Татьяна Пряхина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лес — богатство и красота»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Уточнить и расширить представления детей о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном, трудовом.
2. Закрепить знания детей о лесе, как природном сообществе.
3. Развивать чуткость и восприятие красоты окружающего мира.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Лес — богатство и красота“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
4. Воспитывать понимание того, что человек должен заботиться о лесе: правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить чистую бумагу.
Материал:
- иллюстрации деревьев;
- картинки леса: хвойного, лиственного, смешанного;
Предварительная работа:
- чтение рассказов и стихов о природе, о лесе, о его пользе.
- отгадывание загадок.
- рассматривание и наблюдение за природой.
Ход:
Загадка: Белки в нем живут и волки,
В нем растут дубы и елки
Высоченный – до небес!
Называют его…. (лес)
- Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве,
Утром пенье птичек,
И в некошеной траве
Огоньки лисичек.
Лес меняется, растёт
Долгими годами,
Всё живое в нём живёт,
Вечно дружит с нами.
- Что такое лес? (Лес – это целый мир! В нём обитает множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана. Лес называют природным сообществом).
- Почему его так называют?
Когда-то очень давно в древнем лесном крае жили мудрые и очень добрые люди, которые понимали язык не только всех зверей и птиц, но даже деревьев. Они не могли рубить лес, потому что слышали, как кричит и стонет дерево, когда его валят на землю. И вот деревьев стало так много, что людям уже негде было жить. И тогда верховному правителю всей земли пришлось лишить людей возможности понимать язык деревьев, с тех пор они не слышали больше их голосов, леса заметно поредели.
-Почему леса поредели?
- А могут ли на месте вырубленных или сгоревших при пожаре деревьев появиться новые деревья?
Да деревья всё равно остаются самыми главными жителями леса, они высокие и могущественные.
- Какова роль леса в природе? (Лес - это дом для растений, животных, грибов, водоёмов, почв. Деревья обогащают воздух кислородом)
- Какова роль леса в жизни человека? (Лес – это место для отдыха человека, где он наслаждается тишиной, лесными запахами, звуками,
красотой природы, укрепляет своё здоровье, это источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины)
Велик и загадочен наш лес. Лес невероятно красив всегда, какое бы время года ни было на дворе! Весной - он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. Летом - насыщен ароматом цветов и спелых ягод. Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей. Лес – это особое место, в котором так много обитателей, где каждый живет свою жизнь. В лесу все живут дружно. Все птицы, животные, насекомые и растения тесно связаны между собой, поэтому лес называют также природным сообществом.
-Чтобы лучше его узнать, мы отправимся с вами в путешествие по лесной тропинке.
Предлагаю закрыть глаза и представить: что мы входим в лес с чистыми помыслами и открытой душой.
- Дети, вот мы с вами и в лесу. Но лес не каждому открывает свои двери. Он открывает только добрым людям.
- А теперь отгадайте загадку, и мы узнаем, в какой лес мы попали:
Всем давным – давно известно,
Эта девушка прелестна.
Выше всех в тайге она,
Это – стройная… (сосна)
Иллюстрация «Сосновый бор»
- А как называется место, где растут одни сосны? (сосновый бор)
- А почему полезно гулять в сосновом бору? (В нём чистый воздух, там светло и просторно)
- Одно из необыкновенных качеств сосны – стойкость. Сосне не страшны ни мороз, ни жара, ни засуха. Одного боится сосна – это темнота. Сосна светолюбива. Она старается быть выше всех деревьев, чтобы быть поближе к солнцу. И еще одно замечательное свойство сосны – это способность очищать воздух. Поэтому говорится, что «в сосновом лесу легче дышится».
Следующая загадка.
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем… (Ель)
- А как называется лес, где растут одни ели? (ельник)
- А почему в ельнике так сыро и темно? (Ветки елей опускаются до самой земли и не пропускают свет. В таком лесу всегда темно и сыро. В летний жаркий день можно укрыться от жары в ельнике).
Ели – довольно высокорослые деревья, их высота обычно составляет около 30 метров, а в некоторых случаях может достигать и 90 метров. Живут эти вечнозеленые деревья сотни лет. По оценкам ученых возраст ели может достигать 300 – 500 лет.
- А как называется лес, где растут одни ели, сосны? (Хвойный)
- Почему?
- Из хвои этих деревьев приготавливают таблетки, настои.
Загадка: Белые сапожки,
Зеленые сережки. (Берёза)
Картины с берёзовой рощей.
Берёза – одно из самых красивых деревьев. Перепутать березу с другим деревом просто невозможно. Каждый знает, что для жителей России береза не только рядовое дерево. Это символ Родины, олицетворение прекрасной, светлой русской земли.
На Руси у березы даже был свой праздник, когда вокруг нее водили хороводы, пели песни, повязывали ленточки и всячески веселились. Любят белую березоньку и в наши дни, охраняют ее, чтят.
- Как называется лес, в котором растут одни берёзы? (березняк, берёзовая роща)
- Что весной собирают с деревьев берёзы? (Берёзовый сок – это явление называется «сокодвижением». Берёзовый сок очень полезен, в нём много витаминов, он утоляет жажду в жару. Сок собирают только со старых берёз, взрослых и высоких).
- После сбора сока, что необходимо сделать с ранкой на стволе берёзы?
(залепить смолой сосны или пластилином).
- Отгадайте, о каком дереве я сейчас загадаю загадку:
Он – могучий!
Крона – в тучах.
В кроне желуди видны.
И не зря к нему приходят
Утром ранним кабаны. (дуб)
Дуб – мощное, величественное дерево. Ствол толстый, покрыт коричнево – серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы.
Дуб – деревьев всех король,
У него большая роль.
- Как называют лес, в котором растут берёзы, осины, рябины? (лиственный)
- Почему?
- А смешанный лес – это какой? (В смешанном лесу ещё растут кустарники - это орешник, лесная малина, еще ниже, на земле, растут травы, маленькие ягодные кустарники).
Физминутка
Мы немножко отдохнем,
(Встать, ноги вместе)
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
(Ходьба на месте)
За природой наблюдали.
(Повороты головой влево – право)
Вверх на солнце посмотрели
(Встать на носки, руки в стороны)
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
(Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
(Встать на носочках, руки на поясе)
Великанами мы стали.
(Спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали,
(бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
(Хлопки в ладоши)
Ногами топаем.
(Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на места)
И немножечко устали. (Слушают пение птиц.)
- Каких животных мы можем встретить в нашем лесу?
- Как вы думаете, понимают животные друг друга?
- Смогут ли они прожить без леса? Почему?
-Вы сейчас будете изображать какое-либо животное, а я попробую догадаться, кого?.
Беседа о дарах леса
- А что можно принести из леса, чтобы не нанести ему вреда? ( человек от леса много получает для своего хозяйства: грибы, ягоды, орехи, древесину, лекарственные растения).
- Одним из даров природы, которое человек научился использовать в своих нуждах, это дерево. Оно лёгкое и удобное в обработке. Мы ходим по деревянному полу, покрытыми досками, открываем и закрываем двери и окна из дерева, сидим на деревянных стульях, сидим за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Из древесины делают различные предметы, посуду, игрушки, дома и бумагу. И поэтому мы должны беречь деревянные изделия и экономить чистую бумагу.
Лес – это замечательное природное богатство, дом для птиц и животных. А охраняет это природное богатство лесной сторож, которого называют лес ник. Он каждый день ходит по лесу и смотрит, чтобы лес был чистым следит за тем, чтобы люди не бросали непотушенных окурков и не оставляли после себя непогашенных костров, чтобы не разоряли муравейники и гнезда птиц, не рубили молодые деревья и не мусорили. Каждый взрослый и ребенок должен знать, что лес дает нам чистый воздух, и если лес умрет на нашей земле, то и мы умрем. Заботясь о лесе, мы заботимся сами о себе.
– Необходимо ценить, любить и беречь природу, правильно использовать ее богатства, заботиться, чтобы природа нашей Родины – России не истощалась и еще долго служила людям и украшала их жизнь.
Очень важно беречь лес, и его жителей.
Дерево, трава, цветок и птица,
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.