МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Надежда Бояринцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»

Конспект группового занятия по звуковой культуре речи с детьми

старшего возраста в группе компенсирующей направленности

«Дифференциация звуков «С» и «Ш»

Бояринцева Надежда Валерьевна, учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7»Огонек», Россия, Архангельская область, город Котлас.

Цель:

1. Учить дифференцировать в произношении и на слух звуки «С» и «Ш».

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация звуков [С] и [Ш]“» размещена в разделах

2. Сравнивать звуки по акустическим и артикуляторным признакам.

3. Совершенствовать фонематическое восприятие.

Материал: Индивидуальные зеркала, символы звуков «С», «Ш», массажные колечки, демонстрационные картинки со звуками «С» и «Ш», картинки для индивидуальной работы.

Ход занятия.

1. Организационный момент:

*Аутотренинг (дети повторяют вместе с логопедом) :

Говорим всегда красиво

Чётко и неторопливо

Плавно звуки пропеваем

Сделать вдох не забываем

* Игра «Повтори, не ошибись» : дети повторяют за логопедом по 2-3 слога:

па-ма ат-ак во-от бо-до аф-ну вы-ам ма-на

2. Введение в тему:

Логопед: Ребята, я сегодня к вам приехала на автобусе. По дороге автобус наехал на гвоздь и у него прокололось шина. Из шины стал выходить воздух «Ш___» (логопед длительно произносит звук «Ш»). Из автобуса вышел водитель и стал накачивать шину насосом «С___» (логопед длительно произносит звук «С»).

Логопед: Ребята, с каким звуком выходил воздух из шины?

Дети: Ш___

Логопед: С каким звуком накачивал шину водитель?

Дети: С___

Логопед: Сегодня мы будем играть со звуками «С» и «Ш». Будем их слышать и правильно произносить.

3. Артикуляционная гимнастика

Но вначале, чтоб наш язычок нас слушался, мы поиграем с ним. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Шалунишка-язычок в нашем ротике живёт. (упр. «Блинчик»)

Он открыл своё окно –а на улице тепло. (упр. «Окошечко»)

Язычок наш потянулся- широко нам улыбнулся. (широкий язычок кладём на верхнюю губку- затем упр. «Улыбка»)

А потом решил гулять- пошёл лошадку запрягать. (упр. «Лошадка»)

Язык встретил маляра –обновить забор пора (упр. «Маляр» и упр. «Заборчик»)

Приустали, посидели и присели на качели. (упр. «Качели»)

Язычок наш притомился- к себе в домик возвратился. (Рот закрыть)

4. -Логопед: Какой последний звук в словах : автобус, лес, нос?

Дети: «С»

Логопед выставляет символ звука «С».

-Логопед: Какой первый звук в словах : шина, шапка, шуба?

Дети: «Ш»

Логопед выставляет символ звука «Ш».

-Логопед: Чем эти звуки похожи между собой?

Дети: Эти звуки согласные, глухие. (могут объяснить- почему согласные, глухие).

-Логопед: А чем эти звуки отличаются?

Дети: При произнесении звука «С»- губы улыбаются, язык находится внизу, при звуке «Ш»- губки округляются, язык наверху.

5. Игра «Какой звук я говорю

Логопед показывает звук по артикуляции, а дети должны сказать какой это звук. (С-Ш-Ш-С-С-Ш-Ш-Ш-С).

6. Игра «Попугайчики» : хоровое и индивидуальное проговаривание слогов, сочетаний слов, чистоговорок.

Логопед: Мы не девочки и не мальчики,

Мы сегодня попугайчики,

Попугай, попугай,

Вместе с нами повторяй.

Проговаривание слогов: СА-ША, СО-ШО, АС-АШ, ШИ-СЫ, ОС-АШ, ШО-ОС….

Проговаривание слов: СОК-ШОК, МИШКА-МИСКА, УШИ-УСЫ, СУТКИ-ШУТКИ, СОЛИТЬ-ШАЛИТЬ, КАШКА-КАСКА….

Проговаривание чистоговорок:

Язык кверху ША-ША-ША- наша Маша хороша.

Язык книзу СА-СА-СА- укусила нас оса.

Язык кверху ШИ-ШИ-ШИ- наши уши хороши.

Язык книзу СЫ-СЫ-СЫ- у осы усы-усы.

7. Физкультминутка- гимнастика для пальчиков

Раз, два, три, четыре, пять- вышли пальчики гулять (Сжимают и разжимают пальчики)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик кушать стал,

Этот пальчик не ел, а только лишь смотрел. (Надевают массажное колечко на каждый пальчик).

8. На доске выставлены картинки: шуба, солнце, игрушки, шарф, автобус, носки.

А) Выбрать к определениям нужную картинку:

• мохнатый, мягкий, шерстяной…. (шарф)

• голубой, быстрый, железный (автобус)

• интересные, весёлые, смешные…. (игрушки)

• яркое, горячее….(солнце)

• меховая, пушистая, чёрная…. (шуба)

• пуховые, серые, тёплые…. (носки)

Б) *Назвать картинку, которая начинается на ША…

* Назвать картинку, которая начинается на СО…

* Назвать картинку со звуком «С» в середине.

* Назвать картинку со звуком «Ш» в начале.

* Назвать картинку, которая начинается на ШУ…

* Найти картинку со звуком «Ш» в середине.

* Назвать картинку со звуком «С» в конце.

9. «Чтение» слов по звукам-символам, преобразование слов:

САША-ПАША-ДАША-МАША-МИША (Логопед даёт задание детям по замене звуков-символов, дети выполняют задание на доске по очереди, затем «читают» получившиеся слова).

10. У каждого ребенка по 2 картинки: одна со звуком «С», другая- со звуком «Ш».

Каждый выходит, называет картинки, а затем раскладывает картинки по 2 кармашкам: в первый кармашек дети кладут картинку со звуком «С», а во второй-картинку со звуком «Ш».

11. Логопед читает предложения, а дети должны исправить и произнести правильно.

• Башня нарисовала Алёшу.

• Школа идёт к Свете.

• Сад растёт в ромашках.

• Самокату купили нового Мишу.

• Интересная сказка слушает малыша.

• Шерстяные носки одели бабушку.

• Шарф купил Машу.

12. Подведение итога.

Логопед: Ребята, какие звуки мы учились различать?

Что вам понравилось? Что было трудно для вас?

Логопед подводит итоги, даёт оценку деятельности детей.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Б], [Б’]» Тема: «Звуки Б, Б’. Буква Б». Цель: познакомить детей со звуками Б-Б’ и буквой Б. Задачи: уточнить произношение звуков [б], [бь]; дифференцировать.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Т’] — [Д’]» Цели: • Коррекционно – образовательные: - Учить детей характеризовать звуки «Т’ - Д’» с опорой на различные виды контроля; - Формировать.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» 1. Организационный момент Артикуляционная гимнастика «Улыбка – окошечко – трубочка» «Часики» «Чашечка» «Чистим верхние зубки» «Маляр» «Грибок».

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [ц]-[ч]» (старшая группа) Цели: дифференциация звуков ц-ч, развивать фонематический слух. Задачи: закрепить правильное произношение звуков ц-ч в словах, предложениях;.

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [л] — [р]» Конспект образовательного мероприятия по теме "Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] - [р]. " Цель: овладение конструктивными.

Конспект занятия в логопедической группе ’Дифференциация звуков [Р-Л] Конспект занятия в логопедической группе дифференциация звуков р-л Цель: учить детей различать на слух звуки [р]-[л] в слогах, словах, фразах.

Конспект занятия в логопедической группе «Дифференциация звуков [Р]» Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [С] и [Ш]»
Опубликовано: 17 ноября 2018 в 17:53
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД