Впереди - Африканская саванна

Чем покрыта земля в саванне? (травой).

Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей.

Кое-где растут гигантские деревья. Как они называются? Баобаб, у него ствол очень …., правильно широкий, Это удивительные деревья, у них толстый ствол. Иногда в дупле баобаба жители устраивают себе жилища. Чтобы его обхватить, нужно взяться за руки всей группе детского сада.

Это дерево растет корнями вверх, как вы думаете почему?- потому что его ветки похожи на корни.

Как африканцы называют его?- хлебное дерево.

Отгадайте загадки об обитателях саванны:

1. Назовите самое высокое животное нашей планеты.

- Конечно же, это жираф.

2. - Африканские коняшки одеваются в тельняшки… Что же это за коняшки?

Конечно же это зебры.

3. Самое большое сухопутное животное - Слон

4. Самое быстрое животное на нашей планете – это. гепард. Он бегает со скоростью автомобиля – 100 км в час.

5.“И петь не поет и летать не летает. За что же народ его птицей считает?”

Это страус, самая крупная птица в мире. У страуса есть крылья и клюв. Страусы, как и другие птицы, откладывают яйца.

6. Кто один имеет рог, отгадайте… Носорог.

А почему его так назвали? Зачем ему рог? (для защиты, выкапывания корешков) -Носорог - травоядное или хищное животное?

7. А каких хищных животных Африки вы знаете?

Дидактическая игра «Кто у кого (в кругу с мячом)

У львицы… львёнок, львята.

У тигрицы… тигрёнок, тигрята.

У слонихи… слонёнок, слонята.

У жирафа… .жирафёнок, жирафята.

У крокодила… крокодильчик, крокодильчики

У верблюдицы… верблюжонок, верблюжата.

8. По реке плывет бревно, ох и злющее оно, тем кто в реку угодил нос откусит….Крокодил. Какой? (большой, длинный, зубастый, страшный)

Сейчас, посмотрим на нашем «Волшебном экране» крокодила

Наш «волшебный экран» он похож на лифт, но на лифте можно ездить только вверх и вниз, а здесь- еще в стороны. Этот лифт может ездить во всех направлениях: если поехать вниз – узнаёшь части из которых состоишь; поедешь вверх – узнаёшь места, где можешь быть; поедешь назад – узнаёшь прошлое, вперёд – будущее.

Давайте, ребята прокатим по всем экранам крокодила. Поместим его в средний экран. Если мы поедем вниз. - У крокодила есть туловище, голова, огромная зубастая пасть,4 лапки, хвост.

Если поедем вверх. Крокодил живет в воде, в Африке, в саванне.

Если поедем назад – узнаем, что. Крокодил раньше был в яйце.

Если поедем вперед – узнаем кем станет крокодил - Взрослым крокодилом.

Игра «Отгадай по контуру».

Представьте, что сейчас ночь и звери пришли на водопой, мы видим только их контуры. Отгадайте кто это?

Отгадай по звуку.

Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвятся обезьянки

Правой ножкой топ-топ

Левой ножкой топ-топ

Руки вверх, вверх, вверх

Кто поднимет выше всех

Руки вниз

И наклонились

На пол руки положили

А теперь на четвереньках

Погуляем хорошенько

А теперь мы отдохнем

Посидим

И вновь пойдем.

3 коромысло

-Мы с вами оказались в тропическом лесу. Как он называется? (ответы детей).

Да, это джунгли. В джунглях растут очень высокие деревья и пальмы, лианы, папоротники. Лианы – это вьющиеся растения. Лиане не хватает света, поэтому она цепляется за ствол дерева и обвивается вокруг него.

Показ кокосового ореха –Что это? Откуда? Для чего? Кокосовая пальма она очень любит влагу и поэтому растет рядом с водой – морем или океаном. На ней растут плоды похожие на орех и внутри есть мякоть и сок, который можно пить, а мякоть очень сладкая и поэтому она нашла применение в кондитерской промышленности, например шоколад «Баунти», в виде стружки ее добавляют в печенье и пряники.

В джунглях много пальм. Какие вы знаете? (финиковая, кокосовая, банановая) Листья у них огромные, перьями растут прямо из ствола.

Игра «Черное-белое».

Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и дети называют положительные качества объекта, затем поднимает карточку с изображением черного домика и дети перечисляют отрицательные качества.

Почему в джунглях так много растений? (богатая почва, много влаги)

Много животных, много плодов (бананы, кокосы).Джунгли – это царство обезьян. Здесь их водится очень много.

Каких вы знаете обезьян? (дети называют – мартышка, горилла, орангутанг, шимпанзе, бабуин).

В джунглях также можно увидеть разноцветных попугаев.

- Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Теремок». Для этого вам надо будет взять по одному животному, и проситься в теремок. А я буду ведущей в теремке. (Каждый игрок выбирает фигурку животного. Воспитатель - хозяин условного теремка, а другие подходят к теремку и просятся к нему в домик. В теремке могут быть и дети)

Стоит в поле теремок- теремок он ни низок ни высок.

Приходите ко мне кто живет и растет в пустыне. Рассказывают кто они и почему пришли.

Кто в савване живет, в джунглях, в Африке, кто хищник, кто травоядный.

- Молодцы, ребята-зверята, мне очень понравилось как вы отвечали.

Мы с вами побывали в трех климатических зонах Африки, узнали кто в них живет и растет, сейчас задание за столами, нужно выложить условные обозначения трех разных климатических зон Африки.

Выкладывают и рассказывают, какую климатическую зону выложили и какие условные обозначения использовали, почему. Ответы детей 3.

Молодцы, справились с заданием.

-Нам нужно спешить в детский сад. Садимся на свои транспортные средства. Раз два три и мы в группе.

Итог занятия.

Вот мы снова оказались в нашем любимом детском саду.

-Ребята, где мы с вами были? Что вам больше всего понравилось?

Вы – большие фантазёры, умники и умницы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли вывести новую породу животных жарких стран

Например «зебра» и «лев» - объединим эти два слова так, чтобы было похоже на название животного, получится «левозебр», «Зеброчерепаха»…

“Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .

Этот зверь фантастический, в жизни их не бывает.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну математики» с использованием технологии ТРИЗ Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в страну Математики» с использованием технологии ТРИЗ, блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

Конспект НОД по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ технологии «Дикие и домашние животные» Коррекционно – образовательные задачи: - развитие монологической речи дошкольников и творческого мышления; - формирование навыков связных.

Конспект НОД с использование элементов ТРИЗ-технологии и ИКТ «Времена года» Лукишко Л. В., воспитатель Седова Е. Б., музыкальный руководитель, Цель. Развивать творческие и музыкальные способности детей в процессе.

Конспект НОД в подготовительной группе «Облака» с использованием элементов ТРИЗ, логоритмики, арттерапии, сказкотерапии .

Конспект открытого занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в зимний лес»Конспект открытого занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Путешествие в зимний лес» Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, «Коммуникация», «Художественное творчество» (нетрадиционное.

Конспект занятия по рисованию с использованием технологии ТРИЗ «Кисть рябины» с детьми средней группы Цель: выполнить рисунок в нетрадицинной технике рисования. Задачи: Образовательные: • Продолжать учить детей рисовать, кисть рябины ватными.

Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект занятия в логопункте с использованием элементов технологии ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Дифференциация.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ «Снег» Интеграция областей: "Социализация", "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество", "Безопасность" Цели: продолжать расширять.

Конспект НОД с использованием кейс-технологии и технологии ТРИЗ «Помогаем Маше» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области Конспект НОД.

Конспект занятия «Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» для подготовительной группы Конспект НОД Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима» (подготовительная группа компенсирующей направленности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 25 марта 2019 в 21:39
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с использованием элементов технологии ТРИЗ «Путешествие в Африку» с детьми подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Калякина Ирина Николаевна (УИ 628326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД