Наталья Старостина
Конспект НОД в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
муниципального образования – городской округ – город Касимов
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
в старшей группе №9 «Колобок»
Провела:
Старостина Наталья Леонидовна, воспитатель I кв. категории
Касимов, 2016 г.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественное – эстетическое развитие».
Программные задачи:
Образовательные:
Закреплять умение детей узнавать и называть птиц.
Закреплять знания детей, чем питаются птицы, как им можно помочь.
Развивающие:
Развивать у детей память, внимание, умение соотносить в играх движения со словами, воображение и логическое мышление, речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к птицам и бережное отношение в зимний период к ним, интерес к разнообразию окружающего мира.
Предварительная работа:
Коллективная работа «Снегири», дидактическая игра: «Четвёртый лишний», знакомство с зимующими птицами, изготовление кормушки, кормление птиц.
Оборудование:
мультимедийные технологии, карточки с изображениями птиц, мяч, кормушки, семечки подсолнечника, белый хлеб, карточки с изображением семян.
План НОД:
1. Отгадывание загадки
2. Физкультминутка
3. Работа по картинкам
4. Дыхательная гимнастика: «Обними себя».
5. Игра «Четвертый лишний»
6. Правила подкормки птиц
7. Украшение кормушки
8. Итог занятия
Ход занятия:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение.
Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем, его.
«Дорогие мои маленькие друзья, здравствуйте. Сегодня я приглашаю вас прогуляться по лесу. Я приготовил для вас интересные задания. Желаю вам удачи! Ваш друг – старичок – Лесовичок.
В:- Ну что ребята, отправимся в путешествие? (Да).
В: - Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу. (Ответы детей).
В: - Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глазки. (Звучит спокойная музыка).
В: - Вот мы с вами и попали в лес. (Звучит музыка леса).
В: - Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, и узнаем о чем, мы сегодня с вами будем беседовать.
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это –. (птицы)
Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать.
Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, сорока, воробей, голубь, дятел, ворона.)
Воспитатель: Лесовичок предлагает отгадать загадки. (Загадки о зимующих птицах. Использование мультимедейных технологий)
В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом (Дятел)
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голосом речистым, чистым
Кле! Кле! Кле! - поет со свистом? (клёст)
Птичка – невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок (воробей)
Носят серенький жилет,
А у крыльев - черный цвет.
Кружат сразу двадцать пар.
Все кричат: Кар! Кар! Кар! Кар! (ворона)
Чернокрылый, красногрудый
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом
Тут как тут! (снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)
Воспитатель: Молодцы ребята. Отгадали загадки. Так какие это птицы?
-Почему они не улетают в теплые края? (Могут найти себе корм)
-Чем питаются птицы зимой? (плодами деревьев, семенами,шишками, крошками, ягодами).
-Хватает ли птицам пищи зимой? (нет)
-А как мы можем помочь? (можем их подкармливать)
-Что нужно сделать? (сделать кормушку).
Воспитатель: Лесовичок предлагает накормить птичек. Давайте, когда пойдем на прогулку, тогда их покормим.
Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Клёст- семена шишек
Сорока_- плодами
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете чем покормить птичек.
Физкультминутка:
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
Воспитатель: В лесу воздух чистый, свежий.
Дыхательная гимнастика: «Обними себя».
Воспитатель: Лесовичок любит играть и нам предлагает поиграть.
Игра с мячом «Назови ласково»
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
Воспитатель: Что для птиц страшнее голод или холод?
Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку (Правильно, птицы летят зимой в города и поселки, чтобы кормиться.)
Смотрите, Лесовичок передал нам корм для птичек. Сейчас мы пойдем на прогулочный участок в детском саду и покормим птичек.
Встали в круг закрыли глазки. Играет музыка.
Воспитатель: Вот мы и в детском саду! Садитесь на места. Украсим нашу кормушку и насыпим корм, который передал нам Лесовичок.
Правила подкормки птиц.
1. Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
2. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам : семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала.
3. Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна ваша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Украшение кормушки
1 ребё нок:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Итог занятия:
О каких птицах мы сегодня говорили? Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей.)
Дополнительный материал для работы с детьми
1. Работа над словарем:
1). Знать некоторых птиц : воробей, голубь, синица, сова, филин, дятел, сорока, ворона, галка, кукушка, скворец, снегирь и др.
2). Знать, чем питаются и какую пользу приносят людям.
Питаются: насекомыми, семенами сорных растений и различным зерном, отбросами пищи, мелкими грызунами и т. д.
Полезны тем, что круглый год очищают леса и сады от насекомых и вредителей, а истребляя много семян сорных растений, птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству.
3). Знать, где живут птицы? (Высоко на деревьях, в гнёздах и дуплах).
4). а) Знать, что они умеют (глаголы) : ходить, прыгать, летать, клевать, пить, ловить, драться, насиживать (яйца, петь, сидеть, кормить (птенцов, махать (крыльями, долбить, выклёвывать, строить (гнёзда, вылущивать (семена, рыться, нахохливаться, кружить (в воздухе, взлетать и т. д.
б) Знать, как кричать некоторые из птиц :
воробьи - чирикают синицы - свистят
голуби - воркуют вороны - каркают и т. д.
5). Знать, что птицы бывают (прилагательные) :
а) крупные, мелкие, красивые, осторожные, голодные, прожорливые (птенцы, подвижные, чистоплотные, певчие, дружные, драчливые.
б) характерные особенности окраски перьев: красные, чёрные, зелёные, жёлтые, серые, белые, коричневые, пёстрые и т. д.
2. Рассмотреть с ребёнком на картинках зимующих птиц (ворона, воробей, синица, сова, голубь, сорока, снегирь, клёст и т. д.); вспомнить их характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка, величина); где они живут, чем питаются.
3. Дидактическая игра "Один - много" (мн. ч., сущ.)
- ВОРОНА. - ВОРОБЕЙ.
- СНЕГИРЬ. - ГОЛУБЬ.
- СИНИЦА. - СОРОКА.
4. Игра «Четвертый лишний»
Снегирь, ворона, аист, сова.
Соловей, кукушка, сорока, журавль.
Дятел, ворона, воробей, скворец.
5. Дидактическая игра "Подбери признак" (прилагательное)
- ВОРОНА. - СНЕГИРЬ.
-ГОЛУБЬ. -СИНИЦА.
-СОВА. -ДЯТЕЛ.
6. Дидактическая игра "Назови ласково".
-ВОРОБЕЙ. -СНЕГИРЬ.
- ГАЛКА. - СИНИЦА.
7. Есть - нет (родительный падеж единственного числа) :
ворона - нет вороны
дятел —.
птица —.
перо —.
клюв —.
гнездо —.
8. Образование форм творительного падежа.
- Зимой холодно и голодно всем птицам в городе. Я приготовила кормушку с лакомством для птиц. Сегодня на прогулке вы угостите птиц. Посмотрите на корм и скажите кому что?
Примерные ответы детей:
- Я угощу синицу семечками.
- Я угощу воробья крошками
- Я угощу снегиря ягодами.
- Я угощу голубя булкой.
9. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей ритмично сжимать и разжимать кулачки
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей, на каждое название птицы загибать по пальцу
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. опять сжимать и разжимать кулачки
10. Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах.
По плану:
- Кто это?
- Строение.
- Чем питается?
- Как передвигается?
- Как голос подает?
- Кто и как заботится о птицах зимой?
11. Игр а «Дятел».
Координация речи с движениями (раскрытая ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки - клюв дятла. На каждую строчку - четыре удара пальца по ладони) :
Я по дереву стучу,
Хоть он скрылся под корой,-
Червячка добыть хочу,
Все равно он будет мой.
12. Загадки:
• Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает. (Воробей.)
• Окраской - сероватая, повадкой - вороватая, крикунья хрипловатая - известная персона. Кто она? (Ворона.)
• Он по-рабочему одет - удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка. (Дятел.)
• Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
• Спинкою зеленовата, животиком желтовата, черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.)
• Сизокрылая птичка любит семечки и крошки. У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)
13. Учите с детьми наизусть:
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
Красногрудый, чернокрылый Любит зёрнышки клевать. С первым снегом на рябине Он появится опять, (снегирь)
14. Нарисуй или вырежи картинки с изображением зимующих птиц и приклей их в тетрадь.
Назови части: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки, когти.
Строение птиц
Птицы — животные, тело которых покрыто перьями.
15. Обвести и заштриховать
15. Раскрасить картинки