Получи документы

Конспект НОД «Устройство русской избы»

Пиногорова Екатерина Александровна
Конспект НОД «Устройство русской избы»

Цель:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры путём их знакомства с русской избой.

Задачи:

-систематизировать знания детей о назначении избы, ее функциях, особенностях материалов, используемых в строительстве жилища, предметах быта;

- развивать интерес к жилищу русского человека, его убранству;

Публикация «Конспект НОД „Устройство русской избы“» размещена в разделах

- формировать навыки практического применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой деятельности.

Оборудование:

Домовенок Кузя (игрушка, альбом иллюстраций «Жилища», макет избы, пластилин, краски, круги из белого картона (блюдца).

Предварительная работа:

Просмотр мультфильма «Приключения Домовенка Кузи»

Заучивание детьми наизусть стихотворения про печь.

Беседа «Как в старину изготовляли печь?»

Изготовление плетеных ковриков из цветной бумаги.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, сегодня я шла по дороге, и слышу, кто-то плачет. Оказалось, что это Домовенок Кузя свой дом потерял. Он ходил в гости к Нафане и заблудился.

Педагог показывает детям Домовенка Кузю.

Ребята, давайте покажем ему альбом с изображением различных жилищ, может быть, он там свой дом узнает?

Педагог показывает изображение шалаша.

Педагог: Кузя, это твой дом?

Домовенок Кузя: Нет.

Педагог: Ребята, а что это?

Дети: Шалаш.

Педагог: Удобно ли жить в шалаше?

Дети: Неудобно. Печки нет, дверей и окон тоже нет, темно, холодно, неуютно, спать неудобно, мало места, не годится такой дом для жилья.

Педагог показывает изображение многоэтажного дома.

Педагог: Вот какой красивый и большой дом. Кузя, ты в этом доме живешь?

Домовенок Кузя: Нет, мой другим был.

Педагог: Ребята, как вы думаете, удобно ли в этом доме жить? Как он называется?

Дети: Это многоэтажный дом, построен из кирпича, он светлый, теплый, в нем много окон и дверей. В нем живет много народа, там весело.

Домовенок Кузя: Не хочу много народа, мой дом был деревянный, с трубой, в нем печка была, я люблю спать на печке.

Педагог показывает изображение русской избы.

Педагог: Кузя, может быть это твой дом? Он деревянный.

Домовенок Кузя: Да! Это мой дом! И труба на крыше, и крыльцо, вот моя изба!

Педагог: Ребята, а ведь у нас с вами есть такая изба! Давайте покажем ее Кузе.

Педагог вносит макет русской избы.

Домовенок Кузя: Какая хорошая у вас изба! Почти как моя!

Педагог: В русской избе была одна комната. А что же занимало почти половину комнаты?

Дети: Печь.

Педагог: А из чего делали печь?

Дети: Сначала печи делали из глины, потом из кирпича, а соединяли кирпичи глиной. Педагог: А чем топили печь?

Дети: Дровами.

Педагог: Правильно, топили печь дровами. Самыми лучшими были березовые поленья, потому что они хорошо горят и дают много тепла, в отличие от сосновых и еловых. Дым от прогоревших дров в дымник с задвижкой, а оттуда через трубу на улицу.

Домовенок Кузя: А ваши ребята знают, в какой посуде готовили еду в печи?

Дети: В посуде, которую делали из глины и металла.

Педагог: Правильно. Еду в печи готовили в специальной посуде, которая не портилась при нагревании. Делали ее из обожженной глины, чугуна и различных металлов.

Раньше говорили: «Когда в печи жарко, тогда и варко»

Педагог обсуждает с детьми смысл пословицы.

Педагог: А кто стихи про печь знает?

Ребенок: Ой, ты печка-сударыня,

Помоги нам, барыня:

Ты свари, испеки, обогрей, освети,

Подлечи и спаси, в дом богатство принеси.

Домовенок Кузя: Спасибо, вам, ребята, за такие добрые стихи про печь. Печь в доме — мое любимое место, там можно погреться и поспать. Но маленькие дети могут с печки упасть. Где же они спали?

Дети: В колыбели.

Педагог: Правильно, в избе обязательно была колыбель (зыбка, люлька, где спали маленькие дети.

Педагог демонстрирует колыбель на макете.

Устройство колыбели было простым и удобным: высокие стенки, крепкое дно, веревки, которые крепятся на крюк в потолке. Материал, из которого делали колыбель, был легким, пропускающим воздух: прутья деревьев или струганые доски. В такой колыбели сладко спали маленькие мальчики и девочки.

Педагог: В каждой избе стоял большой стол (демонстрирует на макете, около него-простые длинные скамейки, так как стульев и табуреток тогда еще не было.

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. На эту тему сложено немало пословиц и поговорок:

«Что есть в печи- то на стол мечи» (всё, что было в доме съестного- всё накрывалось на стол к приходу гостя дорогого);

«Не красна изба углами, а красна пирогами» (важен не внешний вид жилища, а уют, достаток, отношение хозяев к людям, их гостеприимство);

«Умей в гости звать, умей и угощать» (хозяин обязан угостить своего гостя всем самым лучшим, что есть в его доме)

Педагог обсуждает с детьми смысл пословицы

Домовенок Кузя: Я люблю, когда приходят гости!С ними весело, можно поиграть. Ребята, давайте поиграем в старинную русскую игру «Передай скалку»

Русская народная игра «Передай скалку»

Нужно передать скалку без помощи рук, спрятав ее под мышку. Кто уронит скалку, тот отвечает на вопросы:

Чем топят печь?

Из чего делали печь?

В чем готовили пищу?

Где спали маленькие дети?

Как называется предмет, в котором хранились вещи?

Педагог: спасибо, тебе, Кузя, за интересную игру! Мы оставляем тебя в твоей избе.

Домовенок Кузя: Ребята, я так хочу, чтобы в моей избе стало еще красивее. Когда я ходил в гости к Нафане, видел у него столько расписной посуды.

Педагог ставит перед детьми проблемную ситуацию "Как помочь Кузе сделать избу красивее?"

Дети предлагают подарить плетеные коврики из цветной бумаги, которые они сделали на прошлом занятии.

Домовенок Кузя благодарит детей и говорит "До свидания"

Педагог проводит рефлексию.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экскурсия в музей русской избы»Фотоотчет «Экскурсия в музей русской избы» В Никольском МКДОУ Новоусманского района Воронежской области сотрудниками сада был организован и сделан свой музей. Все желающие родители,.

«Кто в избушке живёт?» Конспект НОД на тему «Устройство русской избы»  (средняя группа)«Кто в избушке живёт?» Конспект НОД на тему «Устройство русской избы»  (средняя группа) Цель: развитие у детей представлений об истории цивилизации. Задачи: познакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой взрослых.

Конспект НОД по ФЭМП по сюжету русской народной сказки «Теремок» Государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №57 Красногвардейского района, Санкт-Петербурга Конспект непосредственно.

Конспект НОД. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба» Образовательная область: речевое развитие Воспитатель МБДОУ ДСОВ «Солнышко» Малыгина Мария Андреевна. Возрастная группа: первая младшая.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Как живут в деревне? Добрые избы». Цель: учить детей создавать аппликативное изображение избы, применяя навыки симметричного вырезания и обрывной аппликации. Задачи: - закрепить.

Макет русской избыМакет русской избы Предоставляю Вашему вниманиюМакет русской народной избы своими руками для воспитания у детей интереса, воображения, уважения к истории,.

Макет русской избыМакет русской избы С сентября месяцы мы начали работу над проектом, по приобщению детей к истокам русской культуры, «Бабушкин сундук». Однако одним из условий.

Оформление русской избы в детском садуОформление русской избы в детском саду В нашем современном мире дети на имеют представления о том, как жили наши предки. И для того, чтобы познакомить их с этим, я решила оформить.

Сценарий интерактивного праздника в музее «Русской избы» в детском саду. Сценарий интерактивного праздника в музее «Русской избы» в детском саду. Для старших дошкольников. Цель: Воспитывать интерес к истории.

Экскурсия в кабинет башкирского быта и русской избы. Экскурсия в кабинет башкирского быта и русской избы. Цель: Повышение общего эстетического уровня в области национальной культуры РБ. Задачи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Устройство русской избы»
Опубликовано: 14 мая 2017 в 14:52
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД