Получи документы

Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с] — [ш]»

Надежда Петровна Козлова
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с] — [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Приоритетная область: развитие речи

Интеграция образовательных областей: речевое, познавательное, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие

Цель. Совершенствовать умение дифференцировать звуки [с] и [ш], через разнообразные формы работы с детьми.

Задачи:

Образовательные:

формировать умения различать звуки [с] и [ш] на слух и в произношении;

упражнять в назывании слов с данными звуками;

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте „Дифференциация звуков [с] — [ш]“» размещена в разделах

формировать умения давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [с] и [ш];

учить согласовывать прилагательные с существительными;

продолжать формировать умения делить слова на слоги, выделять ударный слог;

упражнять в составлении сложноподчинённых предложений с союзным словом, когда.

Развивающие:

развивать речевое общение детей;

развивать навык звукового анализа;

развивать фонематический слух, логическое мышление, память, внимание;

совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различие звуков [с] и [ш], на определение позиции звука в слове.

Воспитательные:

формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности.

Индивидуальная работа: воспитывать в Диане Г. качество личности - уверенность; помочь овладеть навыками общения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.

Материалы и оборудование: Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, проигрыватель, диски с записями «Звуки – природы», мяч игрушка – ёжик.

Демонстрационный материал: предметные картинки (см. по тексту, лучики для солнышка (см. по тексту, цветочки – подснежники для дидактической игры (см. по тексту, кубики с картинками (см. по тексту).

Раздаточный материал: звуковые карточки, фишки зелёного, синего и красного цвета,

сюжетные картинки, солнышки для самооценки.

Воспитатель собирает детей в круг. Забегает ребёнок (Веснушка).

Веснушка (ребёнок) :

Всем привет! А вот и я!

Не узнали вы меня?

Я – весенняя Веснушка,

я – Веснушка-конопушка.

Меня знают все ребята, любят за мою красу.

Я весною появляюсь у ребяток на носу!

Воспитатель (проводит пальчиковую гимнастику) :

Ребята, давайте поздороваемся с Веснушкой и с нашими гостями.

Мы здороваемся везде,

Дома и на улице.

Даже «здравствуй» говорим

Дети: Мы соседской курице! (хлопают руками как крыльями)

Пальцы встречаются друг с другом, начиная с указательного.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй, утро! (ладошки вправо)

Здравствуй, день! (ладошки влево)

Нам здороваться не лень! (руки к груди прижимают и разводят).

Воспитатель:

Веснушка, хорошо, что ты пришла.

Но, Веснушка, где Весна?

Веснушка:

Заблудилась где-то!

Воспитатель:

Ребята, давайте мы пойдём лесной тропой,

Может быть повстречаемся с Весной!

Воспитатель:

В лес весенний мы шагаем, ноги выше поднимаем (дети шагают).

Весенняя тропинка привела нас на лесную поляну.

Оглянитесь, вокруг стоят высокие стройные деревья. Лё гкий ветерок колышет их: с-с-с-с-с… (на доске вывешивает соответствующую картину). Ветер усиливается: ш-ш-ш-ш… (на доске вывешивает соответствующую картину). Ветер затихает: с-с-с-с-с… (обращает внимание на соответствующую картину).

Воспитатель:

- Как лёгкий ветерок колышет деревья? (с-с-с-с)

- А как ветер сильно шумит? (ш-ш-ш-ш)

Воспитатель:

Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [с]?

(Когда мы произносим звук [с], наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.)

Воспитатель:

А как работают губы, язык при произнесении звука [ш]?

(Когда мы произносим звук [ш] наши губы вытягиваются в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» к нёбу.)

Воспитатель:

Что еще мы можем сказать про эти звуки? (Эти звуки согласные или гласные, глухие или звонкие)

Дети:

Эти звуки согласные, глухие.

Воспитатель:

Почему вы так считаете?

Дети:

Их нельзя пропеть. Они состоят из шума. Воздух, выходя изо рта, встречает препятствия.

Воспитатель:

Докажите, что это звуки глухие.

Дети закрывают свои уши ладошками, прикладывают тыльную сторону ладони к горлу и произносят звуки [с], [ш]. Воспитатель обобщает ответы детей.

Воспитатель:

Ребята, мы возьмём с собой звуки [с] и [ш], может быть они помогут нам найти Весну. Пока будем искать Весну мы научимся различать звуки [с] и [ш], слышать и проговаривать в слогах и словах.

Воспитатель: Топают ножки по лесной дорожке (дети топают ножками).

Воспитатель включает «Звуки природы – Весенний дождь».

Воспитатель:

Ребята, это первый весенний дождь. Он всегда холодный.

Воспитатель разбрасывает на ковре «капельки» (картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [с] или [ш]).

Воспитатель:

Вот и прошёл весенний дождь! Омыл всё вокруг, напоил землю (обращает внимание на капельки). В нашем лесу упали на землю необычные капельки дождя.

Возьмите по одной капельки, назовите изображенный на ней предмет. Если в слове слышится звук [с], то капельку поместите под картинкой, где лё гкий ветерок колышет деревья: с-с-с-с-с, если слышите звук [ш], то – под картинкой, где изображё н сильный ветер: ш-ш-ш-ш…

Дети выполняют соответствующие действия.

Воспитатель (обращается к ребёнку)

Назови предмет, изображенный на картинке, и голосом выдели звук [ш]. Аналогично проверяют остальные слова.

Воспитатель обращает внимание на ёжика (игрушка).

Воспитатель:

Ребята, поглядите, кого мы с вами разбудили. Да это же колючий ёжик? Дождик разбудил ёжика. Он совсем замёрз. Давайте попросим солнышко согреть ёжика своими лучиками.

Воспитатель:

Что-то наше солнышко загрустило, не может дарить нам свое тепло. А почему? (Оно потеряло лучики.) Остался только один лучик. Что вы увидели на лучике (слог). Подумайте, как вернуть солнышку улыбку? ( Найти лучики и прочитать слог: са, со, су, ша, шо, шу; ас, ос, ус, аш, ош, уш)

Дети находят на группе потерянные лучики, читают слог.

Воспитатель (проводит артикуляционную гимнастику)

Вот солнышко и проснулось!

И наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ну-ка, дружно все сказали «Ии-и»,

И свой заборчик показали.

Дети улыбаются и показывают свои зубы.

Воспитатель:

Там, где солнышко припекло, появились проталинки. А на проталинках пробиваются первые цветы. Как они называются?

Дети:

Подснежники.

Воспитатель предлагает ребёнку назвать слово и выделить голосом звук [с].

Воспитатель: Назовите цветы в названии которых есть звуки [с] или [ш]. (Астра, василёк, ромашка, ландыш, кувшинка, ирис, сирень, шалфей, жасмин)

Дети перечисляют, а если затрудняются загадывает загадки

Воспитатель: Сядем, посидим, на цветочки поглядим.

Предлагает делиться на группы. Первая группа : кто называл цветы, в названии которых есть звук [с]; вторая: кто называл цветы, в названии которых есть звук ([ш]). Предлагает сесть вокруг цветов.

Воспитатель обращает внимание на лепестки (слоги, картинки)

Воспитатель:

Прочитайте слоги (самостоятельное чтение). Чем похожи слоги? (Они начинаются на звук [с] ([ш]). Давайте поиграем в игру «Прочитай слог и назови слово». Ребёнок читает слог, например, [ша] и называет слово шапка и т. д.

Воспитатель включает «Звуки природы – Весенний ручеёк»

Воспитатель:

Что это журчит? Это весенний ручей омывает камешки.

Воспитатель:

Расскажите, какая вода в весеннем ручейке?

Дети:

В весеннем ручейке холодная (свежая, прозрачная, грязная, журчащая, сверкающая) вода.

Откуда берётся ручеёк? (Тает снег. Сосульки тают).

Воспитатель: Давайте подойдём к ручейку

Воспитатель обращает внимание на кубики.

Воспитатель:

Ребята, да это необычные камешки, а с картинками. Соберите картинки так, чтобы получилось слово. Выделите первый звук из названия каждой картинки и соединить эти звуки и получится слово.

Дети собирают картинки, выделяют первый звук из названия каждой картинки, соединяют эти звуки и получаются слова Мишка, миска.

Воспитатель:

1. Вот в коричневых штанишках

Из берлоги вылез Мишка.

2. А вот, ребята, миска

Из которой поест ягоды Мишка.

Воспитатель вывешивает на доску соответствующие картинки.

Воспитатель:

- Какой звук слышится в слове Мишка: [ш] или [с]? (В слове Мишка слышится звук [ш]).

- Выделите голосом (Мишшшка).

- В каком месте слова находится звук [ш]? (В слове Мишка звук [ш] находится в середине слова.)

- Какой звук слышится в слове миска: [с] или [ш]? (В слове миска слышится звук [с]).

- Выделите голосом (миссска).

- В каком месте слова находится звук [с]? (В слове миска звук [с] находится в середине слова.)

- А кто догадался, чем отличаются слова: Мишка и миска? (В слове Мишка в середине слова слышится звук [ш], а в слове миска слышится звук [с])

Воспитатель:

Давайте поиграем в игру «Замени звук»

Поменяй [с] на [ш] : Поменяй [ш] на [с] :

маска – Машка

усы – уши

басня – башня

Марс – марш

кашка – каска

крыша – крыса

Иришка – ириска

шок – сок

Воспитатель: Ребята, продолжим наш путь, и Мишку с собой возьмём.

Топают наши ножки по прямой дорожке.

Идут топающим шагом.

Воспитатель

Весенняя тропинка привела нас в лесную школу. Здесь учатся лесные зверята. Воспитатель предлагает сесть за столы.

Воспитатель проводит гимнастику для глаз

Светит солнышко в окошко,

Закроем глазки мы немножко.

Подержали – открываем,

А теперь мы поморгаем.

Воспитатель:

- Сколько слогов в слове Миш – ка?

- Назови первый (второй) слог.

- Какой слог ударный?

- Помогите медвежонку правильно подобрать звуковую карточку к слову Мишка.

Один ребёнок работает у доски, остальные самостоятельно.

- Сколько звуков в слове Мишка. Давай проверим. Ребёнок называет слово, выговаривая каждый звук, постепенно передвигает указку на каждый звук с квадрата на квадрат.

- Назови гласные звуки, которые слышишь в слове Мишка.

- Выдели гласные звуки в слове Мишка. с помощью фишек. Гласные звуки фишками какого цвета мы обозначаем?

- Продолжаем самостоятельно составлять схему слова Мишка.

- Сколько согласных звуков в слове Мишка? Назови эти звуки ([мь] – согл. зв. мяг. ; [ш] – согл. гл. тв. ; [к] – согл. гл. тв.)

Воспитатель:

Ребята, проверьте правильно ли вы составили схему слова. Юля справилась с заданием, она получает весёлое солнышко. Воспитатель прикрепляет на мольберт солнышко. Если вы тоже справились с заданием, положите на стол весёлое солнышко, а если затруднялись, то грустное солнышко. Когда мы найдём Весну, я к вам подойду и помогу.

Воспитатель:

Ребята, медвежонок не знает, что такое весна. Давайте мы ему расскажем.

Воспитатель:

Весна – это пора, когда природа… (оживает, просыпается, радуется). Закончите моё предложение.

Воспитатель раздаёт сюжетные картинки и даёт задание.

Воспитатель:

- Рассмотрите картинки. Какое время года изображено? (Это весна.)

- Составьте одно предложение по картинке и расскажите Мишке.

- Начните предложение так: Весна – это пора, когда природа…

Предполагаемые ответы детей.

Весна – это пора, когда сосульки тают.

Весна – это пора, когда на холмах зеленеет травка.

Весна – это пора, когда растут подснежники.

И т. д.

Воспитатель:

Мишке понравились ваши ответы. Молодцы!

Воспитатель включает «Звуки природы – Пение птиц»

Воспитатель:

С юга птицы прилетели, Песню о весне запели. Давайте пойдём встречать Весну.

Весна (заходит дефектолог, переодетый в Весну) :

Здравствуйте, ребята. Вот и я, Весна.

Если рады мне, друзья,

То любуйтесь на меня!

Воспитатель:

Скажите, весна какая? (Красивая, весёлая, звонкая, радостная, долгожданная, цветущая, тёплая, солнечная, сверкающая, шумная).

Весна:

- Спасибо вам, ребята, как много слов вы обо мне знаете!

Весна:

- Ребята, а вы не встретили в лесу моих друзей? (Разбудили солнышко, медвежонка, ёжика).

- А как вы это сделали? (Собирали лучики, читали слоги на лучиках, собирали из кубиков слово мишка, собирали капли дождевые с картинками, слушали, как идёт дождь, журчит ручей).

- Какие звуки вам сегодня помогали? (звуки [ш] и [с]).

- А вы знаете, как выглядят буквы, которые обозначают звуки [ш] и [с]?

Весна:

- Молодцы! Спасибо вам! Вы помогли моим друзьям.

- А в благодарность я приготовила для вас шкатулки.

Предлагает рассмотреть содержимое (пуговицы, шерстяные нитки, арбузные семечки, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т. д.)

Весна:

- Предлагаю вам выложить буквы, которые обозначают звуки [ш] и [с] на бархатистых ковриках.

Дети распределяются парами «по принципу симпатии» и выкладывают на бархатистых ковриках буквы Ш и С (под спокойную музыку)

Весна: Молодцы!

Весна:

Тёплыми шагами по земле пришла.

Привела я солнышко жаркое, лучистое,

И оно гуляет по небу по чистому.

Весна проводит гимнастику для глаз

Лучик, лучик озорной,

Поиграй – ка, ты, со мной.

(Моргают глазами)

Ну – ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

(Делают круговые движения глазами)

Взгляд налево отведу,

Лучик солнца я найду.

(Отводят взгляд влево)

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

(Отводят взгляд вправо)

Весна:

Ребята, вам понравилось у меня в лесу?

Воспитатель:

Ребята, если вам понравилось сегодня искать Весну, даже если встречались трудности, но вы старались их преодолеть прикрепите на мольберт весёлое солнышко.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в царство звуков» ТЕМА: «Путешествие в царство звуков» Методика дошкольного образования (образовательная область): Подготовка к обучению грамоте. Интеграция.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебная корзинка» Дидактическое обеспечение занятия: Наглядный материал: корзинка, картинки (шапка, конфета, обруч, лук, арбуз, конверт с письмом, карточки.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук и буква И Цель: знакомство с буквой И Задачи: Образовательные: учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий);.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со словом и предложением» Тема: Знакомство со словом и предложением. Цель: Ознакомление со звучащим словом, самостоятельное называние слов детьми. Задачи: 1. Познакомить.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дифференциация звуков [с]— [с’]» Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [с – с’]». Цель: упражнять детей в нахождении слов со.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в сказку» Тема: «Путешествие в сказку». Оборудование: полоски для выкладывания схемы слова, картинки. Бумага, магнитофон с записью танца, корзинка,.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие на Звездолете» .

Конспект занятия по обучению грамоте «Дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие» Вязовец Евгения Николаевна Воспитатель, МБДОУ № 93,г. Краснодар КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «Дифференциация согласных звуков : твердые.

Занимательная викторина «Дифференциация звуков [л]-[р]» по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ВИКТОРИНА (ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗУКОВ (Л)-(Р) Занятие по подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет с нарушением зрения и тяжелыми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с] — [ш]»
Опубликовано: 24 февраля 2019 в 07:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте «Дифференциация звуков [с] — [ш]»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Петровна Козлова (УИ 308265) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД