Конспект НОД в старшей группе «Страницы книжной истории»

Татьяна Медведева
Конспект НОД в старшей группе «Страницы книжной истории»

Конспект НОД

Тема: «Страницы книжной истории»

Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

Задачи:

- стимулирование познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

- активизация диалогической речи, обогащение активного словаря;

- использование различных форм работы детей;

- развитие у детей творческого воображения путем использования активных форм обучения.

Ход НОД:

-Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

- Меня зовут Татьяна Николаевна. Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы попали называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

-Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

- Скажите, а вы знаете, как появилась книга? Хотите это узнать? Тогда отправимся в прошлое. Как нам туда попасть? (варианты)

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал. Воспитатель берет «волшебную палочку») .

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся. Передаем друг другу нашу волшебную палочку-перемещалочку. (передают палочку по кругу)

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

- Какие молодцы, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. (ответы детей: песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- нибудь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- нибудь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? (ничего)

- Как же так, а почему (дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени под музыку)

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае. (передают палочку по кругу).

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики!

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. молодцы.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются с палочкой в «машине времени» под музыку)

- Мы с вами перенеслись в современный мир. Флаг какого государства вы видите на экране? А город узнали?

Я приглашаю вас посетить книжную выставку, где мы с вами познакомимся с самыми разными книгами.

История книги на Руси начинается с этого предмета. Подскажите, что это такое? (береста) Именно бересту наши предки использовали в далёком прошлом. Позже появилась бумага и были созданы печатные книги.

Обратите внимание перед вами очень старая книга, написанная ещё на старославянском языке. Ей, ребята, больше 150 лет.

-А это современные книги: художественные, исторические… Есть книга с шёлковым переплётом и даже с золотыми страницами…

А такие красивые книги мы читаем с вами сейчас. Вы знаете, как нужно обращаться с книгами? (Их надо беречь! Нельзя рвать, рисовать на них, загибать страницы).

Совершенно верно. Посмотрите, ребята, у меня в руках необычная книга. А необычна она тем, что мы её сделали сами. Называется она лэпбук. В нём разная информация о книгах: истории их создания, загадки, сказки и поговорки. Только книга эта не закончена, в ней недостаёт нескольких страниц. Помогите, пожалуйста, мне завершить их оформление. С этой целью приготовлены печати, которые помогут нам закончить работу (воспитатель благодарит детей за помощь).

-Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос: скажите, а как же сохраняют информацию в наше время?

(При затруднении воспитатель обращает внимание на атрибуты)

-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)

Сегодня как раз на адрес вашего детского сада пришло видео письмо.

(Дети подходят к экрану. Рефлексия.)

(Видео письмо из Центральной районной детской библиотеки)

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Алексеевна. Я живу в городе Строитель и работаю в Центральной районной детской библиотеке. В данный момент я нахожусь у себя на работе. А вы сейчас где? (ответы детей)

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-У вас очень интересно, вы все очень умные и хорошие ребята, но извините, мне пора идти работать дальше, так что всего вам хорошего, слушайте своих воспитателей! Ждем вас в нашей библиотеке. До скорой встречи! (ответы детей)

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ? (ответы детей)

Тогда давайте вместе с вами произнесём слова «Мы – молодцы!» (3 раза с разной силой голоса)

Спасибо вам большое! В память о нашей встрече хочу подарить книги, которые пополнят вашу групповую библиотеку. До новых встреч! До новых встреч! Наша «машина времени» работает круглосуточно!

Публикации по теме:

«Чебурашка». Конспект занятия по ознакомлению с книжной графикой в старшей группе Программное содержание: Продолжать знакомить детей с книжной графикой. Учить определять характер героев по иллюстрации.

Интеллектуальная игра для воспитателей ДОУ «Колесо истории», посвящённая Году истории в России Интеллектуальная игра «Колесо истории», посвященная 200-летию Бородинского сражения Цели: развитие чувства патриотизма и гордости за свое.

Конспект НОД по музыке в подготовительной группе «Зимние истории» Участники: дети подготовительной группы Интеграция образовательных областей: «физическое развитие», художественно-эстетическое развитие»,.

Конспект открытого занятия «Книжкины истории» в подготовительной к школе группе Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Книжкины истории» Автор: Мельникова Ольга Ивановна воспитатель МАДОУ "Детский сад.

Конспект занятия в старшей группе «Страницы истории родной станицы» ЦЕЛЬ: 1. Продолжать знакомить детей с историей станицы. 2. Прививать любовь и уважение к жителям станицы, их труду. 3. Воспитывать бережное.

Конспект занятия в старшей группе «Из истории создания конфет». Тема: «Из истории создания конфет». Старший дошкольный возраст. Цель. Познакомить детей с историей создания конфет, рассказать об их разнообразии.

Летний проект «Зелёные страницы» во второй младшей группе Летний проект «Зелёные страницы» 2 младшая группа «Ладушки» Воспитатель: Лютова Н. К. г. Ишим-2015 Тема месяца : «Лето красное пришло».

Методическая разработка мероприятия по краеведению «Листая страницы истории родного края»Методическая разработка мероприятия по краеведению «Листая страницы истории родного края» Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, его истории и людям. Материал: -герб города Ульяновска (З, -гербы Карсуна,.

Образовательная деятельность в старшей группе «Страницы книжной истории» Доминирующая образовательная область Познавательное развитие Вид деятельности детей двигательная, коммуникативная, познавательно- исследовательская,.

Золотые страницы истории моей семьиЗолотые страницы истории моей семьи На Кубани близки к завершению мероприятия в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом «За Веру, Кубань.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Земноводные, рептилии
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Страницы книжной истории»
Опубликовано: 7 апреля 2016 в 20:31
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кроссворд по математике для 7 класса «Загадочный треугольник»
«Загадочный треугольник» ( Кроссворд для 7 класса) Предлагаю Вашему вниманию кроссворд «Загадочный треугольник» ( Рис. 1) , который можно использовать как...
Мои творческие работы
Фотоотчёт «Мои творческие работы». Добрый вечер, дорогие друзья! За долгие годы работы с детьми мне, как и многим воспитателям приходилось многое делать...
Отчёт о проделанной работе в средней группе ДОУ
Воспитательно-образовательная работа в средней группе проводилась соответственно возрасту детей разработанной на основании примерной программы «От рождения...
Оформление участка летом
Лето . самое любимое время года и маленьких и взрослых. Это прекрасное время солнечных и теплых дней, поездок в деревню к бабушке и дедушке, где свежий и...
Опыт работы с одарёнными детьми в школе
Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети»: максимальное разнообразие представляемых возможностей...