Приложение МААМ

Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»

Ольга Павловна Жирякова
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности

в средней группе

по познавательному развитию

«Волшебная лаборатория»

Елец, 2022 г.

Форма: нетрадиционная образовательная деятельность по экспериментированию.

Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию „Волшебная лаборатория“» размещена в разделах

Цель: Создать условия, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Задачи:

Образовательные :

-совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды, через опытно – экспериментальную деятельность.

Развивающие :

-уточнить и закрепить знания детей о воде,

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-развивать навыки проведения лабораторных опытов : работать с микроскопом (знать его предназначение, закреплять умение работать с водой, другими пищевыми веществами (сода пищевая, красители пищевые, пищевая лимонная кислота, соблюдать при этом необходимые меры безопасности;

-активизировать мыслительную деятельность, развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, строить связные высказывания, предложения, делать выводы;

-обогащать словарный запас.

развитие внимания, памяти, речи (активизация словаря за счёт новых понятий – лаборатория, опыт, эксперимент, микроскоп, вещество, бесцветная жидкость, прозрачная, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли; сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности; воспитание бережного отношения к воде и аккуратности при работе.

Социализирующие: адаптация к условиям эксперимента; стрессовый контроль, саморегуляция в ходе работы; обучение общению (умение работать в группе, паре, умение договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать своё мнение, доказывая свою правоту); релаксация.

Материалы и оборудование: халаты, звуки воды в записи, ноутбук, футляр из яркой бумаги, в котором находится бутылка с водой, стаканчики пластиковые; стаканчики с водой, соломинки, ложки, салфетки и тряпочки, подносы или поддоны (на каждого ребенка); воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд; сахарный песок, речной песок, краски, кисточка, пипетка, растительное масло, почва;, бутылка с водой, молоко, ватные диски, пищевая сода, пищевая лимонная кислота, средство для мытья посуды, большой стакан; небольшой тазик. Микроскоп.

Предварительная работа: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки); наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды; беседы о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций на тему «Вода»; проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды, изготовление мозаики из цветного льда, «инея»).

Ожидаемый результат: развитие у детей умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить опыты, умение делать умозаключения и выводы; развитие умения общаться с партнёром и взрослым; развитие самостоятельности и воли, самоконтроля и саморегуляции в ходе экспериментирования.

Методы и приемы: Организационный момент, словесные - художественное слово, уточнения, вопросы, объяснение, рассказ, указание; игровые приемы, проблемная ситуация; практические – динамическая пауза

Ход ОД:

1. Вхождение в игровую ситуацию. Приветствие.

Сегодня я приглашаю вас в научную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория? (Ответы детей). Какие вы умные ребятки, да, лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты. А вы любите экспериментировать? (Дети отвечают) Сегодня мы вместе с вами займёмся этим увлекательным занятием. Только для начала запомним правила безопасности :

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

- подходить к другим столам-лабораториям

- трогать оборудование, приборы и материалы

- засовывать что-либо в нос, рот, уши и пр.

- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) Правильно! Чтобы узнать что-то новое, сделать какое- то открытие! Давайте с вами наденем халаты. Хорошо! Теперь мы готовы совершать свои научные открытия!

Презентация «Что такое лаборатория»

Сюрпризный момент.

Воспитатель: я принесла волшебный футляр, в котором находится какой-то предмет. Чтобы узнать, что же в футляре находится, надо сыграть в игру, которая называется «Да -нет». Правила игры такие: вы будете по очереди задавать мне вопросы, а я буду на них отвечать. Но вопросы должны быть такими, чтобы я могла ответить только да или нет. Попробуем? Например: то, что лежит в футляре – интересное? (да)

Дети задают вопросы:

- Это еда? (нет)

- У этого есть цвет? (нет)

- Это нужно для машин? (да)

- То, что лежит, оно нужно для всех? (да)

- Это мороженое? (нет)

- Это игрушка? (нет)

Воспитатель: чтобы вам немного помочь, я загадаю загадки. Слушайте внимательно!

Не умыться, не напиться

Листику не распуститься

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна ….вода.

Дети: это вода!

Воспитатель Ребята, вот вы и догадались, что же находится в футляре (достаю бутылку с водой). Ребята, а для чего нам нужна вода? ( Ответы детей: чтобы пить, чтобы готовить еду, чтобы не заболеть).

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а какая вода? Кто может назвать свойства воды? ( Ответы детей: мокрая, жидкая). Вы совершенно правы! Но на этом свойства воды не заканчиваются. А об этом мы узнаем немного позже.

Воспитатель: Ребята, дома мы каждый день используем воду, теперь каждый из вас по очереди назовёт, где дома применяют воду (или сам ребенок, или родители). ( Ответы детей: чистим зубы, умываемся, моем посуду, пьём чай, варим обед и ужин, поливаем цветы, моем машинки и игрушки, стираем).

Воспитатель: Подведя небольшой итог, я прочту вам стихотворение:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране,

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Н. Рыжова

Воспитатель находит снежинку, которая предлагает пройти в лабораторию и заняться исследованием воды.

Кладет снежинку на поднос и видит конверт – письмо от Королевы воды.

Королева Воды растеряла свои капельки, нужно помочь ей их собрать (если мы правильно и аккуратно проведем опыты, познакомимся со свойствами воды, узнаем, какая она, то у нас будут появляться капельки, которые мы сложим в чашу и получится океан знаний. После каждого опыта из конверта воспитатель достает капельку.

Воспитатель. Сейчас пройдем в нашу лабораторию и приступим к нашим исследованиям.

Опыт № 1 «Вода – это жидкость». (лаборатория №1 : на столе поддон со стаканами разного объёма и формы, ложка, соломинка) Дети: Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить в стакан, перелить в другой. Воду можно помешать ложкой. Когда подуешь через соломинку – получатся пузырьки.

Воспитатель: какой у нас получается вывод? (При затруднении детей, помогаю с формулированием вывода)

Вывод: вода – это жидкость, принимает форму того сосуда, который заполняет, пузырьки - это воздух в воде.

Опыт№2 «Вода - растворитель» (лаборатория № 2, на столе находятся краски акварельные, салфетки, стаканы, кисть, пипетка, ложки, песок речной, масло растительное, сахар)

Воспитатель: ребята, ваша лаборатория № 2 провела свои опыты. Расскажите, пожалуйста, что вы делали! Дети: мы сначала взяли краски, они покрасили воду и сделали её цветной.

Воспитатель: Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде? Ответы детей.

Воспитатель: давайте попробуем сделать вывод.

Вывод: вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

Опыт №3. «Вода прозрачная» (на столе поддон с игрушками из киндер—сюрприза, стаканы с водой и молоком, ложки).

Дети: мы сначала в стакан с водой положили игрушки, они потонули. Их видно. А в молоке их не видно, они потонули совсем.

Воспитатель: Как вы думаете, почему в стакане с молоком игрушки не видны, а в стакане с водой – видны? Давайте сформулируем вывод.

Вывод. Вода прозрачная, можно сказать бесцветная, поэтому сквозь неё видны разные предметы. Молоко непрозрачное, оно белое, мутное, поэтому сквозь него предметы не видны.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне, я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки, расскажите мне, как вы путешествовали, что делали? (ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу, как это путешествие называется в природе? (ответы детей).

Мы совсем забыли о снежинке!

В подносе снежинки не оказывается, а только водичка.

«Можно ли пить талую воду».

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт «Капля из грязной лужи» МИКРОСКОП

Цель: установить благоприятные и неблагоприятные условия для жизнедеятельности и существования простейших.

Наберите немного воды в грязной луже (лучше, чтобы лужа была на земле, а

не асфальте). Сделайте препарат «висячая капля» : берем специальное

стекло с углублением из набора. Положите его горизонтально. Теперь

возьмите покровное стеклышко, капните на него чуть-чуть жидкости

(например, капля грязной воды, осторожно переверните так, чтобы капля

находилась внизу и положите на углубление в предметном стекле.

рассмотрите препарат по нижним светом, используя среднее и большое

увеличение. Вы увидите микроскопические создания. Неподвижные – это

представители растений: круглые одиночные клетки – это водоросли

хлореллы. Подвижные – это крохотные животные, чаще это инфузория –

туфелька. Тело их покрыто ресничками, которые дружно крутятся вокруг

своей оси и передвигают инфузорию в жидкости. На теле расположено

углубление - клеточный рот. Реснички загоняют туда еду (бактерии, дрожжи

и водоросли) пища двигается по клетке, пока не переварится, ненужное

инфузория выбрасывает наружу. Инфузория одна из умных и сложных

простейших. Есть еще жгутиковые клетки. Они передвигаются при помощи

жгутиков. Они вертятся как винт у парохода, и продвигают микроорганизм.

Они питаются и светом и окружающими их простейшими животными.

Например. Один из жгутиковых – это вольвокс. Он выглядит как большой

шар, состоящий из множество клеток. Понаблюдайте и за его движением,

если его обнаружите.

Презентация «Микроб под микроскопом»

А сейчас нарисуем микроба, которого мы увидели в грязной капле воды под микроскопом.

А сейчас я вам покажу фокус с водой.

Фокус1: Вулкан из цветной пены

Что понадобится: высокие стаканы гуашь или пищевой краситель; сода пищевая; лимонная кислота; средство для мытья посуды; поднос или ёмкость, куда будет стекать пена.

Ингредиенты для химического опыта с ребёнком

1 Стаканы ставим на поднос с бортиками. В каждый стакан наливаем треть воды и разводим краски.

2 Всыпаем в каждый стакан по 2 чайные ложки соды, по 1 чайной ложке (примерно) моющего средства.

3 Поочередно в каждый стакан наливаем раствор лимонной кислоты (минимум 100 мл). Очень быстро лимонная кислота с содой вступит в реакцию, а моющее средство сделает пену плотнее. Реакция длится около минуты.

В конце опыта ребёнок может просто «порисовать» цветной пеной. Делать это нужно палочкой или кисточкой (не руками).

На заметку: после проведения этого опыта мы заодно начистили бокалы (вот вам и ещё один плюс от опыта, так как моющее средство с содой и лимонной кислотой сделали стекло кристальным.

Рефлексия и релаксация.

Воспитатель: вы все молодцы! А теперь давайте пройдём на ковёр и представим, что мы на красивой полянке, закроем глаза и послушаем звуки воды (запись водопада, журчание ручья, шум моря).

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы узнали свойства воды. Что запомнилось больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы узнали? (Воспитатель дает оценку действиям детей, благодарит за работу).

Опыт 1. Вода – растворитель.

- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?

- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(солёная).

- А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода?

(сладкая).

Вывод: у воды нет своего вкуса, но она приобретает вкус тех веществ, которые в ней растворили.

Опыт 2. Какой формы вода?

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и

принимает форму того сосуда,

в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте

они растекаются, в ямках собираются,

а в землю впитываются их не видно,

только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Опыт 3. Какого цвета вода?

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем пуговицу и опустим ее в стакан с водой. Нам видно пуговицу? (ответы детей).

- А теперь опустим пуговицу в стакан с молоком. Что мы обнаружили?

Вывод: через воду пуговицу видено, а через молоко – нет. Значит вода прозрачная жидкость.

Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Опустим в ее пуговицу. Пуговицы не видено. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.

Физкультурная минутка

- Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

- Ребята, давайте поиграем с вами в игру. (Воспитатель одевает на голову ободок «Тучка»). Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки, а Таня пусть будет Солнышком. Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Капелькам становится тесно. Вдруг подул сильный ветер и капельки оторвались от тучки, полетели вниз, очутились на земле, но им скучно стало поодиночке, и

собрались они сначала в маленький ручеёк. Встретились ручейки и

стали большой рекой. (Взявшись за руки, дети под музыку

выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой

реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут

вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой.

А тут как раз Солнышко пригрело, Капельки стали

лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме

Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх). Все капельки

испарились под лучиками солнца, к маме вернулись, идите ко мне,

я по вам соскучилась. Молодцы, капельки, а теперь, капельки,

расскажите мне, как вы путешествовали, что делали?

(ответы детей). Мы путешествовали с вами по кругу,

как это путешествие называется в природе? (ответы детей).

- Круговорот воды в природе.

- Благодаря тому, что вода может переходить из одного состояния в другое, в природе происходит круговорот воды. - Посмотрите на рисунок. Когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – это дождь, зимой – снег. Так происходит круговорот воды в природе.

Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

Предложить детям определить, есть ли у воды запах. Понюхать стакан с водой. (Ответы детей)

Затем предложить положить в воду чеснок и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Затем предложить положить кусочек лимона и помешать. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.

Опыт 5. Салют в тарелке.

- Возьмем тарелочки с молоком. Пипеткой добавим в него несколько капель краски (зеленой, красной, синей, желтой). Старайтесь делать это аккуратно, что краски не смешались между собой.

- Ребята, а теперь мы заставим молоко двигаться!

- Возьмем ватную палочку, макнем её в моющее средство и дотронемся ею до центра тарелки с молоком.

- Посмотрите, что происходит! Молоко начинает двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

3 часть. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось работать в нашей лаборатории?

- Расскажите мне, о каких свойствах воды мы сегодня говорили?

- Молодцы, ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу,

вы сегодня были настоящими лаборантами.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» Задачи: 1. Расширить представления детей о правилах дорожного движения. 2. Систематизировать знания детей о дорожных знаках. 3. Закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «Деду, бабе помогали, мы Снегурушку искали» Программное содержание - Дать первоначальное.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей группе «Маша варежку надела» МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 «Чебурашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию во второй младшей.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 летКонспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 лет Цель: знакомство детей со следами разных животных, формирование навыков различения следов, закрепление содержания прочитанного ранее рассказа.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Растения лечат» в старшей группе Цели и задачи: продолжать знакомить детей с лекарственными растениями; дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных.

Конспект регламентировано образовательной деятельности по познавательному развитию «Найди пару» в первой младшей группе Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»
Опубликовано: 16 февраля 2024 в 09:58
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе по познавательному развитию «Волшебная лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Павловна Жирякова (УИ 1862556) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД