Елена Година
Конспект образовательной деятельности «Деревья родного края» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности «Деревья родного края» для старшей группы
Программное содержание:
1. Продолжать знакомить детей с растениями родного края.
2. Познакомить детей с новым деревом осиной.
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Деревья родного края“ для старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
3. Учить сравнивать два дерева, осину и берёзу, по внешним признакам (толщине и гибкости веток, цвету и особенностям коры, в форме листа, расположению листьев на ветке).
4. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе, вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.
Предшествующая работа: наблюдение за живой природой на прогулке, разучивание стихов о природе, наблюдение за елью, сосной в уголке леса на территории детского сада, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций о лесе, знакомство с Красной книгой Ульяновской области.
Словарная работа: берёза, осина, ель, сосна; берёзовая роща, березняк, осинник, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес, белоствольная, хвоинки, хвоя.
Материалы к образовательной деятельности : ветки берёзы и осины, ели и сосны в вазах с водой, иллюстрации с изображением берёзовой рощи, осинника, ельника, сосняка в различное время года, хвоя сосны и ели в тарелочках, шишки сосны и ели в контейнерах, иллюстрации с изображением сосновой ветки с шишками, мяч для игры, раздаточные карточки с изображением одиночных деревьев : берёзы, осины, ели, сосны.
Ход:
Дети входят в группу, где звучит пение птиц.
Воспитатель: Ребята, куда это мы с вами попали?
Дети: В лес.
Воспитатель: Почему вы решили, что в лес?
Дети: Птицы поют, вокруг много деревьев.
Воспитатель: Хотите прогуляться по лесу? Тогда отгадайте загадку:
Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зелёный и хороший,
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Назови дерево».
Проводится игра «Назови дерево»
Воспитатель: Чем похожи все деревья между собой? (У них есть ствол, листья, корни). Но не все деревья, которые вы назвали, растут в Сурском районе. Пойдёмте дальше и узнаем, какие деревья растут в наших лесах.
Воспитатель: Я загадаю вам загадку, а вы найдите дерево, о котором в ней говорится:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёза)
Воспитатель: Правильно, это берёза. А кто из вас знает подружку берёзы? (Дети предлагают варианты). Послушайте загадку:
Если дунет ветерок
Задрожит её листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок….(осины).
Воспитатель: Как вы думаете, чем отличается берёза от осины?
Дети: У них разный цвет ствола. У берёзы ствол белый с чёрными чёрточками, а у осины серо-зелёный.
Воспитатель: Как можно сказать, одним словом о белом стволе берёзы? (Белоствольная берёза). Берёза – единственное в мире дерево с белой корой. Ребята, как вы думаете, для чего берёзке чёрные чёрточки? (Варианты детских ответов). Оказывается, берёза через них дышит, и называются они чечевички.
Воспитатель: Чем ещё отличаются эти деревья? Обратите внимание на листья. Они одинаковые? (Разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у берёзы листья с зубчиками).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть ветки берёзы и осины.
Воспитатель: Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните. У осины ветки прочные, крепкие. А у берёзы ветви тонкие, гибкие, нежные. Люди говорят, что коса есть у берёзы. Как вы думаете, почему так говорят? (Когда дует ветерок, ветки у берёзы, как косы, заплетаются).
Воспитатель: Разбежались по опушке в белых платьицах подружки. Посмотрите на иллюстрации, как много здесь растёт берёзок – подружек. Такой лес называется берёзовой рощей или березняком. Повторите, пожалуйста. А как называется лес, в котором растут только осины? (Осинник). Повторите это новое слово. Послушайте небольшой рассказ о берёзке и осинке.
Воспитатель читает небольшой рассказ из книги «Лесная мозаика»
Воспитатель: Лес, где растут берёзы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется лиственным. Как вы думаете, почему лиственный лес так называется? (На ветках этих деревьев растут листья).
Воспитатель: Давайте расскажем вместе стихотворение про берёзки.
Проводится физкультминутка.
Наступило утро,
Солнышко проснулось,
И берёзки к солнцу потянулись, (руки вверх, встать на носочки)
Поздоровались друг с другом,
Наклонившись в стороны, (Наклоны в стороны)
С солнцем поздоровались,
Радуясь дню новому. (Руки вверх, помахать ими).
Воспитатель: Идёмте дальше. И на пути нашем – хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем. Какие деревья растут в хвойном лесу? (Сосны, ели).
Воспитатель: Кто знает загадку про ель и сосну? «Зимой и летом одним цветом». Почему эти деревья стоят зелёные? (Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья). Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельник.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о ёлочке?
Дети называют признаки ёлки, составляют рассказ, воспитатель обобщает.
Воспитатель: Верхние ветки у ели молодые, короткие, а внизу старые, длинные. Кора тёмная. Шершавая. А какой ствол у сосны? (Светлый, золотистый). Старые нижние ветки отмирают, поэтому половина ствола голая. Сосны вырастают обычно выше елей.
Воспитатель: Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк. Устали бродить в лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.
Дети рассматривают ветви ели и сосны и их шишки.
Воспитатель: Чем они похожи? (Ветка сосны зелёная, и ветка ели зелёная. У сосны иголки и у ели иголки).
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит это ёлочки.
А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось что она
Не такая как сосна.
Воспитатель: Так чем же отличается сосновая ветка от еловой. (Иголочками). По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойным. Скажите, почему хвойный лес так называется? Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые). А у ели? (Короткие, колючие, тёмные). Кто из вас заметил, чем ещё не похожи хвоинки? (Хвоинки сосны растут парочками, а еловые хвоинки – по одному).
Воспитатель: Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая. Посмотрите на подсказку (воспитатель показывает картинку, на которой изображена ветка ели с шишкой).
Воспитатель: Какие шишки у ели? (Еловая шишка удлинённая. У неё более мягкие чешуйки). Что вы расскажите про сосновые шишки? (Сосновая шишка круглая с твёрдыми чешуйками). Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесёт их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосны.
Воспитатель: Засиделись мы с вами на полянке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес». На карточках хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес.
Проводится игра «Каждое дерево в свой лес», в процессе игры воспитатель спрашивает, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда.
Воспитатель: Красивы леса Сурского района в любое время года. Давайте посмотрим, как изобразили лес художники.
Рассматривание иллюстраций осеннего и зимнего леса.
Воспитатель: Какие краски использовал художник в зимнем лесу? (Синие, белые, голубые). В осеннем лесу же похозяйствовала осень. В какие цвета раскрасила она листья? (В красный, жёлтый, коричневый, золотой). Как сберечь такую красоту?
Дети: Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые берёзки и ёлочки в нашем уголке леса, чтобы они хорошо перезимовали.
Воспитатель читает стихотворение.
-Ты чего скрипишь, берёзка?
-Стынут корни от мороза.
-Ты чего вся побелела,
Прячешь ветки в кружева?
-Я совсем заледенела.
Но не бойся….я жива.
Воспитатель: Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнёзда весёлые птицы. И тогда не придётся заносить деревья в Красную книгу только потому, что их очень мало осталось или они погибли.
Воспитатель просит ребёнка прочитать стихотворение.
Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет,
И костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.
Воспитатель: Уважайте тишину, берегите природу – ведь мы – частичка её!