Конспект НОД «В гостях у бабушки» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Надежда Афанаскина
Конспект НОД «В гостях у бабушки» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)

Афанаскина Надежда Васильевна

Конспект организованной образовательной деятельности (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР) «В гостях у бабушки»

Цель: развитие у детей интереса к творчеству русского поэта С. А. Есенина.Задачи: - расширять и закрепить знания детей о творчестве и детских годах С. А. Есенина; - воспитывать у детей патриотические чувства; - развивать речь, обогащать словарный запас; - развивать мелкую моторику.Предварительная работа: заучивание стихов С. А. Есенина, рассматривание альбома и фотографий, связанных с жизнью поэта, знакомство с устаревшей лексикой рязанского края; изготовление поделок в технике плетения.Оборудование и материалы: экран, проектор, подбор слайдов; уголок крестьянской избы с предметами быта; картон, бумажные трубочки, клей ПВА.

Ход НОД: Мотивационно – организационный этап.

Беседа. Воспитатель читает стихотворение С. А. Есенина «С Добрым утром». (Дети стоят в кругу. Звучит спокойная музыка).Воспитатель: Доброе утро, девочки и мальчики! Я прочитала вам эти прекрасные строки из стихотворения, чтобы поприветствовать вас сегодня. Может кто-то из вас знает или слышал их раньше? Как вы думаете, кто автор этих строк? (Ответы детей).Воспитатель: Да, правильно, их написал, наш русский поэт С. А. Есенин. (Повторы детей индивидуальные и хоровые). Сегодня я расскажу вам о нём много интересного! (Презентация: слайд 1 портрет Есенина).Воспитатель: Скажите, ребята, а какое сейчас время года? А кто из вас скажет, в какое время года родился поэт? (ответы детей).

Воспитатель: А ведь именно осенью, 3 октября (по новому стилю, а по старому стилю 21 сентября 1895 г.) родился наш русский поэт? Как называлось село, где родился и жил Сергей Есенин? (ответы детей).

Воспитатель: Далёким днем осенним, Родился наш Есенин. Губернии рязанской,

А жизнь ждала крестьянская. Среди степей, полей, берез, Есенин в доме деда рос.

(Слайд 2: фото рязанских раздолий) Когда ему было 2 года, то он был отдан на воспитание бабушке, Наталье Евтихиевне, и дедушке, Фёдору Андреевичу Титову. По воспоминаниям поэта, бабушка любила его «изо всей мочи, и нежности её не было границ». (Слайд 3: фото бабушки). Расскажите, а как вас бабушка ласково называет? (Ответы детей). Часто Наталья Евтихиевна брала его с собой на богомолье, рассказывала сказки, пела песни и частушки. Сергей Есенин вспоминал, что её рассказы подтолкнули его на написание стихов. А какие у вас любимые сказки, стихи, которые вам рассказывали бабушка или дедушка?Воспитатель: В доме дедушке, Титова Федора Андреевича, было много церковных книг, и уже в 5 лет маленький Серёжа научился читать. Дедушка привил внуку любовь к книгам и природе. (Слайд 4: фото дедушки). Рос Серёжа Есенин «коноводом и драчуном»: Худощавый и низкорослый, Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом Приходил я к себе домой. Бабушка ругалась на внука, а дедушка говорил, что от этого он будет крепче. А вот и дом, в котором жил поэт. Нас кто-то встречает.

2. Исполнительский этап. Бабушка: Здравствуйте, мои дорогие. Я – бабушка великого русского поэта Сергея Есенина, а зовут меня Наталья Евтихиевна. Я приглашаю вас в дом, где жил маленький Серёжа. Вот тот самый деревянный дом с оконными ставнями. Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. Проводов голубая солома Опрокинулась над окном. (Дети, проходят в дом. В доме накрыт стол, на столе скатерть, в центре стола стоит самовар, блюдца с чашками.) Бабушка: Прошу всех в избу, проходите, гости дорогие, будьте как дома, не стесняйтесь, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. Как вы думаете, мои дорогие ребята, для чего нужен дом? (ответы детей). Как вы думаете, что же в крестьянской избе в старину было самым главным? Ушки на макушки,слушайте внимательно: да отгадайте мою загадку? Зимой нет теплей, Летом нет холодней. (Печь). Печь – была самой главной в избе, её называли «сердцем дома». Вот такая же печь была и в доме, где жил С. Есенин. Печь кормила всю семью, обогревала дом, на ней спали маленькие дети и старики, сушили одежду. Хозяйка дома, вставала очень рано поутру и первым делом начинала растапливать печку. Для чего нужна печка? Печка – деревенская кормилица. Как вы думаете, чем же могла она накормить своих хозяев? (Ответы детей). А ещё печь служила для обогрева жилища. Гости дорогие, а что вам напоминает печь? С кем или с чем бы вы её сравнили? (Ответы детей) А вот мой внук, С. Есенин увидел сходство печки и верблюда.Послушайте:

Наша печь как-то дико и странно Завывала в дождливую ночь. Голос громкий и всхлипень зычный, Как о ком-то погибшем, живом. Что он видел, верблюд кирпичный, В завывании дождевом…Воспитатель: В доме можно найти вещи, которые были в любой крестьянской семье. Я сейчас буду вам загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки. (Дети отгадывают загадки и ищут предметы – отгадки в доме бабушки). 1. «Выпускает жаркий пар Древний чайник…» (самовар) Бабушка: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили чай с мёдом, с вареньем, с пирогами и блинами. Пили чай из блюдца, прикусывали кусочками сахара. Самовар стал символом добра, домашнего очага и семейного уюта. 2. «Всех кормлю с охотою, А сама безротая». (Ложка) В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. 3. Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват) 4. Из липы свито дырявое корыто,

По дороге идет, клетки кладет. (Лапти) 5. В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок. Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке (Чугунок)

Физкультминутка: Бабушка: Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. Я вас приглашаю всех в кружок, да меня послушать ещё разок. (Дети встают в круг). Мой внук Серёжа очень любил играть в разные русские народные игры: лапту, горелки. А вы любите играть? Какие игры вам нравятся? (Ответы детей). Так давайте мы с вами сейчас поиграем в одну очень интересную игру, в которую часто играл маленький Серёжа, она называется «Бабки». Рассказать воспитанникам правила игры. Понравилась игра, будете в неё играть с друзьями? Дидактическая игра «Сейчас - раньше». Бабушка: Девочки и мальчики, а давайте поиграем ещё в одну игру «Что сейчас, а что было раньше», вам нужно вспомнить, как назывались предметы в старину. (Взрослый задаёт вопросы, дети отвечают): Сейчас ходят в сапогах, а раньше (в лаптях); Сейчас готовят на плите, а раньше … (в печи); Сейчас спят на кроватях, а раньше (на лавках, на полатях); Сейчас одежду хранят в шкафу, а раньше … (в сундуке); Сейчас вода льётся из крана, а раньше … (воду носили из колодца); Сейчас еду варят в кастрюле, а раньше… (в чугунке). Бабушка: Молодцы! Какие вы умники и умницы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. Я для вас испекла пироги на дорожку, сами покушайте и друзей угостите. Ой-ой, а корзинка- то моя прохудилась от старости, что же делать? (Ответы детей).Воспитатель: Ребята, обязательно Вам помогут. Тем более, что они могут уже плести плетень, очень похожий на тот, что стоит перед домом родителей С. Есенина. О нём он писал в стихотворении «С Добрым утром»: У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь,шепчет шаловливо: С Добрым утром! С Добрым, добрым утром! Наверное, и сам поэт не раз наблюдал за процессом плетения. Ребята, из чего делали плетень? (Ответы детей) Конечно, из ивы, растущей по берегам Оки.Но ребята Вам сплетут корзину из необычного материала: газетных трубочек. Что нам потребуется для этого? (Ответы детей) Как будем плести? (В шахматном порядке). Разбейтесь на пары и приступайте к работе. (Дети в парах выполняют задание, взрослые им помогают). 3. Рефлексивный этап.Воспитатель: Вот такая замечательная корзина получилась у ребят. Мы Вам её дарим. Ребята, давайте сложим в корзину все наши впечатления. (Ответы детей: дети передают корзину по кругу, высказывают своё мнение,начиная с фразы: «Я узнал… Мне понравилось…») Бабушка: Спасибо вам за подарок, не забудьте и мои пироги взять с собой. 4. Перспективный этап.

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад, возьмите свои корзины и подарите их своим любимым бабушкам. Расскажите им, что вы узнали о нашем земляке, поэте. С. А. Есенине, почитайте вместе его замечательные стихи о нашей рязанской земле.

Литература:

1. Баранов В. С.Александр Ширяевец: «Я из города — из плена к вам приду…»: Биографическая хроника в воспоминаниях, фотографиях, письмах.Самара: Русское эхо, 2012., 224 с. ,

2. Башков В. П. В старинном селе над Окой. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

3. Наумов, Е. Сергей Есенин. Жизнь и творчество - М.: Просвещение, 2015. - 280 c.

4. Ройзман М. Д. Все, что помню о Есенине. –М.: Советская Россия, 1973. - 64 с.

5. Юсов Н. Г. Известный и неизвестный Есенин. М.: Новый индекс, 2012., 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://esenin.ru/ (http://ww.есенин. рф/) – Сайт, посвященный Сергею Есенину – «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»: биография, фотографии, произведения поэта, воспоминания современников, информация о есенинских местах и о частных коллекционерах, много лет бережно хранящих память о поэте.

3. http://esenin.niv.ru/ – Сайт Сергея Есенина. Биография, фотографии, произведения, музей-заповедник в Константиново.

4. http://www.esenins.ru/ – Сайт «Современное есениноведение»

6. Есенин Сергей Александрович в Википедии 7. https://zagadki-s-otvetami.ru/326-uhvat.html

Публикации по теме:

Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5–7 лет (ЗПР) Конспект долгосрочного игрового проекта «Клуб исследователей» в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет (ЗПР) общеразвивающей.

Конспект логоритмического занятия «В гостях у сказки» (подготовительная группа детей с ОНР) Задачи: обогащать словарь детей, формировать грамматические категории; совершенствовать умение двигаться в соответствии с характером музыки;.

Конспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленностиКонспект мастер-класса «Пирожки из соленого теста» для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности Конспект мастер-класса для детей и их родителей в группе компенсирующей направленности «Пирожки из соленого теста» Цель: создать условия.

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Непосредственная образовательная деятельность «Остров дружбы» подготовительная группа компенсирующей направленности Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Физическое развитие».

План-конспект ООД в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие со снежинкой» Программное содержание: 1. Посредством игр: игры-путешествия, применения методов и приемов методики ТРИЗ – закреплять знания детей о живой.

Проект «Мы в осенний лес пойдем — грибов, ягод наберем» (группа компенсирующей направленности) Проект «Мы в осенний лес пойдем – грибов, ягод наберем» (Группа компенсирующей направленности) Вид проекта: Информационный, творческий,.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Конспект НОД «В гостях у бабушки» (подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР)
Опубликовано: 12 марта 2020 в 10:45
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 мая. День дымковской игрушки на МААМ

Белым глиняным игрушкам с ярким веселым узором посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с дымковским народным промыслом и...

15 мая. День бумаги на МААМ

Нашу жизнь невозможно представить без бумаги. На ней мы пишем и рисуем, читаем книги и журналы, она используется для различных видов упаковки. Очередной тематический день мы предлагаем посвятить этому...


Горячие темочки