Людмила Васильченко
Конспект НОД «Зимующие птицы» по ФЭМП старшая разновозрастная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц.
Задачи:
• Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Публикация «Конспект НОД „Зимующие птицы“ по ФЭМП старшая разновозрастная группа» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20, умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части, умение определять местоположение предметов относительно друг друга.
• Продолжить учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях.
• Учить изображать новую позу птицы – птица, сидящая на ветке.
• Упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.
Оборудование: круг из четырёх цветов (времена года, картинки «Стрижи кружат в небе», «Журавли улетают на юг», «Гнездовье грачей», «Снегири на ветках», цифры, знаки, круги, ножницы на каждого ребёнка, кормушка, игрушки птиц (8 штук, изображение берёзы, плоскостное изображение синиц (10 шт, карточки с изображением восьми воробьёв и семи свиристелей, пол альбомного листа, цветные карандаши.
Содержание образовательной деятельности.
Воспитатель
- Сегодня мы с вами продолжим разговор о зиме и зимующих птицах. Внимательно послушайте стихотворение «Зимний лес» и постарайтесь запомнить, названия каких птиц прозвучат в стихотворении.
В снежных шапках елки дремлют.
Снег укрыл периной землю.
Под сосной в своей берлоге
Спит хозяин леса строгий.
Только дятел на сосне
Телеграмму бьют жене,
Да сорока спозаранку
Прилетела на полянку
Посмотреть, как свиристели
На кусты калины сели.
Да синички в майках желтых
Закружились возле елки,
Да тетерки в снег ныряют,
В прятки, может быть, играют?
Серый филин в самой чаще
Из дупла глаза таращит.
Вот как много птиц мы встретим.
Перечислите их дети.
(Дятел, сорока, свиристели, синички, тетерки, филин).
- Сколько всего названий птиц прозвучало в стихотворении? (Всего прозвучало шесть названий птиц.)
- Правильно, вы очень внимательны!
- Следующая игра называется «Птичий год».
- Вы послушайте стихи о птицах и поместите соответствующие картинки на разные сектора круга, который изображает год. Но сначала соберите круг из частей так, чтобы правильно показать чередование времен года, и назовите времена года по порядку.
Дети собирают круг, соединив по порядку светло - голубой, светло - зеленый, красный и желтый сектора.
(Зима, весна, лето, осень).
- Правильно. Сейчас идет зима, вспомните названия зимних месяцев. (Декабрь, январь, февраль.)
- Правильно. Послушайте стихотворения, которые выучили ваши друзья.
1 - ый ребенок
Над речкой кружатся стрижи.
Горячий воздух так дрожит,
Что солнце в нем качается,
Что солнце в нем купается.
- Подберите картинку.
(Дети выполняют картинку).
- Почему именно эта картинка подходит к только что прочитанному стихотворению?
(На этой картинке нарисованы стрижи, которые кружатся в горячем воздухе).
- На какой сектор вы положите картинку? (Мы положим ее на красный сектор).
- Почему вы положили картинку со стрижами на красный сектор? (Красный сектор обозначает лето).
- Правильно. А теперь послушайте отрывок из второго стихотворения.
2 - ой ребенок.
Крики слышатся вдали,
Улетают журавли.
В синем небе тает стая.
Улетают, улетают.
- Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
- А эту картинку, куда следует поместить? (Мы разместим ее на желтый сектор.)
- Объясните свой выбор. (В стихотворении говорится про журавлей, которые улетают в теплые края, значит, это осень.)
- Это верно. Слушайте следующее стихотворение.
3 - ий ребенок.
У леса на деревьях -
Грачиная деревня.
Как ветер начинается -
Деревья все качаются.
Качаются деревья.
А с ними вся деревня.
- Подберите картинку к этому стихотворению. (Дети выполняют задание).
- На какой сектор вы поместите эту картинку? (Мы поместили ее на светло - зеленый.)
- Почему вы поместили эту картинку на светло - зеленый сектор? (В этом стихотворении говорится о грачах, которые прилетели из теплых стран и построили гнезда, а это бывает только весной.)
- Правильно. Слушайте последнее стихотворение.
4 - ый ребенок.
Вот на ветках, посмотри.
В красных майках снегири.
Распушили перышки,
Нежатся на солнышке.
- На какой сектор вы поместите эту картинку? (На светло - голубой.)
- Почему вы поместите снегирей на светло - голубой сектор? (В этом стихотворении описаны снегири, которые прилетают к нам зимой.)
- Молодцы! Вы справились с новой и трудной игрой.
Игра «Синицы на березе».
(Помещаю на верхнюю ветку дерева плоскостное изображение восьми синиц, а на нижнюю ещё две).
- Шустрые, веселые синицы затеяли игру, и приглашают нас с вами в нее поиграть.
- Сколько синиц на верхней ветке березы? (На верхней ветке березы восемь синиц).
- Сколько синиц на нижней ветке? (Две синицы)
- Я предлагаю вам составить задачу.
- Какое условие в задаче?
- Какой вопрос в задаче?
- Повторите задачу ещё раз.
Дети на доске обозначают данные задачи цифрами.
- Больше или меньше стало синиц, после того как прилетели еще два синицы?
- С помощью какого арифметического действия будем решать задачу (Сложения.)
Дети решают задачу и отвечают на вопрос.
- Какое арифметическое действие выполнили?
- Какие числа сложили?
- Почему складывали эти числа?
- Что сделали, чтобы решить задачу?
- Какой ответ в задаче?
- и так, вы к восьми прибавить два, получилось десять. Десять синичек сидят на дереве.
Игра «Составим задачу».
(Помещаю карточки с изображением восьми воробьёв и семи свиристелей. Перед детьми лежат контейнеры с цифрами и математическими знаками).
- Давайте попробуем составить задачу о птицах, которые живут в зимнем лесу. Вам помогут мои советы. Сосчитайте, сколько воробьев и свиристелей живут в лесу. Сравните количество свиристелей и воробьев. (В лесу живут восемь воробьев и семь свиристелей.)
Дети на столах выкладывают цифры «8» и «7».
- На сколько, больше воробьев, чем свиристелей?
- Эта задача на вычитание. (Ребенок ставит между цифрами знак -, а после цифры «7» - знак «=».)
- Прочитайте выражение. ( Восемь минус семь равняется один или: от восьми отнять семь - получится один.)
- Верно.
- На сколько, больше воробьев, чем свиристелей? Сосчитайте. Вы легко ответите на этот вопрос, если вспомните, на сколько, восемь больше семи.
(Воробьев на одну больше, чем свиристелей.)
- Поставьте соответствующее число после знака «равно».
(Дети выполняют задание).
- Молодцы, ребята, вы правильно составили и решили задачу.
Физминутка «В зимнем лесу»
Зимнее солнце Дети разводят руки в стороны, затем поднимают их
вверх, соединяют в кольцо над головой.
Спит в облаках. Наклоняют голову к правому плечу, складывают
«лодочкой» под правой рукой.
Гроздь рябины Поднимают вверх поочередно левую и правую руку.
Горят на ветвях. Делают фонарики.
Зайцы грызут Сгибают руки в локтях, прижимают опущенные
У осинок кору кисти руки к груди, движутся подскоками.
Стрекочут сороки Машут руками, как перышками.
в сосновом бору.
Ёлочки белые Приседают, кладут ладони на голову.
шапки надели.
Снежные вальсы Кружатся.
танцуют мелели.
- Холодно и голодно зимующим птицам, особенно когда метут метели.
Давайте с вами угостим птичек печеньем.
Игровое упражнение «Угостим птиц печеньем».
У детей по 1 кругу и ножницы.
- Сколько птиц прилетело к кормушке? (Дети считают.)
- На сколько частей надо разделить круглое печенье?
- Как мы делим круг сначала? (делим сначала на две равные части)
- А потом? (Каждую часть делим ещё пополам, затем ещё пополам и т. д.)
- На сколько частей вы разделили печенье?
- Разложите куски печенья в ряд. Покажите одну восьмую часть печенья.
- Что больше: целое печенье или одна восьмая?
Аналогичные задания дети выполняют на нахождение 2/8, 6/8 частей и половины и сравнение их с целым и между собой.
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
Сколько птиц к кормушке нашей
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей.
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
На каждое название дети загибают по одному пальчику.
Всем хватило зернышек.
Опять сжимают и разжимают кулачки.
- Ребята, какие птицы прилетели к нашей кормушке? (К кормушке прилетели синицы, воробьи, щеглы, дятел.)
- Сколько прилетело синиц? (Прилетело две синицы).
- А сколько воробьев на кормушке? (На кормушке один воробей.)
- Сколько щеглов и голубей? (Шесть щеглов и голубей.)
- Сколько дятлов? (Дятел один)
- Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
- Всего к кормушке прилетело 10 птиц.
- С этим заданием вы тоже справились. Молодцы.
- А какую птицу я не назвала? Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая.
Птица говорливая самая болтливая.
Эта птица белобока и зовут её (Сорока)
- А давайте, мы с вами нарисуем эту птицу.
Дети рисуют сороку после показа воспитателя. Раскрашивают цветными карандашами.
Рефлексия
- Вы нарисовали очень красивых сорок.
- Сегодня вы были внимательными, сообразительными. Я могу гордиться вами.