Елена Николаевна
Конспект НОД «Знакомство с цифрой и числом 10» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Сформировать представление о числе 10 : его образовании, составе, записи.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с числом и цифрой 10, научить соотносить количество предметов с цифрой.
Развивающие:
Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношения к сверстникам, формирование самостоятельности.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с цифрой и числом 10“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Методическое оснащение занятия: Снегирь (чучело птицы, обучающие пособия для индивидуальных заданий, иллюстрации животных, раздаточный материал.
Ход занятия
Восп-ль : Ребята, сейчас я вам загадаю загадку. Если вы её отгадаете, вы узнаете, кто к нам сегодня прилетел на занятие.
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках.
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку …
Дети: Снегиря!
Восп-ль: Верно, к нам в гости прилетел снегирь. (Показывает иллюстрацию с изображением снегиря)
Пальчиковая гимнастика
Восп-ль: Ребята, давайте покормим нашего снегиря.
Дети произносят слова.
Снегирь, снегирёк.
Покушай наших зернышек. (Круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой).
Одно ржаное,
Второе овсяное,
Третье льняное,
Четвертое горчичное,
Пятое пшеничное. (Зажимаются по очереди пальчики).
Клюй, не робей!
И зови своих друзей!. (Кулак, ребро, ладонь).
Восп-ль: Ребята, а как вы думаете, где был снегирь раньше, до того как прилетел к нам на занятие? (Ответы детей, они должны быть полными)
-Ребята, а давайте спросим у нашей волшебной книги, она знает ответы на все вопросы. Повторяйте вместе со мной волшебные слова:
Книга, просим мы, скажи,
Да всю правду расскажи.
Снегиря нам покажи.
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением зоопарка.
Восп-ль: Ой, ребята, где мы с вами оказались? ( Дети: В зоопарке).
Восп-ль: Сегодня вы узнаете, какие животные живут в зоопарке. Познакомитесь с числом 10. Давайте посчитаем всех зверей, а чтобы не сбиться со счета, каждый раз кладите на стол по одной звёздочке. (Берёт в руки чучело снегиря и читает стихотворение)
Стайка шустрых снегирей
В зоопарке, у зверей.
Побывал снегирь сперва
За решеткою у льва.
Погостил он у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона,
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал он на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде.
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть его не проглотил. (Восп-ль, читая, показывает иллюстрации животных)
Восп-ль: Каких животных увидел снегирь? (Ответы) Сколько всего животных? А самого снегиря вы посчитали? Каким он был по счёту. (Десятым)
Восп-ль: А как мы получили число 10? (9+1)
- Ребята посмотрите внимательно, на число 10. Чем число 10 отличается от остальных чисел? (Работа в тетради «Раз – ступенька, два – ступенька»). До сегодняшнего дня для написания каждого из чисел мы использовали один значок. Число десять обозначается двумя цифрами 1 и 0.
Восп-ль: 1 состоит из двух «палочек», одна из которых меньше другой, 0 состоит из одного элемента – большого овала.
Цифра ноль — пустое место,
Или просто — ничего.
Ноль раздулся в знак протеста,
Чтоб заметили его.
Нолик! Ноль! Не надо злиться!
Стань скорей за единицей.
Только так, когда вы вместе,
Будет сразу целых — десять! (Дети работают в тетрадях)
Физкультминутка «Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали,
Весело в лесу играли. (Прыжки на месте.)
По дорожкам прыг-прыг-прыг!
Кто к зарядке не привык? (Ходьба на месте.)
Вот лиса идёт по лесу.
Кто там скачет, интересно? (Потягивания — руки вперёд.)
Чтоб ответить на вопрос,
Тянет лисонька свой нос. (Прыжки на месте.)
Но зайчата быстро скачут.
Как же может быть иначе? (Бег на месте.)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Ходьба на месте.)
Вот голодная лиса
Грустно смотрит в небеса. (Потягивания — руки вверх.)
Тяжело вздыхает, (Глубокие вдох и выдох.)
Садится, отдыхает. (Садится, отдыхает.)
Восп-ль: Ребята, а сейчас мы познакомимся с составом числа 10. Ой, мне показалось, что кто-то быстро попрыгал мимо нас?
Попрыгушка - поскакушка.
С кошельком на толстом брюшке.
Не рубли там, не монетки.
Из него глазеют детки.
Скачет, скачет по двору
С ними мама (Кенгуру) (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением кенгуру)
Восп-ль: В удивительной стране под названием Австралия живут эти необычные животные. Кенгуру — очень интересное животное. Питается травой, плодами, кореньями, добывая их из земли своими крепкими передними конечностями. Задние конечности в несколько раз длиннее передних, так что кенгуру никак не может ни ходить, ни бегать, а только прыгает, причем сильно помогает себе своим крепким хвостом.
Восп-ль: Ребята, а теперь посмотрим, какое животное живет в вольере №2.
Растянулся среди льдин
Толстокожий господин.
В холодину, братцы,
Лезет он купаться.
Важен, грозен, толстокож
Господин усатый… (Морж) (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением моржа)
Восп-ль: Морж – морское животное довольно необычного вида, с крепкими клыками. Характерным признаком моржа являются его длинные, развитые бивни. Это такие удлиненные клыки, которыми гордятся моржи (и самец и самка). Питаются моржи, главным образом, моллюсками, ракообразными. Не гнушаются перекусить и рыбой, а некоторые моржи-хищники предпочитают на обед птиц, тюленей.
Восп-ль: Ой, ребята, смотрите, мимо нас пролетела птица!
Курлычут громко, высоко,
Летают долго, далеко,
Красиво в небе воспаряют,
И как скажи, их называют?
Дети: Журавли. (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением журавля)
Восп-ль:
Вот лежит в воде давно
Всё зеленое бревно;
Любит Африканский Нил
Наш зубастый (Крокодил). (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением крокодила)
Восп-ль: Только иногда крокодилы могут заплывать в морскую воду; обычно же они селятся по берегам рек и озер в областях с теплым и жарким климатом. Крокодилам гораздо уютнее и спокойнее в воде, чем на суше. Плавают они с помощью лап и хвоста; под водой крупные особи могут провести около часа. Зубы крокодилу нужны не для пережевывания пищи, а только чтобы хватать добычу и отрывать от нее куски мяса.
Восп-ль: Ребята, крокодил испугал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему. (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи карточек с цифрами от 1 до 10)
Восп-ль: Ребята, давайте поиграем в игру «Соседи в числовом ряду» ( Пример: какое число вы поставили между числами 8 и 10? и т. д.)
Восп-ль: А теперь игра «Больше-меньше» (Назови число, которое больше числа 6 на 4 и т. д.)
- Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число стоит на своём месте в числовом ряду.
Восп-ль:
Зверь забавный сшит из плюша:
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного
И устрой ему берлогу!
Дети: Медведь. (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением медведя)
Восп-ль: Медведь — грозный лесной житель, который никому не даст спуску, если он не в настроении. Медведь – хищное млекопитающее, хорошо плавает и лазает по деревьям. В зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.
Восп-ль: Медведь приготовил для нас задание. У каждого из вас по десять звёздочек красного и синего цвета. Звёздочки надо подобрать так, чтобы число красных и синих у всех было разное. (Дети по очереди выставляют свои варианты на демонстрационной доске.)
Восп-ль:
В зоопарке, в синей клетке
Ловко прыгает по сетке,
Корчит рожи, ест бананы
Кто? Конечно…
Дети: Обезъяна (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением обезьяны)
Восп-ль: Обезьяны привлекают внешним сходством с человеком и своей подвижностью. Люди могут подолгу стоять у клеток и рассматривать непоседливых животных, которые быстро раскачиваются на трапеции, дерутся между собой, а потом опять вместе играют. Тело обезьяны покрыто шерстью и только передняя часть головы, ладони и подошвы ног голые. Обезьяны живут в теплых странах, питаются в основном растительной пищей: орехами, фруктами, кукурузой, побегами бамбука, бананами, но иногда едят и мясо.
Восп-ль:
Он огромней всех на суше.
У него большие уши.
Он чудесным шлангом–носом
Может с пальм срывать кокосы.
Издаёт он трубный глас.
С ним встречались вы не раз
В цирке или зоопарке.
А живёт он в странах жарких
И на острове Цейлон.
Угадали? Это…
Дети: Слон! (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением слона)
Восп-ль: Слон — самое большое животное на земле. Но люди не боятся этой громадины и с интересом рассматривают его толстые, словно бревна, ноги, тяжелые и длинные клыки — бивни по обеим сторонам хобота. Хобот — это нос слона, на конце которого видны отверстия — ноздри. Хобот очень подвижен и является также хватательным органом. Слон берет им пищу и отправляет в рот. Питается слон ветками деревьев и плодами, которые легко срывает хоботом с деревьев, травой, овощами. Набирая хоботом воду, поливает себя в жару. У слона маленькие глаза, плохое зрение, но отличный слух. Настораживая свои плоские широкие уши, слон слышит малейший шорох.
Восп-ль:
Хвост пушистый бережёт
И зверюшек стережё т:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую…
Дети: Лису! (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением лисы)
Восп-ль: Лиса – большая модница. Шуб у неё две — зимняя и летняя. Причём зимняя — гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней. Слух у этого зверька – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лиса – типичный хищник. В летнюю пору рацион лисицы составляют лягушки, мелкие птички, зверьки.
Восп-ль:
•Он совсем не кровожадный,
Потому что травоядный,
Только смотрит строго.
На носу два рога,
На ногах копыта -
От врагов защита.
Лишь слона не свалит с ног
Африканский.
Дети: Носорог! (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением носорога)
Восп-ль: Эти животные находятся на грани исчезновения, потому что на них безжалостно охотятся браконьеры, чтобы добыть рога, пользующиеся большим спросом в некоторых странах. Несмотря на свою массу, африканский носорог очень подвижен и может делать на бегу крутые повороты. Носороги очень любят воду и часто подолгу купаются, а потом валяются в грязи, как и слоны, чтобы избавиться от паразитов и охладиться.
Восп-ль:
Познакомьтесь поскорей :
В джунглях это – царь зверей!
Всех на свете одолев,
Подобрел немножко.
Дети: Лев! (Восп-ль показывает иллюстрацию с изображением льва)
Восп-ль: Лев предпочитает открытые пространства, где находит прохладу в тени редких деревьев. Для охоты же лучше иметь широкий обзор, чтобы издали заметить стада пасущихся травоядных и приблизиться к ним незамеченным. Характерная особенность льва - густая грива у самцов, чего нет у прочих представителей семейства кошачьих. У львицы рождается обычно два львенка.
Восп-ль: Царь зверей приготовил для вас задание: вам нужно раскрасить все треугольники красным цветом, а все четырехугольники — синим. (Дети работают в тетрадях.)
Восп-ль: Ребята снегирь говорит, что наше путешествие подошло к концу. Давайте вместе посчитаем, сколько домиков потребуется животным, которых мы сегодня видели в зоопарке.
Восп-ль: Ребята, вы так много узнали сегодня о жителях зоопарка и сможете рассказать о них своим друзьям и родителям.