Получи документы

Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»

Татьяна Онуфриенко
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»

Непосредственно - образовательная деятельность по звуковой культуре речи в старшей группе

«Дифференциация звуков Ж и Ш»

Программные задачи:

Закреплять правильное произношение звуков [Ш], [Ж] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;

Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;

Публикация «Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе „Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]“» размещена в разделах

Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого;

Способствовать развитию логического мышления;

Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности;

Предварительная работа

Д/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»

Рассматривание картинок, определение с какого звука начинается слово.

1. Организационный момент. Дети в кругу

-Ребята, какой у нас девиз?

«Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно»

-А чтобы хорошо выговаривать звуки разомнём язычок. Артикуляционные упражнения «Лягушка-слоник», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка».

Артикуляционная гимнастика:

«Слоник»

Подражаю я слону

Губы хоботом тяну

А потом их отпускаю

И на место возвращаю

«Чашка»

Язык лопаткой положи

А края приподними,

Получилась чашечка,

Кругленькая чашечка.

Чашку в дом мы занесем,

А края к зубам прижмем.

2. Постановка цели занятия

Загадки

Его поймал я на цветке,

Зажал, как следует в руке.

Жужжит он: «Попрошу без рук,

Я не железный, я же – … (ЖУК)» выставляется картинка

Веревка по земле ползет,

Вот язычок, открытый рот,

Всех укусить, готова Я,

Потому что Я - (змея) выставляется картинка

-Как жужжит жук? (жжж). Как жужжит большой жук? Маленький? (громко-тихо)

-Как шипит змея? (шшш) Большая? Маленькая?

-Кто догадался с какими звуками мы будем играть?

-Сегодня мы будем различать звуки ш-ж и чётко их произносить.

3. Сравнение звуков ш-ж по акустико-артикуляционным признакам. Характеристика. Обозначение.

-Давайте произнесем звук [ш], а теперь [ж].

-Как вы думаете, чем похожи эти звуки?

-Правильно, при произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами — расстояние, широкий кончик языка — «чашечкой» за верхними зубами, боковые края языка плотно прижаты к верхним зубам.

- Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и произнесем снова эти звуки.

-Когда произносим звук [ш] — горлышко молчит, а когда звук [ж] — дрожит (звонкий).

4. Дифференциация звуков ш-ж на слух. Развитие фонематического восприятия.

А сейчас мы поиграем в игру «Будь внимателен». Я буду называть слова, а вы, если услышите слово, в названии которого есть звук Ж поднимите машите руками как крыльями, а если слово со звуком Ш – показ как движется змея.

(напоминает детям, что звук ш — это песня змеи, а ж — песня жука. Формулирует задание: услышав тот или иной звук, дети должны выполнять соответствующее движение: на звук ш — заигзагообразное движение кистью руки от себя — ползет змея, на звук ж — поставить руки перед грудью (чтобы не задеть сидящих рядом детей) и подвигать кистями вверх-вниз — летает жук. Помогает детям освоить зависимость между звуком и соответствующим движением. Произносит звуки : ш. ш. ж. ш. ж. ж. ш. ж. ж. ш. ж.

Предлагает тем, кто допустил ошибки, выполнить задание отдельно; остальные контролируют их.

Далее воспитатель называет слова со звуками ш и ж. Дети, как и в первом случае, показывают, какой звук слышится. (Слова надо произносить с очень легким интонированием звука.) Вначале упражнение выполняют девочки, затем мальчики.)

Словарный материал:

шайба, журнал, петушок, швабра, жадность, кожаный, лампа, жираф, жалкий, желтый, кувшин, журавль, дружный, школа, лимон, шмель, дожди/

5. Дифференциация звуков ш-ж в словах.

А) Игра «Большой-маленький». Словообразование существительных с уменьшительно-ласкателльными суффиксами. Иллюстрации

Слова:

снег-снежок утюг -утюжок

сапог-сапожок петух-петушок

флаг-флажок пирог-пирожок

Б)Игровое упражнение «Посчитай-ка». Согласование числительных с существительными.

Слова: кошка, желудь.

В) Игра «Четвёртый лишний». (Картинки)

Картинки: шуба, шапка, жук, шарф.

-Какая картинка лишняя, почему?

6. Фонетическая ритмика «Жук». Координация речи с движением.

Дети становятся в круг. Выполняют движения.

На лужайке, на ромашке Кружение с поворотом

Жук сидел в цветной рубашке Приседание руки на пояс.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо по ветру качаюсь, Движения по тексту.

Низко -низко наклоняюсь.

7 Мы с вами поиграем в игру, она называется «Разведчики». Вы будете ходить по группе и искать предметы в названии которых есть звуки Ж и Ш. (А я буду спрашивать вас. Почему вы взяли эти игрушки. Я взял кошку потому что в этом слове есть звук Ш).

8. Составление предложений по сюжетным картинкам

Женя едет на машине.

Алёша держит флажок.

В лукошке лежат вишни.

Миша катается на лыжах.

Пожарник тушит пожар.

9. Дифференциация звуков ш-ж в чистоговорках.

У вас на столах лежат наши мячики помощники. Давайте с ними поиграем

Ходит ёжик вдоль дорожек,

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я, ежику, ежу

Ту тропинку покажу.

Где катают мыши,

Маленькие шишки. (все вместе с су-джок шариками)

10 Итог.

-С какими звуками мы сегодня играли?

-Чем они похожи, чем отличаются?

-Вы молодцы! Теперь вы не будите путать звуки ш-ж

Ребята, возьмите солнышко, если на занятии вы чувствовали себя комфортно и, вам все было понятно.

- Если, что-то осталось неясно, возьмите тучку.

Публикации по теме:

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» 2018 год Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Дифференциация звуков [Г], [К]» Цель: формировать умение различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [Г-К] в слогах, словах.

Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]»Конспект НОД по звуковой культуре речи во второй младшей группе «Звук [Ф]» Задачи: Образовательные: Формировать умение детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с.

Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]» Программное содержание Речевое развитие:Учить различать на слух звуки [з], [ж]; произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мокрушанский детский сад» Конспект открытого занятия по развитию речи.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [С] и [С’]» ТЕМА: «Дифференциация звуков С и Сь». Программное содержание: 1. Закрепление умения дифференцировать звуки С и Сь. 2. Учить находить лишний.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в подготовительной группе «Дифференциация звуков [Л] и [Р]» Программное содержание: 1. Вспомнить характеристику звуков Л и Р по акустическим и артикуляционным признакам. 2. Произносить изучаемые звуки.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» (2018 год) Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект.

Конспект «Звуковая культура речи — дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе Конспект «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» в старшей группе Конспект «Звуковая культура речи: дифференциация звуков.

Конспект НОД по звуковой культуре речи «В гостях у звуков [З]-[С]» Конспект НОД Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-з Тема: В гостях у звуков З-С Цель занятия: Упражнять детей в отчетливом произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по звуковой культуре речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ж] и [Ш]»
Опубликовано: 16 ноября 2018 в 09:18
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД