Бэлла Елошвили
Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к искусству в старшей группе «Рассматривание скульптуры»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательная задача.
Продолжать приобщать детей к изобразительному искусству Северной Осетии, скульптуре малых форм. Рассказать детям, что скульптуру делают скульпторы. Дать понятия из каких материалов может быть выполнена скульптура : глина, камень, дерево, фарфор, стекло, кости, железо.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по приобщению детей к искусству в старшей группе „Рассматривание скульптуры“» размещена в разделах
Обогащать представления о скульптуре малых форм, выделяя при рассматривании фигуру человека внациональных осетинских костюмах, выделяя средства выразительности :форму, пропорции, цвет,характерные детали, мимика, позы, движения и др.)
Развивающая задача.
Расширять словарный запас по теме НОД новыми словами Совершенствовать умение использовать в речи простые и сложные предложения, отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме. Продолжать формировать культуру речевого общения.
Воспитательная задача.
Воспитывать интерес к искусству родного края. Расширять и уточнять знания детей об особенностях жизни, традициях, культуре осетинского народа. Прививать любовь к Родине и своему народу. Формировать чувства гордости за свою малую родину.
Предварительная работа.
Просматривание открыток, книг, посещение с родителями музеев изобразительного искусства, выставочных залов,рассматривание картин, иллюстраций.
Методические приемы.
1. Психологизация.
«Собрались все дети в кгруг»
2. Мотивация:
Рассказ воспитателя о посещении музея изобразительного искусства и
желание рассказать детям об увиденном.
3. Стихотворение, загадки об Осетии.
4. Рассказ воспитателя о скульптурах малых форм.
5. рассматривание скульптуры малых форм «осетинский джигит и девушка»
6. вопросы по теме занятия:
-Кого вы видите перед собой (скульптуры малой формы, фигуры парня и
девушки в национальных костюмах)
-Кто изготавливает различные виды скульптуры.
-Из каких материалов может быть изготовлена скульптура (глина,
камень, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и т. д)
-Как художник может выразить настроение, поведение и любые другие
действия скульптур малых форм (жесты, мимика, пластика, позы)
7 Физминутка.
«Къах лаууы,лаууы»
8. Исполнение осетинского танца «Хонга» с использованием осетинской
музыки с угощением осетинскими пирогами.
9. Рефлексия.
Содержание НОД.
Воспитатель: - К нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем
наших гостей и улыбнемся им.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Ребята, скажите пожалуйста, как называется республика в которой мы живем? А город? Северная Осетия – край белоснежных гор, солнечных долин, бурных рек, ледников и хвойных лесов.
- А кто-нибудь мне прочитает стихотворение про нашу Родину?
Я в Осетии живу
И свой край родной люблю
Дружный, добрый нам народ
В праздник пляшет и поет (Коста Х.)
Воспитатель: Как красиво описал Коста Хетагуров свой народ и край. В
таком замечательном месте живет гордый осетинский народ.
Ребята, я недавно ходила в музей изобразительных искусств, видела
много экспонатов,живописных картин, игрушек и скульптур малых
форм. Больше всего мое внимание привлекли две
маленькие скульптуры, которые я решили принести с собой и
поделиться этой красотой с вами. Хотите посмотреть (воспитатель
выставляет на подставке скульптуры малых форм)
Воспитатель: - Кого вы видите перед собой (фигуры парня и девушки в национальных костюмах)
Воспитатель:
«Кто из камня и гранита.
Высекает образ скрытый?
И из глины слепит то,
Что не ведает никто.» (скульптор)
Воспитатель:- Правильно ребята эти скульптуры делает скульптор.
Работа скульптора интересна и трудна. Сколько надо приложить усилий,
труда, любви, таланта, чтобы фигурки получились такие красивые и интересные, такие выразительные. Работа скульптора– это искусство, которое учит видеть красоту в природе, в человеке, заставляет задуматься над тем, как много в окружающей нас жизни прекрасного, удивительного и интересного
Воспитатель :- Из каких материалов может быть изготовлена скульптура?
Ответы детей :
(глина, камень, стекло, мрамор, кость, фарфор, дерево, железо и т. д)
Воспитатель: - А что мы видим на наших скульптурах, на осетинском джигите? Как вы думаете на немодежда праздничная или повседневная?Откуда видно, что одежда праздничная?
Ответы детей.
Воспитатель:- Одежда бывает повседневной, праздничной и ритуальной.
надо подметить то, что наш джигит одет в белый костюм. Потому что белый цвет символизирует праздник, а все остальные цвета могли носить и в повседневной жизни.
Одним из главнейших предметов мужской одежды была папаха ("улдзармхуд") - высокая шапка из шкурки барашка.
Башлык (басылыхъ) шарф и капюшон в одном.
Бешмет ("куырт") - это распашная одежда с высоким стоячим воротником, застегивающаяся спереди от ворота до талии. Длина бешмета доходила до колена. ,
Черкеска ("цухъхъа") - верхняя мужская одежда, близкая по покрою к бешмету,но без воротника и с открытой грудью
Бурка традиционная верхняя одежда мужчин (уаладараннымат) накидка с широкими плечами, Длинная бурка заменяла всаднику в походе и дом и постель. Укутавшись буркой и надвинув на голову лохматую овечью папаху, можно было даже уснуть в холод.
Газыри ("брцыт") были первоначально футлярами для пороховых зарядов.
Штаны ("халаф")
Мужской пояс (иронрон) к которому прикреплялся кинжал (хъама)
Бурка
Ичиги -кожаные сапоги на мягкой подошве имеющей форму сапог. Ичиги делали из чёрной козлиной кожи.
Джигитами называются храбрые юноши, мужчины. Национальная одежда – такой же символ нации, как язык, вера, обычаи. Каждый мужчина на Кавказе – это воин-всадник. Его одежда должна быть удобной и надежно защищать в самых сложных обстоятельствах. А еще надо подметить то, что наш джигит и девушка одеты в белых нарядах, а значит празднично. Потому что белый цвет символизирует праздник, а все остальные цвета могли носить и в повседневной жизни.
Воспитатель:
Перейдем теперь к одежде девушки.
Как она выглядит? Во что одета?
Ответы детей : шаль, рубаха, кафтанчик, длинное платье, пояс и т. д
Воспитатель:
Женский национальный костюм состоит из: длинного платья, нагрудника, корсета, пояса, мягких «чувяков», платка и шапочки «худ».
Верхней одеждой был длинный бешмет, без воротника.
Основными элементами женского праздничного костюма являлись
Шаль - большой платок.
рубаха, кафтанчик,
Длинное распашное платье (разгомкъаба)
Пояс (камари)
Важной частью традиционного праздничного костюма являлись нагрудные застежки ("гънджыт", которые пришивались на платье или кафтанчик
Корсет (хлынкрц)
обувь (къахыдарс).
Вся одежда осетин - от головных уборов до обуви - изготовлялась женщинами.
Посмотрите как стоит джигит,а как вы думаете, что он собирается делать? (ответы детей).
Воспитатель:
Наш джигит с серьезным видом и в тоже время есть улыбка на лице, он дает понять девушке, что не против с ней станцевать и вызывает ее на танец. А девушка не глядя ему в глаза,поняла его заинтересованность и тоже не против с ним станцевать. Вот они плавно выходят друг к другу. Девушка демонстрирует свое изящество, грациозность и хорошую осанку.
Ребята, а давайте и мы с вами немного потанцуем.
Физминутка:
Къах лаууы, лаууы, лаууы! /стоят на месте.
Къах цауы, цауы, цауы! /идут по кругу.
Къахта згъорынц, згъорынц, згъорынц! /бегут.
Къахта,къухта кафынц, кафынц, кафынц! /танцуют.
О ма къахта! Гыццыл къахта! /садятся, обхватив ноги.
Стих.
Мы живем в горах северной Осетии
И танцуем танец хонга лучше всех на свете.
Звучит музыка и исполняется танец «Хонга»
После танца танцоры выносят 3 пирога
Воспитатель:
Осетины очень гостеприимный народ и своих гостей встречают тремя пирогами и осетинским пивом. Благодаря трем пирогам они могли помолиться Богу и мы, соблюдая традиции и обычаи осетинского народа,приветствуем всех гостей тремя пирогами.
1. пирог- Бог
2 пирог- Небо и солнце
3 пирог - Земля
Рефлексия.
Ребята, что мы сегодня с вами делали? Что мы нового узнали? Что больше всего понравилось, запомнилось на нашем занятии? (Ответы детей)