Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»

Наталья Кулакова
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Как появились буквы

Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.

Задачи:

Образовательные:

• формирование представлений о происхождении славянского алфавита;

• познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.

Развивающие:

• развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Как появились буквы?“» размещена в разделах

• развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.

Воспитательные:

• воспитание интереса к истории жизни наших предков.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята! Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов.

Психологический этюд

«Скажи что-нибудь приятное»

Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий кивает головой и говорит : «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

Введение в тему.

Педагог: - Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей».

Дети: Буквы.

Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей). (слайд 2)

Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если

отправимся в прошлое. У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».

(беру часы, кручу стрелки назад).

(Звучит музыка)

Педагог: Вот мы с вами и попали в прошлое. (слайд 3).

Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.

А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал? (ответы детей)

В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(слайд 4,5,6)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности. Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (слайд 7)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии. (слайд 8) Это Кирилл и Мефодий. Они были очень образованными людьми.

Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей. (слайд9) Каждая буква имела свое название : «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля. (слайд 10)

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди». В кириллице 43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

А теперь предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери букву из частей».

Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.

Педагог: буквы из прошлого распались на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.

Дети работают в подгруппах.

Педагог: Молодцы, вы отлично справились.

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая. В Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. (слайд 11)

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Чтоб научить нас читать.

Педагог: Пришла пора нам возвращаться в детский сад.

«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)

Пальчиковая игра «Мы учимся письму».

Мы учимся письму.

Для чего? И почему? Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков, Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Из кружков, из кружков Пальцы складываются колечками.

Сможем буквы написать, Имитация в воздухе движений как при письме.

Если будем мы стараться –

Буквы будут получаться. Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились. Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем! Энергичное встряхивание кистей рук.

Практическое творческое задание.

Педагог: А теперь вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.

Работа детей.

Заключительная беседа.

Педагог:

- Понравилось вам наше путешествие?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Что было для вас трудным?

- Как в прошлом люди обменивались информацией?

-На чем делали надписи? (Ответы детей.)

-Кто создал славянскую азбуку?

-Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили. (слайд 12)

Итог. - Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.

Публикации по теме:

А у нас в саду появились новые воспитанники. Продолжение наблюдения за птицами веснойА у нас в саду появились новые воспитанники. Продолжение наблюдения за птицами весной Вот такие симпатичные воспитанники - птенцы дроздов! Как я уже рассказывала раньше, в нашем саду много гнезд дроздов, которые дрозды.

«Праздник первой буквы». Логопедическое развлечение в подготовительной к школе группе«Праздник первой буквы». Логопедическое развлечение в подготовительной к школе группе Цель: в игровой форме закрепить знания детей о первых буквах. Задачи: коррекционно-образовательные: - совершенствовать навыки звукового.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Буквы» Цель. Создание условий для развития познавательной активности посредством ознакомления детей с образом букв. Задачи: 1. создать условия.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Закрепление звука [К]-[К’], буквы К. Работа над предложением» Цель: Закрепление звука К (КЬ, буквы К. Работа над предложением Образовательные задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать твердый звук.

Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Как появились часы?» Конспект занятия по математическому развитию в подготовительной группе на тему «Как появились часы?» Воспитатель Яценко Елена Ильинична.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з'] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к»План-конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [Г] — [К], буквы Г г — к к» МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?»Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Как появились буквы?» Цель: познакомить с событиями жизни святых.

Утренник к 8 Марта в подготовительной группе «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».

Утренник в подготовительной группе к 8 марта «Давай-ка, мама, поиграем и буквы эти отгадаем» Утренник в подготовительной группе посвящённый Международному женскому дню 8 марта. «Давай – кА, мама, поиграем и буквы эти отгадаем!».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Как появились буквы?»
Опубликовано: 9 октября 2016 в 15:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД