Наталья Шефер
Конспект образовательной деятельности в средней группе с использованием интерактивной доски «План (карта путешествий)»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познавательное развитие»
по разделу «Формирование элементарных математических представлений».
Конспект образовательной деятельности
Тема: ПЛАН (КАРТА ПУТЕШЕСТВИЙ)
Цель: Знакомство детей с планом, сформирование умения ориентироваться по элементарному плану.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в средней группе с использованием интерактивной доски „План (карта путешествий)“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
Задачи:
Образовательные :
• сформировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве;
• сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода,
• закрепить умение определять и называть свойства предметов, геометрические и пространственные представления;
Развивающие:
• тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение
• развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности,
• формировать опыт самоконтроля.
Воспитательные:
• воспитывать взаимопомощь при выполнении заданий;
• поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность.
Материалы к занятию:
Демонстрационный: план пути к домику лисы (карта путешествий, карточки с разным расположением предметов, карточки с изображением предметов различной формы, картинки для динамической паузы на доске, игрушки лиса и заяц.
Раздаточный: планы группы на двоих, сок (для клада)
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети собираются около воспитателя.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся
Воспитатель спрашивает детей, ходили ли они в театр.
- Что вам больше всего понравилось в театре?
Воспитатель предлагает детям снова отправиться туда.
- Что нужно сделать прежде всего? (Купить билет.)
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Покупка билета».
Дети подходят к кассе.
- Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? (Встать в очередь.)
Дети встают друг за другом, и воспитатель (кассир) продает им билеты
Воспитатель рассказывает, что, купив билет, надо внимательно его рассмотреть, определить, что находится слева от елки, справа от нее, над ней и под ней, а затем найти место, на котором находится точно такая же картинка.
- Куда надо пройти с билетами? (В зрительный зал.)
Стулья в зрительном зале расставлены по рядам. На каждом месте лежит такая же карточка, какая есть у одного из детей.
Задание проверяется индивидуально у каждого ребенка, при этом воспитатель просит ребенка рассказать, что находится справа (слева) от елки, над ней или под ней. Билеты у детей надо забрать.
- Знаете ли вы, как надо вести себя в театре?
- Как вы думаете, почему нельзя шуметь, разговаривать во время спектакля?
- Можно ли опаздывать к началу спектакля?
З. Затруднение в игровой ситуации.
После того как все расселись по своим местам, начинается спектакль: воспитатель рассказывает сказку (с использованием игрушек)
- Жили-были заяц и лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила лиса зайца в гости.
- А где ты живешь? - спрашивает заяц.
- Сначала надо идти прямо до цветочной поляны, потом повернуть направо и идти до одинокой елки, потом повернуть налево, дойти до гриба, повернуть еще раз налево - тут и мой дом! Запомнил?
Расстроился заяц, потому что ничего запомнить не смог.
Воспитатель предлагает детям помочь зайцу и еще раз рассказать ему, как дойти до домика лисы. Возникает затруднение, так как дети не могут повторить рассказ лисы.
- Смогли ли вы помочь зайцу? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не запомнили рассказа лисы.)
4. Открытие нового знания.
Что же нужно сделать для того, чтобы заяц все же смог добраться до домика лисы?
Выслушиваются все предложения детей. Воспитатель старается вовлечь в обсуждение всех детей, в том числе и тех, кто еще не имеет опыта придумывания и публичного представления собственных вариантов.
- Вспомните, как мама и папа объясняли кому-нибудь, как добраться до нужного места, и при этом что-то рисовали?
После того как дети припоминают такие ситуации, воспитатель говорит им, что для того, чтобы было проще найти нужное место, люди придумали план, на котором рисуют улицы, дома, деревья - все то, что поможет отыскать это место. Так что же такое план? Пираты тоже делали карты и планы, где указывали спрятанные сокровища.
4.2 Игра «Найдите план» (если это план, то изображение останется, если нет – исчезнет)
А чтобы мы могли добраться до лисы, повторим понятия «налево», «направо»
4.3. Игра «Поможем жуку» (Игра на доске)
Воспитатель показывает план, который прислала лиса на интерактивной доске.
- Что нарисовано на плане?
Кто-либо из детей подходит к плану и показывает дорогу, домик лисы, цветочную полянку, пруд и т. д.
Воспитатель предлагает детям с помощью плана добраться вместе с зайцем до домика лисы.
Идти помогает воспитатель, задавая при необходимости наводящие вопросы. Однако ответ ребенка будет более самостоятельным, если с самого начала пояснить ему, что он должен сказать, а именно: мимо чего идет, что находится справа, что - слева, в какую сторону надо поворачивать. При этом рассказ ребенка может несколько отличаться от текста, который был сказан воспитателем первоначально, - важно лишь, чтобы путь до домика лисы был указан правильно.
- Иду прямо, прохожу мимо березки (она у меня справа, иду дальше, прохожу мимо пенька (тоже справа, дохожу до цветочного поля (оно слева, поворачиваю направо около ежа, иду до елки и т. Д
Воспитатель хвалит детей за то, что они сумели помочь зайцу, и делает вывод: для того чтобы найти дорогу по плану, надо внимательно смотреть, что находится справа и слева, куда нужно поворачивать на пути к цели.
5. Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов
(Наклоны вперед)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(Прыжки на месте)
На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз.
(Хлопают в ладоши)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
(Поднимают руки вверх)
Наклонитесь столько раз,
Сколько зайчиков у нас.
(Наклоны в стороны, руки на пояс.)
6 Включение нового знания в систему знаний.
6.1. Игра «Деление на пары».
Лиса и заяц благодарят детей и приглашают их найти клад, спрятанный в группе.
Идти придется парами, чтобы не заблудиться и не было страшно.
Для деления на пары каждый ребенок берет одну карточку, на которой нарисован какой-либо предмет, и ищет человека, у которого на карточке предмет, имеющий такую же форму, например: на одной карточке большой красный мяч, а на другой - маленький синий клубок ниток и т. п.
После того как дети разобьются на пары, воспитатель задает им вопрос:
- Какой формы ваши предметы?
6.2. Игра «Найди клад»..
Детям на двоих дается план группы, на котором отмечено место, где спрятан клад. Ребята смотрят на план, а затем ищут в группе это место и, соответственно, клад (сок)
6. Итог занятия.
Дети собираются около воспитателя.
- Где вы сегодня побывали?
- Кому вы помогли?
- Что было трудно?
Воспитатель хвалит детей и говорит о том, что они смогли помочь зайцу добраться до домика лисы, найти клад потому, что умеют пользоваться планом.