Надежда Афанаскина
Конспект НОД «В гостях у бабушки» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
▼ Скачать + Заказать документы
Афанаскина Надежда Васильевна
Конспект организованной образовательной деятельности (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) «В гостях у бабушки»
Цель: развитие у детей интереса к творчеству русского поэта С. А. Есенина. Задачи: - расширять и закрепить знания детей о творчестве и детских годах С. А. Есенина; - воспитывать у детей патриотические чувства; - развивать речь, обогащать словарный запас; - развивать мелкую моторику. Предварительная работа: заучивание стихов С. А. Есенина, рассматривание альбома и фотографий, связанных с жизнью поэта, знакомство с устаревшей лексикой рязанского края; изготовление поделок в технике плетения. Оборудование и материалы: экран, проектор, подбор слайдов; уголок крестьянской избы с предметами быта; картон, бумажные трубочки, клей ПВА.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у бабушки“ (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Ход НОД: Мотивационно – организационный этап.
Беседа. Воспитатель читает стихотворение С. А. Есенина «С Добрым утром». (Дети стоят в кругу. Звучит спокойная музыка). Воспитатель: Доброе утро, девочки и мальчики! Я прочитала вам эти прекрасные строки из стихотворения, чтобы поприветствовать вас сегодня. Может кто-то из вас знает или слышал их раньше? Как вы думаете, кто автор этих строк? (Ответы детей). Воспитатель: Да, правильно, их написал, наш русский поэт С. А. Есенин. (Повторы детей индивидуальные и хоровые). Сегодня я расскажу вам о нём много интересного! ( Презентация: слайд 1 портрет Есенина). Воспитатель: Скажите, ребята, а какое сейчас время года? А кто из вас скажет, в какое время года родился поэт? (ответы детей).
Воспитатель: А ведь именно осенью, 3 октября (по новому стилю, а по старому стилю 21 сентября 1895 г.) родился наш русский поэт? Как называлось село, где родился и жил Сергей Есенин? (ответы детей).
Воспитатель: Далёким днем осенним, Родился наш Есенин. Губернии рязанской,
А жизнь ждала крестьянская. Среди степей, полей, берез, Есенин в доме деда рос.
( Слайд 2: фото рязанских раздолий) Когда ему было 2 года, то он был отдан на воспитание бабушке, Наталье Евтихиевне, и дедушке, Фёдору Андреевичу Титову. По воспоминаниям поэта, бабушка любила его «изо всей мочи, и нежности её не было границ». ( Слайд 3: фото бабушки). Расскажите, а как вас бабушка ласково называет? (Ответы детей). Часто Наталья Евтихиевна брала его с собой на богомолье, рассказывала сказки, пела песни и частушки. Сергей Есенин вспоминал, что её рассказы подтолкнули его на написание стихов. А какие у вас любимые сказки, стихи, которые вам рассказывали бабушка или дедушка? Воспитатель: В доме дедушке, Титова Федора Андреевича, было много церковных книг, и уже в 5 лет маленький Серёжа научился читать. Дедушка привил внуку любовь к книгам и природе. ( Слайд 4: фото дедушки). Рос Серёжа Есенин «коноводом и драчуном» : Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. Бабушка ругалась на внука, а дедушка говорил, что от этого он будет крепче. А вот и дом, в котором жил поэт. Нас кто-то встречает.
2. Исполнительский этап. Бабушка : Здравствуйте, мои дорогие. Я – бабушка великого русского поэта Сергея Есенина, а зовут меня Наталья Евтихиевна. Я приглашаю вас в дом, где жил маленький Серёжа. Вот тот самый деревянный дом с оконными ставнями. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. (Дети, проходят в дом. В доме накрыт стол, на столе скатерть, в центре стола стоит самовар, блюдца с чашками.) Бабушка : Прошу всех в избу, проходите, гости дорогие, будьте как дома, не стесняйтесь, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, мои дорогие ребята, для чего нужен дом? (ответы детей). Как вы думаете, что же в крестьянской избе в старину было самым главным? Ушки на макушки, слушайте внимательно: да отгадайте мою загадку? Зимой нет теплей, Летом нет холодней. (Печь). Печь – была самой главной в избе, её называли «сердцем дома». Вот такая же печь была и в доме, где жил С. Есенин. Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали маленькие дети и старики, сушили одежду. Хозяйка дома, вставала очень рано поутру и первым делом начинала растапливать печку. Для чего нужна печка? Печка – деревенская кормилица. Как вы думаете, чем же могла она накормить своих хозяев? (Ответы детей). А ещё печь служила для обогрева жилища. Гости дорогие, а что вам напоминает печь? С кем или с чем бы вы её сравнили? (Ответы детей) А вот мой внук, С. Есенин увидел сходство печки и верблюда. Послушайте:
Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом… Воспитатель: В доме можно найти вещи, которые были в любой крестьянской семье. Я сейчас буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки. (Дети отгадывают загадки и ищут предметы – отгадки в доме бабушки). 1. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар) Бабушка : За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с мёдом, с вареньем, с пирогами и блинами. Пили чай из блюдца, прикусывали кусочками сахара. Самовар стал символом добра, домашнего очага и семейного уюта. 2. «Всех кормлю с охотою, А сама безротая». (Ложка) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. 3. Бычок рогат, в руках зажат,
Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) 4. Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (Лапти) 5. В печи стоит, закрытый крышкой…
Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке (Чугунок)
Физкультминутка: Бабушка : Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. Я вас приглашаю всех в кружок, да меня послушать ещё разок. (Дети встают в круг). Мой внук Серё жа очень любил играть в разные русские народные игры: лапту, горелки. А вы любите играть? Какие игры вам нравятся? (Ответы детей). Так давайте мы с вами сейчас поиграем в одну очень интересную игру, в которую часто играл маленький Серёжа, она называется «Бабки». Рассказать воспитанникам правила игры. Понравилась игра, будете в неё играть с друзьями? Дидактическая игра «Сейчас - раньше». Бабушка : Девочки и мальчики, а давайте поиграем ещё в одну игру «Что сейчас, а что было раньше», вам нужно вспомнить, как назывались предметы в старину. (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают) : Сейчас ходят в сапогах, а раньше (в лаптях); Сейчас готовят на плите, а раньше … (в печи); Сейчас спят на кроватях, а раньше (на лавках, на полатях); Сейчас одежду хранят в шкафу, а раньше … (в сундуке); Сейчас вода льётся из крана, а раньше … (воду носили из колодца); Сейчас еду варят в кастрюле, а раньше… (в чугунке). Бабушка : Молодцы! Какие вы умники и умницы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Я для вас испекла пироги на дорожку, сами покушайте и друзей угостите. Ой-ой, а корзинка- то моя прохудилась от старости, что же делать? (Ответы детей). Воспитатель: Ребята, обязательно Вам помогут. Тем более, что они могут уже плести плетень, очень похожий на тот, что стоит перед домом родителей С. Есенина. О нём он писал в стихотворении «С Добрым утром» : У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: С Добрым утром! С Добрым, добрым утром! Наверное, и сам поэт не раз наблюдал за процессом плетения. Ребята, из чего делали плетень? (Ответы детей) Конечно, из ивы, растущей по берегам Оки. Но ребята Вам сплетут корзину из необычного материала: газетных трубочек. Что нам потребуется для этого? (Ответы детей) Как будем плести? (В шахматном порядке). Разбейтесь на пары и приступайте к работе. (Дети в парах выполняют задание, взрослые им помогают). 3. Рефлексивный этап. Воспитатель: Вот такая замечательная корзина получилась у ребят. Мы Вам её дарим. Ребята, давайте сложим в корзину все наши впечатления. (Ответы детей : дети передают корзину по кругу, высказывают своё мнение, начиная с фразы: «Я узнал… Мне понравилось…») Бабушка : Спасибо вам за подарок, не забудьте и мои пироги взять с собой. 4. Перспективный этап.
Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, возьмите свои корзины и подарите их своим любимым бабушкам. Расскажите им, что вы узнали о нашем земляке, поэте. С. А. Есенине, почитайте вместе его замечательные стихи о нашей рязанской земле.
Литература:
1. Баранов В. С. Александр Ширяевец: «Я из города — из плена к вам приду…» : Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах. Самара: Русское эхо, 2012., 224 с. ,
2. Башков В. П. В старинном селе над Окой. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Наумов, Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество - М. : Просвещение, 2015. - 280 c.
4. Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. –М. : Советская Россия, 1973. - 64 с.
5. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. М. : Новый индекс, 2012., 640 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://esenin.ru/ (https://ww.есенин. рф/) – Сайт, посвященный Сергею Есенину – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» : биография, фотографии, произведения поэта, воспоминания современников, информация о есенинских местах и о частных коллекционерах, много лет бережно хранящих память о поэте.
3. https://esenin.niv.ru/ – Сайт Сергея Есенина. Биография, фотографии, произведения, музей-заповедник в Константиново.
4. https://www.esenins.ru/ – Сайт «Современное есениноведение»
6. Есенин Сергей Александрович в Википедии 7. https://zagadki-s-otvetami.ru/326-uhvat.html