Безрукова Елена Зуфаровна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Царицын, Сталинград, Волгоград»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
на тему «Царицын, Сталинград, Волгоград»
для детей старшей группы
[/b]
Программное содержание
Цель
Расширение представлений детей о событиях Великой Отечественной войны (битва за Сталинград) через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи
Обучающие:
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Царицын, Сталинград, Волгоград“» размещена в разделах
- знакомить дошкольников с историческими фактами;
- пополнять, расширять и активизировать словарный запас детей.
Развивающие :
- развивать интерес к историческим событиям, к Сталинградской битве, традициям своего народа;
- развивать диалогическую речь.
Воспитывающие:
- воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к защитникам Сталинградской битвы;
- воспитывать культуру речевого общения;
- формировать эмоциональный отклик у детей, активную жизненную позицию.
Словарная работа
Объяснение значения слов: курган, фашисты, милосердие, госпиталь.
Оборудование
Проектор, ноутбук, музыкальный центр, запись военной песни «Священная война».
Демонстрационный материал
Фотографии военных лет (формат А-4,книжка-раскладушка о Сталинградской битве (формат А-4).
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к занятию
Изучение исторических событий Сталинградской битвы, изготовление фотографий, подбор фотографий по теме для просмотра через проектор.
Предварительная работа с детьми
Рассматривание иллюстраций; картин художников о Сталинградской битве; разучивание стихотворений по теме с Лаптевым Ярославом, Стороженко Лейлой, Гресс Алисой; чтение рассказов из цикла «Детям о войне»; слушание песен военных лет; создание рисунков на военную тематику.
Структура ОД
1. Вводная часть – 3 минуты:
- история возникновения города Волгограда;
- показ фотографии города Царицын.
2. Основная часть – 20 минут:
- беседа о начале сражения;
- слушание песни «Священная война»;
- просмотр фотографий;
- чтение стихотворения В. Костина «Ни шагу назад!»;
- дом Павлова;
- рассказ о детях Сталинграда;
- Мамаев курган;
- город Камышин в годы Сталинградской битвы.
3. Заключительная часть – 2 минуты:
- обобщение воспитателя;
- анализ занятия.
Методические приёмы
- словесные (беседа, вопросы, рассказ, чтение стихотворений,
- наглядные (демонстрация фотографий о городе-герое Сталинграде и фотографии военных лет, слушание песни)
-игровая (физкультминутка)
Ход ОД
Воспитатель. Ребята, в какой стране мы живём?
Дети. В России. Воспитатель. Правильно. А в каком городе мы живём? Дети. В Камышине. Воспитатель. А в какой области находится наш город?
Дети. В Волгоградской области. Воспитатель. Есть такой город Волгоград. Кто-нибудь бывал в нём? Что запомнили? А хотите узнать его историю, чем он знаменит на весь мир? Дети. Да. Воспитатель. Давным-давно на берегу реки Волга построили крепость, дали название Царицын, и жили в нём военные, защищавшие проходившие мимо торговые суда и торговые караваны. Постепенно рядом с крепостью селились простые люди. Так возник город, он разрастался. Впоследствии его переименовали в Сталинград /показываю фото/.
Много лет назад на Сталинград и его жителей выпало много бед и страданий /включаю песню «Священная война», делаю тише, продолжаю под музыку/. На нашу Родину напал враг. Это были фашисты. Нарушив наши границы, они захватывали города и деревни. Весь народ встал на защиту нашей любимой страны. Но враг продвигался вглубь всё дальше и дальше. Так они подошли и к Сталинграду, подвели свои войска, танки, артиллерию. Над городом кружились фашистские самолёты. Они сбрасывали с неба тысячи бомб. Город был охвачен пламенем. Так началось наступление на Сталинград. Но взять город с ходу фашистам не удалось. Шли жестокие бои. Днем и ночью враги бомбили город. Все горело, горела даже наша река Волга /показываюфото-3 шт. - разгромленный город, во время показа читаю стихотворение/
Город был разрушен, но не отдан врагу.
Пламенем город объят, рвутся бомбы и мины.
Город лежит в руинах, но не сдается солдат - бьется за Сталинград!
Наши русские бойцы проявили поразительное мужество и самоотверженность, защищая город на Волге. Наши отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последнего вздоха, до последней капли крови! /показываю фото – 4 шт. / В Сталинграде есть дом, получивший название дома Павлова. Много наших солдат пало, защищая этот дом. Дом так и не сдался врагам, хоть и остались от него одни стены. Этот дом называется по фамилии сержанта Павлова, оборонявшего его до конца. Лишь благодаря их отваге в тех тяжелейших условиях наша армия смогла выстоять перед напором фашистов.
Девизом Сталинградской битвы стали слова : «Ни шагу назад»! Давайте все вместе повторим девиз и запомним его.
Дети. Ни шагу назад!
Воспитатель. Сейчас нам Лейла прочтет стихотворение В. Костина.
Лейла. Река бушевала под ливнем стальным, окутали город и пламя, и дым.
Пусть падают бомбы, и пули свистят – ни шагу назад!
Ни шагу назад!
Здесь рушатся даже металл и гранит,
Но русский боец непреклонно стоит.
И гордо слова огневые звучат: «Ни шагу назад! Ни шагу назад!»
Воспитатель. В годы Великой Отечественной Войны многие мальчишки и девчонки не могли смириться с тем, что их Родина находится в беде. Что их отцы и старшие братья гибнут на фронте. Эти юные, а порой и совсем маленькие бойцы были готовы не задумываясь отдавать все свои силы и даже жизнь, лишь бы быть полезными своей семье, старшим товарищам, Родине /показываю фото 4шт. / Дети Сталинграда тоже в войну оказывали взрослым помощь. Какую помощь могли оказывать дети?
Дети. Помогали в госпитале, работали на заводах вместо ушедших на фронт отцов и старших братьев, кто-то воевал.
Воспитатель. Я хочу рассказать о юном разведчике - Саше Филиппове, его знает каждый житель Волгограда. Именем Саши названа одна из улиц нашего города, есть школа его имени, есть парк, в котором установлен его бюст. Когда началась война, Саше было 16 лет и поэтому, в отличие от братьев, его на фронт не взяли. Но Саша не смирился с этим и пробрался в расположение наших частей и стал разведчиком. Саша Филиппов переходил линию фронта 12 раз в самых напряжённых участках. Жизни этих героев никогда не должны быть забыты! Они являются примером для нас – детей и взрослых.
Давайте, с вами подумаем и назовем качества, которыми обладали наши солдаты, защищая свою Родину.
Дети. Смелость, мужественность, сила, выносливость, отвага, храбрость, ловкость, быстрота, меткость.
Воспитатель. А вы хотите быть отважными и смелыми? Тогда становимся солдатами.
Физминутка.
Если ты солдатик бравый – помаши рукой нам правой.
Если ты солдатик смелый – помаши рукой нам левой.
Если ты солдатик стойкий – на одной ноге постой-ка.
Если ты солдатик стойкий – на другой ноге постой-ка.
А теперь, солдатик бравый, маршируем до заставы.
Воспитатель. Особенно ожесточенные бои шли в районе Мамаева кургана. Курган – это возвышенность. Его склоны были перепаханы бомбами, снарядами, минами.
Но на Мамаевом кургане случилось невероятное. Фашистам так и не удалось спуститься к его подножию. Именно тут не смогли пройти фашисты, их окружили в кольцо, и захватили в плен. Война продолжалась, но Сталинград был освобождён. Посмотрите, на жителей того времени /показываю 2 фото/.
Очень много солдат погибло во время боев за город. Героически сражавшихся солдат награждали орденами и медалями. Для героев Сталинграда была выпущена специальная медаль «За оборону Сталинграда» /показываю фото/. В память о победе под Сталинградом в городе создано много памятников, но главный из них на Мамаевом кургане-Мать-Родина, которая стоит на самой вершине горы и видна ото всюду/показываю фото – 7 шт. /. Она и сейчас призывает зорко охранять границы нашего государства, и быть готовыми к его защите.
Ярослав: Давно закончилась война, но память русская жива.
И каждый знает, стар и млад: победу одержал солдат.
И в дальних городах, и в близких стоят солдатам обелиски.
Воспитатель. После войны, когда отстроили город, его переименовали в Волгоград.
Камышин в годы Сталинградской битвы тоже не остался в стороне. Сюда привозили много раненых, поэтому здесь стало много больниц. Как называется больница для военных?
Дети. Госпиталь.
Воспитатель. Жители города много трудились, отдавая все силы для фронта и победы /показываю 2 фото/. Недавно нашему городу присвоено почётное звание
«Город трудовой доблести и славы».
Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии?
Какие качества помогли советским воинам отстоять свой город?
Чем закончилась Сталинградская битва?
В завершении Алиса прочитает стихотворение.
Алиса. Город счастья и солнца, прекрасен ты вновь, и над Волгой стоишь величаво.
Волгоград – наша доблесть и наша любовь!
Волгоград – наша гордость и слава!