Елена Петровна Бойко
Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий по теме «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ООД:
Активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.
Задачи ООД:
В ходе основной образовательной деятельности необходимо :
1. Активизировать и расширять словарь по теме «Осень»;
2. Формировать у детей представления о признаках осени;
3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4. Учить согласовывать прилагательные с существительными в И. п. мужского, женского и среднего рода единственного и множественного числа;
5. Учить подбирать слова-антонимы;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматических категорий по теме „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
6. Развивать внимание, мышление, общую моторику.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушка Гномика, сюжетные картинки с изображением осени
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Садится на место то, кто правильно закончит предложение:
Наступило время года … (ОСЕНЬ)
Моросит холодный … (ДОЖДЬ)
Часто дует холодный … (ВЕТЕР).
Листья на деревьях стали … (ЖЕЛТЫМИ, КРАСНЫМИ, ОРАНЖЕВЫМИ).
С деревьев опадают … (ЛИСТЬЯ).
Это явление называется … (ЛИСТОПАД).
Птицы собираются в стаи и улетают … (НА ЮГ, В ТЕПЛЫЕ КРАЯ).
И др.
2. Речевая игра «Отгадай-ка»
Логопед читает стихотворение:
Скучная картина.
Тучи без конца.
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
Чахлая рябина
Мокнет под окном.
Смотрит деревушка
Сереньким пятном… (П. Плещеев)
- О каком времени года говорится в стихотворении?
- По каким признакам вы догадались, что стихотворение об осени?
- Какие еще признаки осени вы знаете?
- Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц?
- Что делают люди в садах и огородах?
- Какую одежду, обувь и головные уборы носят осенью? Почему?
Логопед добивается полных развернутых ответов у детей.
3. Речевая игра «Назови ласково»
- К нам в гости сегодня пришел Гномик. Он живет в волшебной стране Гномии, в которой все предметы очень маленькие, поэтому там про все говорят ласково.
Как в Гномии ласково называют
Тучу…
Дождь…
Ветку…
Лужу…
Ветер…
Птиц …
Листья…
Траву…
Дерево…
Солнце… и др.
4. Речевая игра «Исправь ошибки»
В стране Гномии тоже наступила осень. Послушайте и определите, правильно ли Гномик говорит об осени :
- Осенью небо часто затянуто темными тучами.
- Осенью дети загорают, купаются, носят легкую одежду.
- Осенью под ногами шуршат сухие, разноцветные листья.
- Осенью на деревьях набухают почки и распускаются листья.
- Осенью люди собирают урожай овощей и фруктов.
- Осенью дикие звери не делают запасы корма на зиму.
- Осенью птицы улетают в теплые края, на юг.
5. Физкультминутка «Осень»
Осенью дожди идут, часто небо хмурится
Пригодятся сапоги, плащ и зонт на улице.
Лист желтеет, опадает и всю землю покрывает.
Вянут травы и цветы, засыпают до весны.
В стаях, в теплые края птицы собираются,
И животные в лесу кормом запасаются.
6. Речевое упражнение «Подбери признак»
- Осень (какая) - ранняя, поздняя, золотая, дождливая, богатая, урожайная, холодная и др.
Дождь (какой) – сильный, моросящий, холодный..
Осенью небо (какое?) – хмурое, темное, серое, дождливое, пасмурное…
Листья (какие?) – желтые, красные, разноцветные, сухие…
7. Речевая игра «Скажи наоборот».
Ребята, давайте поможем нашему Гномику разобраться в признаках осени :
Летом солнце яркое, а осенью…
Летом день длинный, а осенью…
Летом небо светлое, а осенью…
Летом тучки ходят высоко, а осенью…
Летом птицы учат птенцов летать, а осенью…
Летом люди одеваются легко, а осенью…
Летом дети отдыхают, купаются, загорают, а осенью…
Летом люди выращивают урожай, а осенью…
Летом деревья стоят одетые в зеленую листву, а осенью…
8. Итог занятия.
О чем говорили? Что понравилось? Что было легко? Что трудно?
Оценка работы детей.