Алена Балыкова
Конспект НОД в подготовительной группе детского сада «Бумага в нашей жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с историей возникновения и эволюцией материалов для письма.
Задачи
Дидактические:
• Расширять представления детей о древних видах письменных принадлежностей, познакомить с историей возникновения бумаги.
• Систематизировать знания детей о видах бумаги.
• Учить детей классифицировать предметы по их функциональному назначению.
• Продолжить знакомство детей с нетрадиционными способами рисования, в данном случае с рисованием на пене.
Развивающие:
• Развивать мышление, внимание, воображение и речь детей.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе детского сада „Бумага в нашей жизни“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Побуждать детей к проявлению творческой активности.
Воспитательные:
Стимулировать познавательную потребность детей, воспитывать в них активность и любознательность.
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникативно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
Воспитатель с ручкой в руке говорит детям, что ему нужно записать что-то важное, но вот где? (На бумаге) Воспитатель берет бумагу и что-то пишет. После этого говорит детям, что очень хорошо, что сейчас бумага так доступна. Делает вид, что задумался, а потом говорит: «Интересно, а так было всегда?» (Нет) А хотите узнать, как было раньше? (Да) После положительного ответа детей воспитатель и дети встают в круг.
2. Этап мотивации и целеполагания:
Психогимнастический этюд: «Давайте представим, что левая ладошка у нас листок бумаги. В правую руку берем карандаш и начинаем рисовать. Нарисуем кружочек, от него в стороны полоски. Что у нас получилось? (Солнце) Теперь нарисуем море и волны. А теперь давайте нарисуем кораблик, на котором мы с вами уплывем в старые времена и узнаем… А что же мы с вами сегодня хотим узнать в нашем путешествии? (О бумаге, как люди писали и т. п.) Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.
3. Образовательная часть:
Рассказ воспитателя с демонстрацией на тему «Эволюция письменных материалов для письма»
По ходу рассказа воспитателя затрагиваются такие вопросы как:
- глиняные таблички (древние народы)
На табличках из мягкой глины продавливали текст деревянным стилом, после чего ее высушивали на солнце или обжигали. Такие таблички позволяли хранить информацию в течение продолжительного времени, поскольку обожжённая табличка становилась твердой и долго не портилась.
- деревянные дощечки, покрытые воском (Древняя Греция и Рим)
На таких табличках надписи можно было стирать и использовать их несколько раз.
- береста (славяне)
Береста – это кора березы, на которой славяне писали острым металлическим или костяным стержнем – писалом.
- папирус (Древний Египет)
Это первый материал, который производился специально с целью использования его для письма. Он производился из рыхлой сердцевины стеблей тростника в виде тонких желтоватых листов, которые затем склеивали в полосы длиной до 6 м и шириной до 30 см. Он был компактным, легким, но ломким и поэтому запись на нем обычно велась с одной стороны, а хранили его в виде свитка.
- пергамент (Малая Азия)
Пергамент производили практически во всех странах мира, поскольку он изготавливался из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей обработкой мелом и пемзой. В нашей стране пергамент стали изготавливать только в 15 столетии, а до этого его привозили из заграницы.
На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был гораздо прочнее и долговечнее папируса. Но он являлся весьма дорогим материалом.
В качестве физкультминутки используется дидактическая игра «Верно - не верно»:
Воспитатель говорит предложение, если оно верно – дети встают и хлопают в ладоши, если нет – садятся и топают ногами. Список предложений:
1. Наши предки славяне писали на папирусе. (ложно)
2. В Древнем Риме писали на бересте (ложно)
3. На восковых табличках писали в Древней Греции и Риме (истинно)
4. Папирус – это животное с большим рогом. (ложно)
5. Пергамент – это выделанная шкура животных. (истинно)
Далее воспитатель продолжает рассказ и говорит о возникновении собственно бумаги в Китае и ее последующему распространению по всему миру.
Изобретателем бумаги считается Цай Лунь, который придумал способ изготовления бумаги путем обезвоживания волокнистой массы, полученной в результате измельчения растений с их последующей варкой в клейком веществе, на специальной сетке. В дальнейшем бумага получила повсеместное распространение. С течением времени процесс производства бумаги перестал быть полностью ручным, изобретались различного рода бумагоделательные машины, и сейчас производство бумаги полностью автоматизировано. В настоящее время для изготовления бумаги используется не только непосредственно древесина, но и всевозможные вторичные материалы. Это связано с охраной деревьев.
Далее строится беседа на тему «Классификация видов бумаги по ее функциональному назначению». Воспитатель может строить беседу как в дедуктивном направлении, когда сообщается о предназначении бумаги, после чего необходимо привести конкретные примеры, так и в индуктивном, когда названные виды бумаги нужно обобщить в группу.
Для детей данного возраста используются следующие группы бумаги:
- бумага для письма и печати (тетради, альбомы, газеты)
- бумага как отделочный материал (обои)
- бумага как упаковочный материал (коробки, фантики, пакеты)
- бумага как материал для поделок (цветная бумага и картон, гофрированная бумага)
- бумага как чистящий материал (туалетная бумага, салфетки, полотенца).
Далее воспитатель предлагает сделать свою собственную необычную цветную бумагу. Дети пересаживаются за подготовленные заранее столы и приступают к творческой работе – рисованию на пене для бритья.
Способ изготовления цветной бумаги описан ниже.
Материалы:
• мужская пена для бритья;
• акварельные или акриловые краски;
• одноразовая бумажная тарелочка для смешивания красок;
• бумага;
• кусочек плотного картона.
Первым этапом нужно нанести равномерный плотный слой пены на тарелку. Далее немного разведенные водой краски нужно цветными каплями нанести на пену в произвольном порядке. Далее ватной палочкой необходимо смешать капли в желаемый узор, т. е. «рисовать» на пене. После этого чистый лист бумаги нужно приложить плашмя к образовавшейся в тарелке цветной пене. С полученного листа нужно соскрести остатки пены кусочком картона и просушить его.
4. Этап закрепления полученных знаний, выводов и рефлексии.
Дети отвечают на вопросы воспитателя и делятся своими впечатлениями о занятии.
Пример вопросов:
- Сегодня я был веселым, потому что…
- Сегодня я был внимательным, потому что…
- Сегодня я узнал…
- Мне понравилось…
- Мне не понравилось…
- Сегодня я получил…
- Мне было интересно…
Далее воспитатель предлагает детям, которым понравилось занятие, прикрепить свои творческие работы на магнитную доску, и отпускает детей любоваться получившейся выставкой цветной бумаги.