Приложение МААМ

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] — [З]»

Марина Колодина
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] — [З]»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

по образовательной области «Речевое развитие»

Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»

учитель-логопед

Колодина Марина Сергеевна

Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»

Возрастная направленность: Дети 5-6 лет

Задачи

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД „Дифференциация звуков [Ж] — [З]“» размещена в разделах

• Закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З,З’]в словах, чистоговорках, во фразовой речи;

• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Коррекционно – развивающие:

• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;

• Развивать навык звукового анализа;

• Способствовать развитию логического мышления.

• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.

Цель артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:

• способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;

• способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;

• совершенствовать координацию движений;

• развивать память, внимание, мышления, концентрацию зрительного и слухового внимания;

• сформировать пространственную ориентировку, точность движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.

Цель динамической паузы:

Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка.

Оборудование

Мультимедийное оборудование: Медио объекты: ЭОРы (электронные образовательные ресурсы) : игровая презентация на дифференциацию звуков [Ж], [З,З’].

Картинки с изображением жука и комара, картинки для игр «Один - много», «Какой, какая, какие?». Бумага, карандаши на каждого ребенка. Мяч.

Предварительная работа

Р/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, заучивание логоритмик, скороговорок.

Список использованной литературы

1. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. - Москва: Просвещение 1991

2. Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5 за знания» 2007

3. Лопухина И. С. Логопедия 550. - Москва: Аквариум 1995

Организационный компонент:

Логопед : Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох).

- Вспомним наше правило:

Говорим мы все красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно четко говорим,

Никуда мы не спешим.

Мотивация к деятельности.

Логопед : Ребята, посмотрите, на столе стоят две коробки. Какого цвета левая коробка? (желтая). А какого цвета правая коробка? (зеленая). Если вы хотите посмотреть, что находиться внутри коробок, надо отгадать загадки:

Не зверь, не птица —

Нос, как спица.

Летит — пищит,

Сядет — молчит.

Кто его убьёт,

Тот кровь свою прольёт (комар)

(открывается зеленая коробка, демонстрируется иллюстрация комара)

- Как звенит комар?

-Какой слышится звук?

Логопед : Слушаем вторую загадку, чтобы открыть желтую коробку:

Жужжит, звенит,

Усами водит грозно:

Пугает праведный народ –

А ну, покиньте огород,

Пока не слишком поздно!

Но нет испуганных вокруг,

Не страшен людям майский… (жук)

(открывается желтая коробка, демонстрируется иллюстрация жука)

-Как жужжит жук?

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать?

Логопед : Давайте угостим комара и жука, чтобы они ни кого не ужалили и не пугали.

Упражнение на развитие речевого дыхания. «Накормим насекомых» (надо задуть шарик в воротца, на котором изображены насекомые)

Артикуляционная гимнастика с биоэргопластикой.

Логопед : А пока наши насекомые наслаждаются нашими угощениями, мы сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, что бы правильно произносить звуки [з] и [ж].

«Жук и комар» (улыбка – хоботок,

Жу-жу-жу, - Я тоже слон, - сказал комар,

я на веточке сижу, - Вам подтвердит любой цветок,

Я живу не тужу Что я имею хоботок!

и жужжу, жужжу, жужжу.

«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

«Чистим зубы»

Рот открою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние - смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

«Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

«Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Логопед : Ребята, чем похожи эти звуки?

Сравнение артикуляции.

Дети: Звук [З] – согласный, бывает твердым и мягким.

Звук [Ж] – согласный, всегда твердый.

Логопед : Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], а потом звук [ж]. Сравним их.

а) сходство: эти звуки согласные

б) различия: место образования

[з] – кончик языка за нижними зубами

[ж] – язык в верхнем положении

в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд

г) воздушная струя. При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.

Логопед : Наши насекомые отведали наше угощение, стали добрыми и хотят проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете ли их.

Посмотрите на спинки ваших стульчиков, какое насекомое изображено?

Дети находят картинки на спинке стульчиков. (Жуки и комарики.)

Логопед : У нас получилось две команды: команда «Комарики» и команда «Жучки». А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это смотрите?

Дети: Да!

Логопед : Но для соревнования необходимо жюри! Ваши предложения, кого выберем?

Дети предлагают варианты, логопед подводит их к выбору в жюри гостей, присутствующих в кабинете.

Логопед : Итак, жюри выбрано, можно начать наше соревнование.

За правильные ответы жюри будет давать жетоны. («жукам» – в желтую коробку, «комарам» – в зеленую)

Вот игровые задания, чтобы проверить, как вы умеете различать и произносить звуки [з] и [ж].

Игра «Хлопай - топай» на развитие фонематического слуха.

Логопед : Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з], а со звуком [ж] топни.

Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи, животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, закат, жасмин, гвоздики, зажим.

Гимнастика для глаз.

Логопед : Ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно – летать. Давайте проследим, как летает комар. А теперь, как летает жук.

Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком».

Логопед : Посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы, животные и явления. Команда «жуки» называет со звуком [ж], а команда «комары» со звуком [з]

Развивающее упражнение «Четвертый лишний»

Логопед : Посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая картинка лишняя и почему?

1. Заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомое, а остальные животные)

2. Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные сладости (еда)

3. Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [ж], а в других картинках [з])

4. Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [з], а в других картинках [ж])

Упражнения для развития мелкой моторики. С мячиком су-джоку.

Логопед : А теперь пришла пора размять пальчики, нам, друзья!

Золотистый, как из бронзы,

Жук кружится возле розы

И жужжит: «Жу-жу, жу-жу

Очень с розами дружу». (повторить 2 раза)

Игра «Один - много». (с картинками)

Логопед : А теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду называть один предмет, а вы должны назвать много.

Один зеленый жук – много зеленых жуков

Один желтый зонт – много желтых зонтов

Один ржавый замок – много ржавых замков

Один оранжевый жираф – много оранжевых жирафов

Один золотой зажим – много золотых зажимов

Одни зеленые ножницы – много зеленых ножниц

Одна желтая гроза – много желтых гроз

Одно заветное желание – много заветных желаний

Логопед : Часть заданий вы успешно выполнили, можно немного отдохнуть.

Динамическая пауза

На зеленой на лужайке наклоны головой

Забияки жили зайки, руки приставить к голове «ушки»

Жили змеи, медвежата,

И ужата, и ежата. поочередное поднимание/опускание плеч

В звездном небе светляки

Зажигали огоньки, руки вверх, наклоны туловища влево/вправо

Чтоб ни зверю и ни птице

В том лесу не заблудиться. руки на пояс, шаги

Развивающее упражнение «Какой, какая, какие?» с использованием картинок на интерактивной доске.

Ремень из кожи, какой? - кожаный ремень

Утенок из резины, какой? – резиновый утенок

Куртка из замши, какая? – замшевая куртка

Корона из золота, какая? – золотая корона

Пакет из бумаги, какой? – бумажный пакет

Ведро из железа, какое? – железное ведро

Днем сильный мороз, день какой? – морозный день

Магазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин

Игра «Я и мы» с мячом

Образец. Я закажу, и мы закажем

Я замажу, и мы… (замажем).

Я закружу, и мы… (закружим).

Я задержу, и мы… (задержим).

Я забегу, и мы… (забежим).

Я зажму, и мы… (зажмём).

Я заряжаю, и мы… (заряжаем).

Я зажимаю, и мы… (зажимаем).

Я заезжаю, и мы… (заезжаем).

Игровое упражнение "Путаница"

Логопед : Жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать предложения, а вы должны меня исправить.

Зайка играет с Жанной.

Забор красит Женю.

Жук поймал Захара.

Ежик кормит Лизу.

Зонтик держит Жору.

Лыжи катаются на Зине.

Земля ползет по ежику.

Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.

Логопед : Посмотрите на жука и комара, мне кажется, что они очень довольны, ведь вы правильно выполнили все их задания. Уважаемое жюри, как справились наши команды?

Пока жюри подводит итоги, давайте с вами вспомним, какие задание мы выполняли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?

Проводится рефлексия занятия.

Рефлексия. На столе лежат листы бумаги с изображением лица без глаз и рта.

Логопед :

Нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и товарищей.

Такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на доску.

Такой величины рот, насколько вы болтал не по делу.

Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает участников. (раскрасками)

Пароль на выходе.

Логопед : Перед выходом, не забудьте попрощаться с нашими гостями, а так же с жуком и комаром. Положите картинку со звуком [з] в зеленую коробку, со звуком [ж] в желтую коробку и идите в группу.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]» Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Дифференциация.

Конспект индивидуальной ООД «Дифференциация звуков [C] и [Ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №164 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ц]» 1. Повтори прямые слоги со звуками С - Ц. са - ца со - цо су - цу ца - са цо - со цу - су 2. Повтори обратные слоги со звуками С - Ц. ас.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ш] — [Ж]» Анастасия Стрельникова Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] - [Ж]». 1. Цель: - Воспитание самоконтроля.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]» Цель: дифференциация звуков «ж»-«ш» и самостоятельное употребление в речи. Задачи: 1. развивать фонематическое восприятие, правильное произношение.

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков [З], [З’] в словах» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности «Дифференциация звуков «З», «Зь в словах». Цель: создание условий для знакомства.

Конспект открытого НОД Тема: Дифференциация звуков [Л] — [Л’]. Буква Л. Конспект открытого НОД по формированию и развитию правильного звукопроизношения у дошкольников. Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Л’].

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]» Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков Ж и Ш» Программные задачи:.

НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] — [Л]» НОД индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Цель: «Дифференциация звуков [Р] – [Л]» Задачи: учить дифференцировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] — [З]»
Опубликовано: 8 февраля 2019 в 19:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Дифференциация звуков [Ж] — [З]»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Колодина (УИ 219612) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД