Ума Шамхаловна
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Пришла весна, прилетели птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования и науки РД
МКУ «УО администрации МР «Лакский район»
МКДОУ «Кумухский детский сад»
Конспект НОД с детьми старшей группы на тему :
«Пришла весна, прилетели птицы»
воспитатель МКДОУ
«Кумухский детский сад»
Алишаева Ума Шамхаловна
Кумух 2018 г.
Конспект НОД с детьми подготовительной группы на тему :
«Пришла весна, прилетели птицы»
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Пришла весна, прилетели птицы“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
воспитатель МКДОУ «Кумухский детский сад»
Ханова Изагу Абачараевна
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»
Виды деятельности: коммуникативная, музыкальная, восприятие художественной литературы, игровая, продуктивная, двигательная.
Цель: формировать представления детей об изменении в жизни птиц с наступлением весны, о взаимосвязи живой и неживой природы.
Задачи:
Образовательные: Обобщить знания детей о признаках весны; закрепить знания о перелетных птицах, расширять и активизировать словарь;
Развивающие : Развивать внимание, память, мышление, творческое воображение; развивать интерес к жизни птиц.
Воспитательные: Воспитывать доброе заботливое отношение к птицам, любовь ко всему живому.
Методы: Практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приемы: Групповая коллективная работа, беседа, загадывание загадок.
Здоровьесберегающие технологии: физминутка.
Оформление: слайды с заданиями.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук;
Аудиосопровождение: Голоса птиц, весенняя капель.
Ход НОД:
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся и, друг другу
Улыбнемся.
Воспитатель: Ребята давайте друг другу улыбнемся и всем гостям улыбнемся.
Ребята, отгадайте загадку:
Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?. (видео фрагмент «весна»)
Воспитатель: Да, ребята, это время года весна.
Воспитатель: А какая она весна?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
Воспитатель: Скажите ребята, а какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы. (слайды- картинки проталинки, почки на деревьях, появляются цветы, пробивается травка)
Воспитатель: Да весна – пробуждение природы».
Ребята, смотрите, нам прислали письмо, давайте его откроем, и узнаем, что там написано: (Открываю конверт достаю и читаю)
- «Приглашаем Вас в весенний лес!»
Ребята, нас приглашают в весенний лес, а кто нас приглашает? И подписи нет! (заглядываю в конверт). Смотрите, ребята, там, что - то лежит! ( Достает и показывает детям: следы птиц, перья, пух, веточки) Здесь следы (слайды следы)
Кто же их оставил? Перья? Веточки… Как вы думаете, кто же нас пригласил? (ответы детей). Хотите узнать, как живут птицы весной?
Воспитатель: Отправимся в путешествие? А как мы попадем в весенний лес? (предположения детей).
Воспитатель: Я предлагаю так: закроем глаза и послушаем весеннюю капель. А капель непростая, волшебная. Она и приведет нас в весенний лес. (дети закрывают глаза, слушают капель) звучит фонограмма – капель
Воспитатель: Откроем глазки. Вот мы и оказались в весеннем лесу (звучит аудиозапись «голоса птиц»- фонограмма).
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран и вы увидите каким голосом какая птица поет. (предлагаю детям посмотреть видео с интернета послушать голоса птиц) https://youtu.be/6ygJKg_P8pU
Воспитатель: Мы с вами оказались правы, нас пригласили в лес птицы.
Какое настроение вызвало у вас пение птиц?
Дети: Радостное, веселое, доброе, нежное.
Воспитатель: А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?
Дети: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.
Воспитатель: Но самое главное – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях.
Воспитатель: А где же птицы, которые пригласили нас в гости?
Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, я вижу птиц! (На слайде появляются картинки с птицами, а дети рассказывают, что это за птица) Слайды: птицы – грач, соловей, ласточка, кукушка)
Воспитатель : Как называются эти птицы? (Перелетные)
А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены
делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера – водоплавающие птицам негде добывать еду.
Воспитатель: Ребята, а какие птицы остаются зимовать? Как они называются?
Дети: Зимующие птицы. Слайды: птицы : снегирь, синица, ворона, воробей, дятел) (дети называют птиц)
Воспитатель: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.
Воспитатель: Смотрите ребята на экран, нам нужно узнать какая птица лишняя.
Игра:" Кто лишний?"На слайде показаны картинки, нужно определить, кто лишний. Почему? (картинки с птицами - грач, соловей, ласточка, курица, воробей, снегирь, дятел и ласточка).
Воспитатель: Правильно. Продолжим наше путешествие. (Звучит музыка, дети подходят к столу, на котором разложены картинки с птицами)
Воспитатель: Собрались все птицы на полянке, давайте перелетных поместим на одну полянку, а зимующих на другую. (Выполняют задание – на мольберты прикрепляют картинки с птицами, объясняют ответ)
Физкультминутка
Стая птиц летит на юг, Небо синее вокруг.
Чтоб коре прилетать, надо крыльями махать.
В небе ясном солнце светит, космонавт летит в ракете.
А внизу леса, поля – расстилается земля.
Птички начали спускаться, на поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь, надо птичкам отдохнуть.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (Звучит музыка, дети подходят к столу) Посмотрите ребята, здесь разрезанные картинки, давайте поможем птицам сложить их.
Игра: «Сложи птичку»
(Дети складывают из разрезанных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку)
Воспитатель: Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?
Дети: Построить гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Из веточек, соломы, коры, земли.
Воспитатель: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?
Дети: На деревьях. ( Слайд: гнездо)
Воспитатель: Ну, вот гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?
Дети: Вывести птенцов.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?
Дети: в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, а чем люди могут помочь птицам? зимой подкармливать тех, кто остался зимовать, а весной? (предположения детей)
Дети: Можно сделать и развесить скворечники, покормить птичек.
Воспитатель: Ребята есть такая птица, называется скворец. Для них делают специальные домики. Эти домики называются скворечники, когда скворцы возвращаются к себе, они размещаются в скворечниках. Смотрите, я вижу эту птицу! (на слайде появляется скворец).
Воспитатель: Ребята давайте мы тоже с вами сделаем скворечники и поселим своих скворцов в них. (дети изготавливают своими руками скворечники из бумаги, звучит музыка).
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие, нам пора возвращаться обратно в детский сад. (звучит музыка …. дети закрывают глаза)
Воспитатель:
- Ребята, где мы с вами побывали, кого встретили?
- Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей) .
- Какие птицы запомнились вам?
- Почему нужно заботиться о птицах? (Ответы детей)
Теперь птицы уверены, что вы о них знаете очень много!
А сейчас возьмите картинку с изображением птицы, которая вам больше понравилась. Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Ой, ребята, кто-то оставил корзинку и письмо ( читает письмо: «Это вам подарок от лесных птиц». А подарок лесные орешки. Угощайтесь.)
От автора:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста. Данное занятие можно провести в детском саду на День птиц, праздник весны и тд. При проведении занятия можно использовать как интерактивную доску, так и проектор с ноутбуком. Наш детский сад не располагает такого вида интерактивными средствами, поэтому мы воспитатели, используем имеющийся проектор, ноутбук, колонки.