Получи документы

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]»

Валентина Козлитина
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мокрушанский детский сад»

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Тема. «Дифференциация звуков [ р - р’]»

Воспитатель I категории Козлитина В. Н.

2018 год

Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе „Дифференциация звуков [р] — [р’]“» размещена в разделах

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе

Тема. «Дифференциация звуков [ р - р’]»

Цель. Упражнять детей в умении дифференцировать звуки [ р - р’]; закреплять навык словоизменения с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выделения первого звука в слове; упражнять в звуковом анализе простых слов; закреплять слова - обобщения.

Оборудование. Наборное полотно, картинки для словоизменения, набор картинок, карточки со знаком вопроса, мел, деревья: ёлки и сосны, грибы.

- Сегодня у нас необычное занятие. У нас – гости. Что говорят вежливые люди при встрече? (Здравствуйте, доброе утро)

- Прежде, чем начать занятие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить, не шуми,

Только руку подними.

I. 1. На наборное полотно выставляются картинки: портфель, орех, хомяк, окно, дом.

Педагог предлагает детям назвать, что изображено на картинках, а затем, изменить слово, сказать его ласково

(портфельчик, орешек, хомячок, окошечко, домик).

2. Педагог предлагает детям выделить первые звуки в каждом слове и хорошо запомнить их. Затем дети соединяют выделенные звуки и получают новое слово (поход).

Педагог предлагает детям совершить необычный поход.

Мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).

II. 1. – Нам с вами нужно собрать вещи, необходимые в походе, и сложить их в рюкзак.

Воспитатель выставляет на наборное полотно следующие картинки:

кружка, топор, палатка, табурет, продукты, мясорубка, утюг, аптечка, карта, компас, самовар, будильник, удочка, матрёшка, гири.

-Ребята, давайте сначала положим в рюкзак предметы со звуками [р - р’], а затем – все остальные предметы.

Дети отбирают необходимые предметы и объясняют, для чего они нужны.

Остальные картинки убираются.

- Идём мы лесом, смотрим по сторонам, ищем лесные слова со звуками [р – р’], да никак найти не можем. Вокруг, куда ни посмотри, ёлки да сосны, а под ними лисички, подосиновики, маслята.

Посмотрите, к нам навстречу идёт человек со своими друзьями (малыши в шапочках зверей). Оказалось, это егерь – человек, который наблюдает за жизнью лесных животных и птиц и помогает им в трудное время. Узнал егерь, зачем ребята пришли, и говорит: «Слов со звуками [р – р’] в моём лесу видимо-невидимо. Как же вы их не нашли, не увидели? Видимо не так ищете. Давайте я вам помогу.

Привё л егерь нас на поляну и говорит: «Шли вы сейчас по лесу и что видели? (Сосны, ели). Как назвать одним словом? (Деревья). Вот вам первое слово, которое вы искали. А у дерева есть части со звуками [р – р’]. Какие? (Корень, кора, верхушка, крона.)

Ребята, давайте внимательно смотреть вокруг. Как вы думаете, какие слова со звуками [р – р’] мы могли бы встретить в лесу? ( Дети называют следующие слова: тропинка, трава, ромашки, грибы, кустарник, муравейник, зверюшки т. д.)

3. –Егерь сидел, смотрел на нас и улыбался. А потом говорит: «Есть у меня в лесу заповедное место. Попасть в него может только человек, кто не обидит дерево, не сломает зря веточку, не сорвёт понапрасну цветок, не бросит бумажку и отгадает мою загадку:

Чистый, прохладный

Струится, бежит.

Свежей водою

Он нас напоит.

Из-под земли он на радость возник,

И называется просто (родник)

(Т. Гризик)

Егерь приглашает нас к роднику и предупреждает, что возле этого родника много слов со звуками [р – р’] встречается.

Подошли мы к горе, видим – из трещинки ручеёк льётся. (Воспитатель рассказывает за егеря и рисует схему) «Это и есть родник, - говорит егерь. – Течёт ручеёк по равнине, сливается с другими ручейками. И это уже не ручеёк, а речка. Речка впадает в озеро. Из озера вытекает река, которая несёт свои воды в море. Значит, наш родничок море питает.

Во всех этих словах тоже есть звуки [р – р’]». Я вам набрал родниковой воды. Попробуйте её, какая она?

У родника вода: прозрачная, прохладная, родниковая, хрустальная.

Воспитатель благодарит егеря за чудесный рассказ про родничок.

Егерь прощается с ребятами.

Релаксация

«Путешествие в волшебный лес» звучит «Щебетанье птиц в природе»

Лягте удобнее на коврик, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, различных кустарников и ароматных цветов.

Прислушайтесь к звукам и насладитесь запахами вокруг вас. Пахнет влажная земля. Ветер доносит едва уловимый аромат цветов. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Это успокаивает вас, снимает напряжение и волнение. Вам хорошо и спокойно.

Сохраните это ощущение на весь день.

III. 1. – Давайте отдохнём около родника и поиграем в игру «Слова».

Анализируются слова-паронимы: лак – рак, игла – игра, булки – бурки, жалко – жарко.

Дети называют первый, второй, третий звуки в слове, находят звуковое различие в этих словах, объясняют значение слов.

(Бурки — разновидность тёплых сапог для холодного климата.

Лак – раствор смолы в спирте, употребляется для придания блеска различным предметам.

Игла (Иголка) — длинный тонкий остроконечный инструмент из твёрдого вещества (ранее из кости) чаще всего известное человеку по швейным иглам с игольным ушком для нити с одной стороны.

Игра — вид культурной человеческой деятельности. Виды игр (в основном смысле слова «игра») : Настольная игра — игра, в которую можно играть в помещении, с помощью инвентаря.

Булки – вид хлеба.

Жалко - вызывающий жалость, достойный жалости или сострадания, сочувствия человек.

Жарко - это повышение температуры воздуха до +35 °С и выше.)

2. Педагог расставляет звёздочки на нарисованной схеме. Предлагает детям ещё раз внимательно прослушать рассказ егеря, а затем ответить на вопросы. Кто правильно ответит на вопрос, тот получит звёздочку (со схемы). Вопросы будут связаны с теми местами на схеме, где расположены звёздочки.

Воспитатель повторяет рассказ егеря ещё раз и задаё т следующие вопросы: откуда вытекает родничок? Где течёт ручеёк? С чем сливается ручеёк? Что образуется после слияния ручейков? Куда впадает речка? Откуда вытекает речка? Что впадает в речку? Как образуется река?

VI. В заключение педагог просит детей вспомнить и назвать слова со звуками [р – р’], которые прозвучали на занятии.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект интегрированного занятия «Волшебство зимних красок и звуков» по музыке и развитию речи в старшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 16» Конспект интегрированной.

Конспект НОД по развитию фонетическо-фонематической стороны речи у детей старшей группы «Дифференциация звуков [У] — [A]» .

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи:.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровых технологий в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]» Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием игровых и личностно-ориентированных технологий Тема: «Дифференциация звуков.

Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе детского сада «Дифференциация звуков в [л]-[р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе детского сада Цель занятия: дифференциация звуков в (л-р, словах, активизация мышц.

Открытая НОД по развитию звуковой культуры речи «Дифференциация звуков [с] и [с’]» Цель:Дифференциация звуков С и Сь. Программные задачи: развивать у детей фонематический слух и восприятие,закрепить навыки четкого произношения.

План-конспект занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш]» (подготовительная к школе группа) Программное содержание Цель: упражнять детей в отчетливом произнесении слов, содержащих звуки Ж-Ш Задачи Образовательная:-учить находить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Задачи. 1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 22:03
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД