Лучший педагог года

Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [л] — [р]»

Елена Штохова
Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [л] — [р]»

Конспект образовательного мероприятия

по теме "Звуковая культура речи :

дифференциация звуков [л] - [р]. "

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Задачи:

Образовательные:

- упражнять детей в различении звуков [л] —[ р] в слогах, словах;

- учить слышать звук в слове,

- учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинке;

Публикация «Конспект занятия на тему „Дифференциация звуков [л] — [р]“» размещена в разделах

- уточнить и закрепить правильное произношение звуков [л]— [р], изолированных, в словах и фразах;

- учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками, называть слова на заданный звук;

- учить правильно отгадывать загадки.

Развивающие:

- развивать свободное общение со взрослыми и детьми;

- развивать фонематический слух: различение на слух и называние слов, начинающихся на звуки [л] —[ р];

- развивать связную речь.

Воспитательные:

- формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

-Практические: произношение звуков [л] и [р], дидактические игры "Услышь звук", "Подбери слово", физминутка "Лавата", соотнесение изображений гномов с их именами.

- Словесные: рассказ об артикуляции звуков, отгадывание загадок, чтение отрывка из сказки «Белоснежка и семь гномов», беседа по содержанию текста, вопросы, ответы, составление рассказа на заданную тему.

Ход организованной деятельности.

1. Уточнение артикуляции звуков.

- Из всех звуков звук [р] — самый трудный и коварный. Он не получается у многих детей, в том числе и у многих ребят нашей группы. Поэтому наша общая задача – помочь товарищам «покорить» этот звук. Чаще всего вместо [р] выговаривается похожий на него звук [л].

Кстати, даже у воронят не сразу получается карканье. Я однажды наблюдала, как подросший вороненок кричал: „Пек-пек-пек". „Карр-карр-карр", — терпеливо повторяла ворона. „Пек-пек-пек", — сердился малыш. Потом вдруг закаркал, но получалось у него примерно так: „Ллак-ллак-ллак".

Сегодня мы будем учиться различать звуки [р] и [л] и правильно выговаривать их.

Когда вы произносите звук [л], то кончик языка упирается в верхние зубы. (Показ воспитателем и произнесение детьми.) Когда произносим звук [р] кончик языка касается бугорков на потолочке в ротике-домике, а когда мы выдыхаем воздух, он дрожит. (Показ и произнесение)

2. Игра "Услышь звук" (определение наличия звука в слогах и словах).

Я буду называть слоги. Если вы услышите в звук [р], пустите рыбку поплавать (движение кистью руки от себя, если услышите звук [л], попробуйте позвонить в «колокольчик».

Будьте внимательны: ла, ва, на,ра, са, ла, да, ра, фа, ла, ка, ча, ла, ра и т. д.

(Дети все вместе выполняют задание, воспитатель следит за их движениями, объясняет ошибки.)

Сейчас я буду произносить слова: праздник, полка, полосатая, рыжая, лев, зебра, муравьи, ползают, прыгают.

3. Игра "Подбери слово" (подбор слов на заданный звук).

Поиграем в игру, в которой вы мне назовете слова со звуком [р]. (Воспитатель бросает детям мяч, в ответ дети называют слово с нужным звуком)

А теперь назовите мне слова со звуком л

4. Отгадывание загадок.

Отгадайте загадку.

Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает, тот слезы проливает. Что это?

Д е т и. Лук.

Воспитатель. Почему выдумаете, что это лук? Дети отвечают.

Какой звук слышится в слове лук — [л] или [р]? Дети отвечают.

Послушайте еще одну загадку:

Начинает он копать,

Заменяет сто лопат. Что это?

Д е т и. Экскаватор.

Воспитатель. Почему выдумаете, что это экскаватор? Дети отвечают.

Какой звук слышится в этом слове — [л] или [р]?Дети отвечают.

Произнесите это слово так, чтобы в нем отчетливо слышался звук [р].Дети выполняют.

Физкультминутка.

5. Соотнесение изображений гномов с их именами.

Сегодня вы послушаете отрывок из сказки американского писателя Уолта Диснея «Белоснежка и семь гномов». Это сказка о девочке, которую звали Белоснежка, и о ее друзьях — семи сказочных маленьких человечках, гномах. Все они были добрыми приятелями. А звали их так: Профессор, Ворчун, Весельчак, Стеснительный, Ап-чхи, Соня и Молчун. Вот эти гномы. (Показывает иллюстрации.) Посмотрите, какие они разные. Как вы думаете, кто здесь Весельчак, кто Ворчун? Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

Догадайтесь, почему так звали гномов. Почему одного из гномов звали Стеснительный? Дети отвечают.

Ап-чхи? Дети отвечают.

Соня? Дети отвечают.

Молчун? Дети отвечают.

6. Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов»

Послушайте, что говорится в сказке о том, почему так назвали гномов, и что с ними произошло. (Читает сказку со слов «Жили они в бедной.».)

Вопросы

1. Понравилась ли вам сказка?

2. Кто такие гномы?

3. Как звали гномов из сказки?

Вопросы-подсказки: как звали самого старшего, самого умного гнома, которого все слушались? Как звали гнома, который все время чихал? Как звали гнома, который всегда молчал? любил ворчать? любил спать? был всегда веселым? всегда стеснялся?

(Вопросы-подсказки задают только в том случае, если дети упустят

чье-либо имя.)

7. Составление рассказа о том, как гномы праздновали новоселье.

8. Итог.

- Какую сказку мы сегодня с вами сочиняли?

- Какой гном вам нравиться больше всего и почему?

- О каких звуках мы сегодня говорили?

- Чем они отличаются?

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [К] — [Т]» Подготовила логопед Багинская А. И. 13.03.2018 г. Конспект логопедического занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]»Конспект занятия «Дифференциация звуков [н]-[м]» Дифференциация звуков Н-М. Подготовительная группаЗадачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М. 2. Учить детей.

Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]-[з] в слогах и словах» МДОБУ Великосельский детский сад№14 Конспект индивидуально-подгруппого логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [с] - [з].

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект НОД по обучению грамоте на тему «Дифференциация звуков [к]-[г]» Конспект НОД по обучению грамоте на тему: «Дифференциация звуков [к] - [г]» Программные задачи: 1) Коррекционно-образовательные: • Закреплять.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [л]-[л’]-[й]» Цели и задачи: 1. Дифференциация согласных звуков л - ль - й. 2. Развитие фонематического восприятия. 3. Формирование учебного высказывания.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [з]-[ж]» Задачи: 1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Ж, З в сравнительном плане. 2. Учить дифференцировать звуки Ж-З в слогах,.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Тема: «Автоматизация звука Р в предложениях. Дифференциация [Р], [Л] в слогах, словах». Цель: дифференцировать звук [Р], [Л] в слогах, словах.

Конспект занятия «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]» Тема: «Дифференциация звуков [Щ], [Ч]. Задачи: 1. Упражнять в дифференциации звуков [Щ], [Ч] в словах; упражнять в умении изменять слова.

Занятие по звуковой культуре речи на тему «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Программное содержание Задачи: 1. Закрепить правильное произношение звуков [c],[ш]. 2. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия на тему «Дифференциация звуков [л] — [р]»
Опубликовано: 2 апреля 2018 в 22:54
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД