Лучший педагог года

Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]»

Алиса Агентова
Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]»

Программное содержание

Речевое развитие:Учить различать на слух звуки [з], [ж]; произносить изолированные звуки [з], [ж] с разной громкостью и в различном темпе.

Упражнять в подбирании слов с этими звуками и выделять их на слух. Упражнять в образовании форм родительного падежа мн. числа имен существительных.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Звуковая культура речи „Дифференциация звуков [З] -[Ж]“» размещена в разделах

Дидактический наглядный материал:Цветная иллюстрация к русской народной сказке «Теремок».Подбор игрушек для импровизированного магазина, в названии которых, есть звуки ж-ш (Жаба, кошка, машина, жеребенок и. т. д.)

Предварительная работа:

Сюжетно-ролевая игра «Магазин», чтение сказки К. Чуковского «Путаница»,

театрализованная игра «Теремок».

Словарная работа:

Уж, жар, наживка, этажерка, жильцы, мишень, ёрш, шиповник, ошибка.

Методические приемы:

1. «Аукцион»

2. «Песенка звуков ж-ш»

3. Произношение и разучивание чистоговорок, скороговорок.

4. Игра «Путаница».

5. Упражнение для речевого аппарата «Клоуны», «Кошечка».

6. Пальчиковые игры «Считаем пальчики», «Ежики», «Ветер дует»

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Воспитатель рассказывает детям такую историю:«Жил-был на свете звук «Ш».иногда у него случалось дурное настроение и он начинал громко и сердито шипеть, как масло на сковородке: «ш-ш-шкварк, шкварк, ошпарю, ош-ш-ш-парю», или гусь-забияка «ш-ш-ш-страш-ш-ш-но, страшно». (дети хором повторяют слова).

Поющие звуки, такие, как – а, о, у, е, и, э, ы, которым шипение мешало петь чисто и слаженно, решили отшлёпать звук «Ш». Звук «Ш» не захотел чтобы его отшлёпали, убежал, спрятался. Куда спрятался?Спрятался в разные слова, в том числе в слова, в которых живёт похожий на него звук «Ж». Хитрец!

Поющие звуки его не нашли, но мы с вами, я на это надеюсь, найдём звук «Ш»

Шлёпать не будем, а где он прячется поющим звукам не скажем. Разве мы ябеды?

Воспитатель предлагает поиграть. Называет разные слова, где есть звуки «Ж»; «Ш»; если в слове звучит звук «Ж» - дети показывают песенку жука, руки поднимают вверх – вниз, имитируя полёт жука. Если в слове есть звук «Ш», дети показывают песенку ужа. Рука зигзагообразно от себя идёт вперёд.

Предлагаемые слова для игры:

Жираф, шар, жар, кошка, журавль, шиповник, жук, шишка, жаба, лягушка, жмых, ромашка, школа, животные, карандаш, жёлтый, мышка, вышка, жильцы, жеребёнок, машина, варежки, шапка, дорожка, мышка-норушка, дрожжи, оранжевый, шофёр, гараж, шум, большой, страшный, кружок, мишень, снежок, снежный, ошибка, пирожное, пушистый, вежливый, ежи, тишина, вежливый, влажный, ковш, золушка, шут, шоколад, шелковый.

Воспитатель продолжает разговор:

В нашем родном языке много слов, в которых есть звук «Ш», послушайте:

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша,

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата,

Тушат, тушат – не потушат,

Заливают – не зальют.

К. Чуковский «Путаница»

Воспитатель интересуется, помнят ли дети свистящую песенку звука «С». Объясняет, что шипящая песенка очень трудная, и не все дети умеют произносить правильно этот звук, но это не беда. Если каждый день упражняться, поднимать кончик языка к верху, округлять и вытягивать губы (показывает, то звук зашипит. Дети произносят звук все вместе и индивидуально (5-6 ответов). Если звук «Ш» произносить чёткои достаточно громко, на ладони, поднесённой к губам, но не прижатой к ним, ощущается струя тёплого воздуха.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Воспитатель предлагает выучить и произнести чистоговорки, с использованием звуков «Ж», «Ш».

Объясняет, что означает слово – чистоговорки.

1. Аш-аш-аш очень зол гусёнок наш.

2. Шу-шу-шу, тихо осенью в лесу.

3. Ша-ша-ша, наша Даша хороша.

1. Жа-жа-жа, я поймал ужа.

2. Жу-жу-жу, я вчера поймал пчелу.

3. Жи-жи-жи, книжки, сказки хороши.

Скороговорка: «У ежа – ежата, у ужа – ужата». Повторяют 2-3 раза.

Воспитатель предлагает игру «Путаница».

«Ребята, какие слова в стихах перепутаны?

Какими звуками отличаются эти слова?

«Шар-птица пламенем горит,

А в небе коасный жар горит-летит».

«У солдата на форме - наживка,

Приготовим для рыбы- нашивку».

Заканчивая занятие, воспитатель просит детей вспомнить русскую народную сказку «Теремок», используя иллюстрацию, рассказывает сюжет сказки, а дети, когда слыша звуки «Ш», «Ж», показывают песни этих звуков. Сегодня, ребята, завершилось наше увлекательное путешествие в мир звуков. Все они по своему красивы и интересны, каждый звук имеет свою неповторимую историю, своё звучание. А впереди нас ждут новые встречи, новые путешествия в сказочный и самобытный мир звуков, мир букв, мир слов, а значит, а значит в увлекательное путешествие – в мир знаний.

Время проведения занятия: 20 минут. После 12минут занятия воспитатель предлагает детям физкультминутку.

1. Пальчиковая игра «Считаем пальчики» (Игру можно проводить сидя за столами.)

«Можешь пальцы сосчитать? 1, 2, 3, 4, 5 (2 раза на двух руках)

Десять пальцев, пара рук – вот твоё богатство друг!»

2. «Ёжики» (игра проводится стоя)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Раз фонарик, два фонарик – ёжики, ёжики,

Наковали, наковали – ножницы, ножницы.

Бег на месте, бег на месте, - зайчик, зайчики.

Ну-ка дружно, ну-ка вместе – девочки, мальчики».

3. «Ветер дует»

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо всё выше выше».

Публикации по теме:

Конспект НОД «Звуковая культура речи «Звуки [М}, [М’]» во второй младшей группе Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Звуковая культура речи: звуки м, м*.». Вторая младшая группа.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе Образовательная область - речевое развитие «Звуковая культура речи:.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи» для детей подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №3»г. Саратова Конспект НОД по образовательной области.

Конспект НОД по развитию речи детей старшей группы «Путешествие в страну звуков. Дифференциация звуков [Л], [Л’]» Цель: Создание социальной ситуации для развития речи детей в процессе ознакомления со сказкой В. Катаева «Цветик - семицветик» Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» Тема: «Звуковая культура речи: звук [ф ]». Цель: упражнять в отчетливом и правильном произношении звука [ф] в слогах, словах, фразах; учить.

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи. Звук [Ф]» в младшей группе Конспект НОД по развитию речи. Звуковая культура речи: Звук [Ф]. В младшей группе Составила: воспитатель Воложанина Альбина Васильевна Программное.

Конспект ООД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук [ж]» Звуковая культура речи: звук ж Цель. Развитие звуковой культуры речи; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира.

Конспект открытой НОД по речевому развитию «Звуковая культура речи: звук [ф]» Конспект открытого НОД по речевому развитию Тема: «Звуковая культура речи: звук ф». Цель. Создание социальной ситуации развития детей,.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [р] — [р’]» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Мокрушанский детский сад» Конспект открытого занятия по развитию речи.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [з]-[ж]» Цель. Создание условий для слухового восприятия детей звуков з – ж. Задачи. 1. Учить различать на слух звуки З и Ж, определять позицию звука.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Звуковая культура речи «Дифференциация звуков [З] -[Ж]»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 19:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД