Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»

Любовь Пятыгина
Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»

Конспект НОД в старшей коррекционной группе

Тема занятия: «Мы все разные, но мы вместе»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Задачи:

I Развитие представлений о человеке в истории и культуре:

1. Закрепить знания детей о том, что на Южном Урале – в городе Аша живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские.

Публикация «Конспект НОД в старшей коррекционной группе „Мы все разные, но мы вместе“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, с предметами быта (одежда, обувь, головные уборы, посуда и т. д., с традициями и обычаями разных народов.

II Речевое развитие детей:

1. Способствовать расширению словарного запаса, развивать интерес к различным жанрам литературного творчества (заклички).

III. Физическое развитие детей:

1. Поддерживать интерес к подвижным играм народов (татарских, башкирских, русских).

VI. Социально-эмоциональное развитие:

1. Развивать эмоционально - познавательный интерес детей.

2. Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола и возраста.

Предварительная работа: Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре. Чтение художественной литературы разных народов. Изобразительная деятельность - роспись орнаментов характерных народам башкир, татар, русских костюмов, кукол в национальных костюмах, посуды. Разучивание народных игр, знакомство с песнями, музыкальными инструментами, участие в народных гуляньях.

Предполагаемый результат: Дети имеют представление о народах, населяющих наш край, их культуре; интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите вы любите играть?

Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой красивое, яркое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со стихотворения.

«Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

Воспитатель: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край (слайд 1).

«Наш край» (слайд 2).

Всё вокруг своё родное, горы, степи и леса

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

Каждый край, нам сердцу дорог.

Дорог каждый дом родной.

С добрым утром, край родной!

(Г. Ладонщиков)

Воспитатель: Есть северный Урал (слайд 3, средний Урал (слайд 3) и Южный Урал (слайд 4). Мы с вами живём на Южном Урале. Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. Название «Урал» по-башкирски означает — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан снял и растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, наши Уральские горы (слайд 5).

Воспитатель: Ребята мы с вами очень счастливые люди, потому что живём в красивом городе. А как он называется? (слайд 6) «Уральской Швейцарией» называют его земляки и гости нашего города (слайд 7).

Цветет над тихой речкой яблоня, сады задумавшись стоят.

Какая Аша нарядная, как дивный сад.

Воспитатель: Наш город находится на берегу реки. Как она называется? (слайд 8, название реки происходит от татарского слова «усем», что означает «водорослевая».

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какие народы живут в Аше? (русские, башкиры, татары, морийцы, украинцы, азербайджанцы и др.). Вот видите, сколько много разных народов проживает в нашем городе. А народа, какой национальности больше всего проживает в нашем городе?

Дети: Русских.

Воспитатель: Вот и давайте поместим карточку с изображением представителей русского народа на нашу схему, на большую ее часть (слайд 9, показ по очереди). А представителей этих двух народов поместим на другую часть нашей схемы. А вы узнали эти народы?

Дети: Да, это татары и башкиры.

Воспитатель: Вот об этих трех народностях мы сегодня и побеседуем, приготовьтесь к серьезной работе.

И русские, и татары, и башкиры поселились в нашем городе очень-очень давно. Какое место выбирали они для поселения?

Дети: Они селились на полях, у леса.

Воспитатель: (слайд 10)Почему русские старались селиться на полях?

Дети: Они занимались земледелием, выращивали хлеб.

Воспитатель: Хорошо. Чем еще занимались русские?

(Дети называют вид труда : разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод показ по очереди на слайде)

Воспитатель: А почему татары селились на полях?

Дети: Они разводили скот. Поля служили пастбищами.

Воспитатель: Чем еще занимались татары?

(Дети называют вид труда: пчеловодство, охота, сбор ягод и грибов, рыболовство - показ по очереди на слайде)

Воспитатель: А почему башкиры селились на полях? Чем они занимались?

Дети: Башкиры тоже разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод и грибов, пчеловодством - показ по очереди на слайде.

Воспитатель: Молодцы! А какая основная трудовая деятельность была у русских? (земледелие) А у татар и башкир? (скотоводство). Кто занимался одинаковым трудом? О труде и русские, и татары, и башкиры сложили немало пословиц и мы с вами некоторые из них учили. Кто вспомнит пословицы о труде русского народа? Татарского? Башкирского?

(Дети читают пословицы о труде)

Воспитатель: Мы немножечко устали и пора нам отдохнуть.

Физ. минутка:

Раз подняться, подтянутся, два согнуться, разогнуться

Три в ладоши – три хлопка, головою три кивка

На четыре руки шире, пять руками помахать

Шесть на стульчик сесть опять.

Воспитатель: Как трудились народы, мы узнали, а теперь давайте узнаем, как они жили и сравним. Какие дома были у русских? Дома были деревянные, сделаны из дерева (слайд 11, показ по очереди)

Воспитатель: А у татар дома были сделаны из соломы и глины. Они назывались – саманы.

Воспитатель: Башкиры летом жили в юртах, а зимой строили временные деревянные дома. Башкиры строили времянки или юрты, потому, что они постоянно переезжали с одного пастбища на другое. Кочевали.

Воспитатель: Какое убранство было внутри дома у русских? (Печь, лавки, стол, полати)

Воспитатель: А у татар? (Печь, нары, стол). Дом был разделен на мужскую и женскую половины. А у башкир, только нары. На них и спали, и ели. Дом был также разделен на две половины.

Воспитатель: Чьи дома похожи между собой по убранству? (Татар и башкир) Правильно! И татары, и башкиры, и русские не только трудились, но и любили веселиться. Давайте вспомним некоторые праздники этих народов.

Воспитатель: У всех трех народов был праздник птиц. Русский народ отмечал такой праздник - Благовещенье. Закликали жаворонков, проводили игры. Сейчас мы с вами поиграем.

Русская народная игра «Колпачок (паучок)» (выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. На голову водящему одевают колпак. Остальные играющие ходят вокруг него. Взявшись за руки и поют:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили, танцевать заставили.

(все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! (меняются местами)

Воспитатель: У татар - Грачиные каши. Этот праздник посвящен птицам, закликали птиц, ставили тарелочки с кашей для птиц. У башкир - Воронии каши или Каргатуй. (чтение детьми закличек)

Воспитатель: А какой еще был праздник только у башкир и татар? (Сабантуй – слайд 12, показ по очереди) Праздник плуга. Сабан – плуг, туй – праздник. Он проходил на большом поле (майдан). Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т. д. Дети играли в разные игры.

Воспитатель: А поиграем мы в башкирскую народную игру «Юрта».

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Башкирская подвижная игра «Юрта».

Дети делятся на две подгруппы, каждая образует круг по углам зала. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все два круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась — бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.

Воспитатель: На праздники и гуляния народ всегда надевал красивую одежду, национальный костюм - это старинная одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевался народ.

Что же одевали русские? (слайд 13, показ по очереди)

Дети: Женщины – сарафан, рубаху, кокошник. Мужчины – рубаху, штаны. Девушки – сарафан, рубаху, ленту или венец.

Воспитатель: Что носили на ногах? (Летом – лапти, зимой – валенки).

Воспитатель: Что носили татары? (Женщины – юбку с оборками, рубаху, камзол, на голову калфан. Мужчины – штаны, рубаху, камзол или халат, а на голову надевали летом – тюбетейку, зимой – малахай. На ногах носили кожаные сапожки с узорами - ичиги).

Воспитатель: Что же носили башкиры (Мужчины – штаны, рубаху, камзол, халат, на голову тюбетейка. Женщины – платье однотонное, камзол, нагрудник, на голову шапочки с узорами, платки)

Воспитатель: Национальный костюм каких народов похож?

Дети: Татар и башкир.

Воспитатель: Правильно! На всех праздниках были и свои национальные кушанья (слайд 14, показ по очереди) Что было у русских?

Дети: Щи, каша, пироги с ягодами, квас.

Воспитатель: У татар какие национальные блюда были? (Балиш (пирог с мясом и картошкой или рисом, чак-чак (медовые шарики, напиток – айран (кислое молоко с водой)

Воспитатель: А у башкир? (картошка с бараниной, чак-чак, хворост, напиток – айран)

Воспитатель: Посмотрите еще раз на нашу схему (слайд 15) Труд, жилье, одежда, кушанье каких народов больше похожи?

Дети: Татар и башкир.

Воспитатель: Правильно! Традиции, культура и жизнь этих двух народов очень похожи. А вот у русского народа есть отличия в жизни, быте и культуре, но есть и много общего. И это не случайно (слайд 16). Ведь мы все жители Южного Урала. И живем рядом. И независимо, какие мы: русские или татары, башкиры - мы все многонациональная семья. Все мы – дети нашей прекрасной голубой планеты Земля! И наш Урал, наш город – кусочек этой планеты. Нам есть чем гордиться! Мы все разные, но мы вместе!

В заключение нашего занятия я хочу угостить вас национальным сладким блюдом – чак - чак.

Приложение: ЭОР «Многонациональный Урал».

Дальнейшие задания на закрепление: Викторина в слайдах «Что? Где? Когда?»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству в подготовительной группе «Мы разные, но мы вместе» Цель: - Формирование представлений детей о своей стране, ее природных зонах, о многообразии народов, живущих в ней. Задачи: - Создать условия.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: Уточнить и обобщить знания детей.

Конспект НОД в старшей группе «Все профессии нужны и нам очень все важны» Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания о профессиях, показать.

Конспект НОД «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе Харитонова Галина Анатольевна Конспект занятия (НОД) на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе Цель: развитие.

Конспект занятия во второй младшей группе «Все люди разные» Цели: - формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа,.

Консультация для родителей «Все мы разные, но мы вместе» Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада нашей встрече. И сегодня мы поговорим о правах ребенка. А именно вспомним какие права имеет ребенок.

Неделя психологии в ДОУ под девизом «Все мы разные, но всё равно вместе!»Неделя психологии в ДОУ под девизом «Все мы разные, но всё равно вместе!» Всем добрый день! Я педагог -психолог. Мы с коллегами решили провести совместно неделю психологии! Я разработала конспект и на педсовете.

НОД в средней группе «Все мы разные!» Задачи: Обучающие: расширять социальные представления о человеке (мальчиках, девочках, мужчинах, женщинах, особенностях внешности. Развивающие:.

Проект в подготовительной группе «Мы разные, но мы все вместе»Проект в подготовительной группе «Мы разные, но мы все вместе» Актуальность: Проведя анкетирование среди родителей нашей группы, были сделаны выводы, что родители практически не только не придерживаются.

Тематическое планирование недели «Мы разные, мы вместе» в старшей группе ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Апрель, 1-я неделя Тема: Мы разные, мы вместе. Цель. Формирование у детей уважительного отношения к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 14:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД