Татьяна Колобухина
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Дифференциация звуков [с]— [с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему «Дифференциация звуков [с – с’]».
Цель: упражнять детей в нахождении слов со звуками [с – с’] и определении места звуков в словах.
Задачи: упражнять детей в правильном употреблении пространственных предлогов; упражнять в употреблении существительных в творительном падеже; обогащать словарный запас детей;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе „Дифференциация звуков [с]— [с’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
развивать речь детей, слуховое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;
воспитывать аккуратность, дружеские взаимоотношения.
Оборудование и материалы: презентация «Фруктовые сады»; игрушка слон, набор зверей, плоскостной куст; дидактическое пособие «Звуковые часы» на каждого ребёнка; листочки с трафаретами фруктов, ручки; яблоки жёлтого и красного цвета, вырезанные из бумаги на каждого ребёнка; яблоня, наклеенная на ватман.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся, (дети здороваются) улыбнёмся друг другу, нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!
2. Сообщение темы занятия.
-Дети, я хочу вам представить ещё одного гостя, если вы отгадаете сейчас загадку, то узнаете, кто это.
Настоящий великан.
Из далёких тёплых стран.
В хобот воду набирает,
А потом фонтан пускает.
Очень крепок и силён.
Догадались? Это - (Слон) (Показ игрушки слона)
-А зовут его Савелий. Скажите, с какого звука начинается кличка Савелий? ([c]) А в слове слон есть этот звук? Где он находится? (в начале слова)
С этим звуком мы сегодня будем не раз встречаться и играть.
А сейчас послушайте рассказ о слоне Савелии.
3. Упражнение «Исправь ошибки». (Презентация «Фруктовые сады»)
(Слайд 2) Слон Савелий пошёл гулять и попал в страну садов. В первом саду росли яблоки, и он назвал его яблочный. (Слайд 3)
-Ребята, как правильно назвать этот сад? (Сад, в котором растут яблоки, называется яблоневый.)
Во втором саду росли сливы, и Савелий назвал его сливочный. А как бы вы назвали этот сад? (Этот сад называется сливовый) (Слайд 4)
В третьем саду росли абрикосы, и слон решил, что это абрикосный сад. Как бы вы назвали этот сад? (Этот сад называется абрикосовый.) (Слайд 5)
-Ребята, а как можно назвать эти сады одним словом, если в них растут только фрукты? (Это фруктовые сады.) В названии каких фруктов вы услышали звук [с] и где он находится в словах? (Слива и абрикос.)
4. Пространственные предлоги. ( Выставляется плоскостной куст и звери-игрушки: лиса, собака, лось и носорог.)
Послушайте, что дальше произошло со слоном.
- Идёт Савелий по саду и видит большой развесистый куст, возле которого собрались его друзья.
Перед кустом сидела лиса.
За кустом стоял лось.
Под кустом лежала собака.
У куста стоял носорог. (Дети располагают животных и повторяют, где они находятся.)
- Звери увидели слона и пошли ему навстречу. (Манипулируя игрушками, произношу начало фразы, а дети заканчивают её.)
Лось вышел (из-за куста).
Собак выползла (из-под куста).
Лиса и носорог пошли (от куста). Животные окружили своего друга и стали играть. Давайте и мы вместе с ними поиграем.
5. Физкультминутка «В саду».
Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать: (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы,
Виноград и апельсины (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке).
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева,
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх).
На носочки поднимись (встают на цыпочки)
И до ветки дотянись (поднимают руки вверх,
Веточку нагни (опускают руки, встают на полную ступню,
Спелых яблочек сорви (делают хватательные движения руками).
6. Игровое упражнение «Звуковые часы». (На столе у каждого ребёнка дидактическое пособие «Звуковые часы».)
-Ребята, Савелий принё с своим друзьям гостинцы: сосиски, соль, сено и сметану. Кому какой гостинец достался, вы определите сами и покажите это животное с помощью наших часов.
Итак, сосиски достались животному, название которого состоит из трёх слогов, а в начале слова слышится звук [с]. Кто это? (Собака.) Давайте проверим. (Дети делят слово на слоги и выставляют стрелочку.)
-Собака поблагодарила слона. А теперь давайте скажем, чем она подкрепилась? Собака подкрепилась … (сосисками). (Индивидуальные ответы детей)
-Соль – любимое лакомство животного, название которого состоит из одного слога, а в конце слышится звук [с’]. Кто это? (Лось.) Находим на часах. И т. д.
Лось подкрепился (солью).
-Сено любит животное, название которого состоит из трёх слогов, а звук [с] слышится в середине слова. Кто это? (Носорог.) Находим на часах.
Носорог подкрепился (сеном).
-Сметану слон принёс животному, название которого состоит из двух слогов, а звук [с] слышится в середине слова. Кто это? (Лиса.) Находим на часах.
Лиса подкрепилась (сметаной). Молодцы!
7. Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка».
-Звери подкрепились и пошли гулять по саду, где увидели много разных фруктов. Давайте мы сейчас поиграем с пальчиками и узнаем, какие это были фрукты.
Этот пальчик – апельсин (поочередно загибать пальцы,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас (Показывают ладошками вокруг и на себя).
-Ребята, назовите мне только те фрукты, где есть звуки [с] и [с’].
8. Штриховка.
-А сейчас я предлагаю вам заштриховать фрукты и подарить их нашему гостю Савелию, чтобы он помнил о нас. (Дети выполняют штриховку на листочках).
9. Итог.
- Ребята, кто у нас сегодня был в гостях? В каких фруктовых садах побывал слон Савелий? Какие звуки мы сегодня часто повторяли?
10. Рефлексия «Яблоня» (На доске изображение яблони.)
-А сейчас, ребята, подойдите ко мне и возьмите яблоко, чтобы прикрепить его на яблоню. Красное – те, кто считает, что справились со всеми заданиями, и вам было интересно на занятии. Жёлтое яблоко – те, кто считает, что не всё смогли сделать или вам было не интересно.
(Дети прикрепляют яблоки).