Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака»

Марина Мироненко
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Познакомить детей с древней историей жилища людей на Кубани. Воспитать желание знакомиться с жизнью кубанских казаков.

2. Учить рассказывать о предметах быта казаков.

3. Учить детей загадывать пословицы, загадки (чем славится плодородная земля Кубани).

4. Учить украшать полотенце узорами, характерными для нашего края.

Предварительная работа :

1. Рассматривание иллюстраций жилищ древних людей на Кубани.

2. Рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака“» размещена в разделах

3. Заучивание пословиц.

4. Заучивание стихотворения «На хуторе нашем вишневом».

5. Рассматривание одежды казака (казачки).

6. Рассматривание узоров полотенец.

7. Беседа «Что нам осень подарила».

Воспитатель: Очень часто за событиями

И сутолокою дней, старины

Своей не помним мы

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну

Вспомним старые обычаи

Вспомним нашу старину

Дети проходят и садятся

Воспитатель: Это было давным- давно. Много лет тому назад на Кубани жили древние люди. Сначала они жили в пещерах. Позже люди научились строить жилище из костей и шкур животных (воспитатель открывает макет). Климат стал холоднее, и люди стали утеплять свое жилье. Они стали строить жилища, напоминающие огромные корзины, обмазанные глиной с крышей из соломы и камыша. Шло время, так и жили люди в своих жилищах до тех пор, пока царица Екатерина II за верную службу подарила казакам Кубанские земли. Кубанские земли казакам очень понравились. Земля была покрыта степями, заросшими густой травой. Над степями парили белоголовые орлы. В лесах было много зверей. В плавнях водилось много рыбы. И построили казаки 40 станиц по всей земле Кубанской. Строительство велось по плану. В центре станицы площадь, церковь, школа. Хаты- курени казаки строили из местных материалов: хворост, камни, глина, солома.

(Рассмотреть макет №2)

Чтобы хаты были еще красивей, казаки возле хат сажали сады, яркие цветы- мальвы. Так и жили казаки : сеяли хлеб, растили детей, а самое главное, охраняли южные границы от врагов.

Воспитатель: А сейчас я вам прочитаю отрывок из произведения кубанского писателя И. Бойко «Гимн хате»

«Строили тебя на скорую руку, из всего, что ни есть: из самана, турлука, набивали глиной, рубили из дуба; укрывали бурьяном, камышом, дранью. Под твои углы закладывали монеты, чтобы быть богатым; на пороги прибивали подковы, чтобы быть счастливым, петухами, рыбками, розами, в цвет васильков раскрашивали окна, чтобы радовали глаз…

Строили тебя всей родней, всей улицей, всей станицей и потому к тебе каждый вхож, твои двери открыты каждому…

А сколько пота пролила ты! Просыпалась рано рано, на зорьке. Будили тебя петухи, коровы, овцы, звон наковален в кузнице. И было тебе радостно, когда вокруг тебя невестами хороводились вишни, яблони, груши; когда у окон твоих оббивали цепями снопы, веяли зерно; когда в горнице ткали полотна, в сенях плели лапти: когда нашептывали тебе сны пряхи и веретено.

И сколько набивалось в тебя детишек, хата, что ни повернуться, ни сесть»

Часть II

Воспитатель: А теперь посмотрим внутреннее убранство нашей хаты.

(Дети встают и обходят комнату. Воспитатель показывает: вот кровать, стол, лавка, печка, одежда казака и сами хозяева : Маруся и Грыцько. А вот сундук.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке? (Ответы)

Воспитатель: Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем. (Дети пробуют открыть, он не открывается)

Воспитатель: А я, кажется, догадалась, этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните кубанские пословицы и поговорки. (Дети садятся)

Примерные пословицы:

1. Дышева рыбка, та погана юшка

2. Баба с возу кобыле лэгче

3. Любы дома шо захочешь, а в людях шо дають

4. Хлиб, силь, да вода- то казачья еда

5. Дэ лодырь ходэ, там зэмля нэ родэ

Воспитатель: Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет! (достает кувшин)

Воспитатель: Дети, что это? (кувшин)

- Дети, определите, из чего сделан кувшин? (дети ощупывают)

- Правильно, он сделан из глины.

А если немного пофантазировать, то можно ощутить тепло рук гончара, сделавшего этот кувшин. Его принесла Саша.

Рассказ Саши: У меня в руках кувшин. Его сделал гончар. Глину брали у реки. Сначала глину долго месили босыми ногами, потом мяли руками. Готовую форму кувшина обжигали в жарко натопленной камышом печи. Этот кувшин служил очень долго. В нем хранили молоко, мед, воду.

Воспитатель: Бабушка Саши очень дорожит этим кувшином, она хранит его дома, он очень старый. А еще, дети, этот кувшин на Кубани называли глэчик.

- Дети, какие кубанские слова вы еще знаете?

Дети: цыбуля, кабыця, буряк, тын, драбына, кавун, гарный, цуцыня.

Воспитатель: Молодцы, послушайте стихотворение Кубанского поэта Варавва «На хуторе нашем вишневом» (рассказывает ребенок)

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

К заре поднимают цветы.

И те степовые цветочки

Как щедрого молва,

Шитьем украшают сорочки

Подолы рубах, рукава.

Воспитатель достает из сундука рубашку. Дает ребенку в руки. «Какая красивая рубашка!»

Ребенок: Я принесла бабушкину рубашку. Казачки очень любили наряжаться на праздники. Она сшита из тонкой ткани, украшена вышивкой. Бабушка надевала рубашку, платок, юбку, бусы и была очень красивой.

Воспитатель: А узор на блузке обозначает плодородие земли Кубанской (цветы). Земля на Кубани очень плодородная, на ней выращивают богатый урожай.

- На Кубани было много мастериц. Очень любили они кудесничать. Но днем они были заняты, а вечером в хатах было темно. Не было электричества, а горела вот такая лампа (достает из сундука, дает детям для рассматривания)

Ребенок: Лампа сделана из металла. В нее наливают керосин. Зажигают фитиль и надевают стеклянную колбу.

Воспитатель: Что же еще в сундуке? (достает скалку)

Казачки были хозяйками, они догадались, что деревянной скалкой можно не только тесто раскатывать, но и гладить свежевыстиранное белье. Позже появился утюг.

- Посмотрите какой!

- Из чего сделан?

Рассказ ребенка: Он сделан из железа. Его сделал кузнец. В утюг клали угли, ими раскаляли его на печи и гладили белье.

Воспитатель: Вот какая история у этих вещей. Мы будем их хранить, как память о предметах быта наших предков.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадки о том, чем славится плодородная земля Кубани (дети отгадывают загадки и находят на подносах рис, виноград, колос пшеницы, подсолнух).

Загадки

1. Белая водица всем нам пригодится

из водицы белой, все, что хочешь, делай.

Масло, простоквашу, вкусную кашу

творожок на пирожок.

Ешь, да пей, друзьям налей

Да коту не пожалей.

(молоко)

2. Гроздья белые висят

Это спелый (виноград)

3. Он рекой в комбайны льется

Белым золотом зовется

Славит он станицу нашу

Любим кушать эту кашу

(рис)

4. Вырос в поле дом

Полон зерном

Стены позолочены

Ставни заколочены

Ходит дом ходуном

На столе золотом

(колос пшеницы)

5. Желтый Антошка

Вертится на ножке

Где солнце стоит

Туда он глядит

(подсолнух)

Воспитатель: - Дети, а сейчас давайте украсим полотенце узорами. Посмотрите на рисунки вот на этих полотенцах. И постарайтесь украсить свое, сделать его ярким и красивым.

- Каким узором ты украсишь свое полотенце, Саша?. (крестик, цветы, листья)

Дети рисуют – украшают полотенца (звучит фонограмма).

Рассматривание работ.

Воспитатель: - Сегодня наше путешествие в прошлое заканчивается. А завтра … завтра вы отправитесь в гости к своим бабушкам, прабабушкам. У них дома вы непременно отыщите какой-нибудь предмет старины, и не важно, что, вышитое полотенце, или глиняный горшок, старинная семейная фотография или книга.

Главное – это ваша история, история вашей семьи. Это наше прошлое, пускай любая мелочь будет для вас драгоценностью. И одна старая бусинка, один листок из пожелтевшей от времени книги раскроют перед вами свои сокровища.

И будем помнить: многие из нас потомки тех самых, сильных и талантливых казаков создавших своим упорным трудом славную землю кубанскую.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Защитникам Кубани посвящается» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема «Защитникам Кубани посвящается» Программные задачи: Познакомить детей с.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Конспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗКонспект лексико-грамматического занятия «Сезонный труд людей весной» в старшей группе с ОВЗ Задачи: 1. Познакомить детей с сезонным трудом людей в парке, в саду, на огороде. Формирование знаний детей о труде людей в природе. 2.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Традиционная одежда донского казака и казачки» Цель: Приобщать детей к культуре донского народа, к традициям, любовь к народному национальному костюму. Задачи: - Познакомить детей с традиционной.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» ВидеоКонспект НОД по рисованию в старшей группе «Труд людей в природе. Сажаем деревья» Видео Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по рисованию "Труд людей в природе. Сажаем деревья".

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по рассматриванию предметов быта «Рассматривание столярных инструментов» в старшей группе Тип занятия: ознакомление с новым материалом. Возрастная группа: Старшая группа. Тема: "Рассматривание столярных инструментов" Цель занятия:.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Знакомство с Красной книгой Кубани.Знакомство с Красной книгой Кубани. Уважаемые коллеги! В старшем возрасте наши дети знают уже много животных и пришло время говорить о том, что некоторые животные нуждаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака»
Опубликовано: 15 августа 2021 в 15:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Знакомство детей с древними жилищами людей на Кубани и предметами быта казака»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мироненко (УИ 240057) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД