Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Богатыри земли русской»

Красовская Елена
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Богатыри земли русской»

Конспект образовательной деятельности в старшей группе

«Богатыри земли русской»

Образовательная область «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Публикация «Конспект образовательной деятельности в старшей группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

Цель: Развитие у детей чувства патриотизма и любви к Родине на примере жизни и подвигов былинных богатырей.

Задачи:

1. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

2. Закреплять знания названий доспехов и предметов вооружения русского богатыря.

3. Активизировать и обогащать словарного запаса детей.

4. Формировать творческий опыт в изображении доспехов русских богатырей.

Предварительная работа: Чтение отрывков о былинных богатырях: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Никита Кожемяка». Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Знакомство с названиями оружия и доспехов богатырей. Изучение пословиц о силе, храбрости, смелости.

Активизация словаря: богатыри, доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, палица, булава, дубина).

Материалы и оборудование: разрезные картинки с изображением доспехов и оружия богатырей, цветные карандаши, заготовки из бумаги щитов для раскрашивания, развивающая презентация по тексту «Богатыри земли русской», аудиозапись песни А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», ноутбук, колонки, проектор.

Ход образовательной деятельности :

Слайд 1 (Заставка 23 февраля)

Воспитатель: Ребята, 23 февраля мы с вами отмечали праздник. Какой? (День защитника Отечества). Скажите, пожалуйста, а что такое Отечество? (ответ детей) А как называется наша Родина?

Слайд2 (Карта России)

Воспитатель: Правильно, ребята, наше отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но одна у человека мать и одна у него Родина. Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Россия - единственная, необыкновенная, большая, огромная, необъятная, красивая, богатая.

Слайд 3 (Море, реки, горы, леса и поля)

Воспитатель: Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия - самая большая страна в мире.

Слайд 4 (Древняя Русь)

Воспитатель: Но не всегда наша Родина была такой. Давным-давно на месте городов и деревень были непроходимые леса, полные зверей и птиц, и жил на этой земле народ, который назывался славяне.

Слайд 5 (Славяне)

Воспитатель: Они основали своё государство и назвали его Русью. Возделывали пашни, сажали рожь, охотились, воспитывали детей. В те времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов.

Слайд 6 (Татаро-монголы)

Воспитатель: Они ходили на Русь, разоряли села и деревни, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленные богатства. И приходилось людям защищаться от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Они славились небывалой силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

Слайд7 (Застава богатырей)

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как их называли? (ответ детей) Правильно богатырями - защитниками земли Русской.

Слайд 8 (Картина В. М. Васнецова «Богатыри»)

Воспитатель: Вот как они выглядели. Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе). Мы с вами уже прочли немало сказок и былин о богатырях. И пословицы мы знаем (говорят дети): Жить - Родине служить. Счастье Родины – дорожи жизни. Сам погибай, а товарища выручай. С родной земли, умри не сходи. Давайте, вспомним имена главных героев этих произведений?

Слайд 9(Святогор)

Воспитатель: Это кто (дети называют по показу слайдов)Силен и могуч богатырь Святогор. Ростом Святогор выше леса стоячего, выпрямится достаёт до облака, земля под его весом колеблется – моря из берегов выливаются. Святогор был самым сильным былинным богатырем.

Слайд 10 (Илья Муромец)

Воспитатель: А это кто (ответ детей) Илья Муромец- олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора.

Слайд 11 (Добрыня Никитич)

Воспитатель: А как зовут этого богатыря? (ответ детей) Добрыня Никитич тоже сильный и храбрый воин, змееборец.

Слайд 12 (Алеша Попович)

Воспитатель: А кто сейчас перед вами? (ответ детей) Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах.

Слайд 13(Никита Кожемяка)

Воспитатель: Как зовут этого богатыря (ответ детей) Он был из крестьянской семьи, выделывал кожу. Как он перехитрил змея? (рассказ детей)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто был у богатыря верным другом и помощником в ратном бою?

Сайд 14(Богатырский конь)

Воспитатель: Богатырь обращался к коню ласково. Богатырский конь под стать своему хозяину и по воинской доблести, и по силе. Он помощник ему на боевом поле.

Воспитатель: Давайте мы с вами подойдём к столу, посмотрим, во что были одеты богатыри и какое было у них оружие. Я предлагаю вам сложить разрезные картинки.

(Дети складывают разрезные картинки, называют, что у них получилось и отвечают на вопросы воспитателя)

Слайд 15 (Шлем)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Из чего сделан, зачем нужен? Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором, позолотой.

Слайд 16 (Кольчуга)

Воспитатель: Что это у тебя получилось?Из чего она сделана, зачем нужна? Богатыри на тело надевали кольчугу – железную рубашку. Делали её из железной проволоки, скрученной в колечки и соединенной между собой в звенья, колец в кольчуге было много, поэтому она очень много весила. Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Слайд 17 (Меч)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Из чего он сделан, зачем нужен? Чем он являлся для богатыря? Меч был главным оружием воинов – богатырей в ту пору на Руси. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел. Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором.

Слайд 18(Щит)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Зачем щит нужен богатырю? Правильно, это средство обороны, защиты от неприятеля. Щит в древности изготавливался из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест – накрест проходили металлические полосы обычно железные, так же их делали из слоновой кости, а потом стали изготавливать из железа.

Слайд19(Дубина)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Дубина из чего сделана? Самая лучшая дубина получалась из дерева дуба, вяза, и берёзы. Чем она была для богатыря? Правильно оружием.

Слайд20 (Палица)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Палица из чего сделана? Чем отличается от дубины (ответ детей) Правильно, она то же сделана из дерева и форма у неё такая же, но на конце у неё были прикреплены железные шипы. Чем она была для богатыря? Правильно оружие.

Слайд 21 (Булава)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Из чего сделан? (ответ детей из дерева и железа) Чем отличается она от плицы? Правильно, её окончание был сделано в форме шара и на нем тоже были шипы. Чем она была для богатыря? Правильно оружием

Слайд 22(Топор)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Из чего сделан? Чем он был для богатыря? Правильно оружием. Топор в хороших руках мог запросто расколоть щит или порвать кольчугу. Но не только оружием являлся топор для богатыря, он также был незаменимым инструментом при для расчистки дороги в лесу, заготовки дров для костра и сооружения временного укрытия в походе.

Слайд 23 (Лук и стрела)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Чем они был для богатыря? Правильно оружием. Изготавливались они оружейными мастерами. Лук делали из прочного упругого дерева и специальной веревки- «тетивы», а стрела из ровного, тонкого, деревянного прута с железным острым наконечником и перьями на другом конце, которые предавали стреле ещё большую скорость.

Слайд 24 (Копьё)

Воспитатель: Что это у тебя получилось? Из чего сделано? Чем оно было для богатыря? Копьё изготавливали из длинного прочного прута из березы, дуба, ясеня, клена, чтобы враг не перерубил его. На конце насаживали острый наконечник. Скажите, что длине копьё или стрела? А чем ещё они отличаются друг от друга?

Слайд 25 (Разное оружие)

Воспитатель: Молодцы ребята отлично справились с заданием, мы узнали, во что были одеты богатыри, и какое было у них оружие.

А сейчас давайте представим, что мы с вами русские богатыри.

Слайд 26 Застава богатырей

Звучит музыка физ. минутка:

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже

посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

За высокими горами, (поднимают руки вверх)

За широкими долами, (разводят руки в стороны)

На границе у реки (плавные движения руками перед собой)

Дозором шли богатыри. («идут» друг за другом по кругу)

Очень сильные, (останавливаются, поворачиваются в круг лицом, сжимают кулаки)

Очень зоркие. (приставляют руку к глазам, смотрят по сторонам)

Землю русскую любили, (разводят руки в стороны, «обнимают» себя)

Свой народ освободили. (руки вверх, кричат: «Ура!»)

Слайд27 (Богатырские щиты)

Воспитатель: Я предлагаю вам сейчас нарисовать богатырские щиты.

(Раскрашивание заготовок богатырских мечей)

Ну вот, а теперь мы можем с вами отправится в дозор.

Слайд 28 (Дуб)

Воспитатель: Но прежде чем отправиться в дальний путь богатыри подходили к дубу, который являлся в Древней Руси родовым деревом и брали с собой листок и горсть родной землицы. Давайте мы встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – вот таков! (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Корень да его –вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную защищать от врага!

Слайд 29 (Все богатыри)

Воспитатель: Наше занятие о русских богатырях подходит к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

(Говорят дети) Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

Воспитатель: Вы все были молодцы хорошо выполняли все задания, правильно отвечали на вопросы. И я хочу сделать вам каждому подарок – это рисунки богатырей. Вы их дома раскрасите и оставите себе на память.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Богатыри земли русской!» Татьяна Карцева. Задачи. Сформировать знания дошкольников.

Конспект непосредственно — образовательной деятельности в старшей группе «Поможем мастерам земли русской» Цель: создание условий для формирования представлений детей о народных промыслах (дымковская игрушка, гжель, хохлома) Задачи: Продолжать.

Конспект НОД в старшей группе по теме: «Богатыри-защитники земли русской». Подготовила: воспитатель Козырева Людмила Тимофеевна Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси,.

Конспект образовательной деятельности для средней группы «Богатыри земли русской» Седова Светлана Конспект образовательной деятельности для средней группы на тему «Богатыри земли русской» Цель. Воспитание любви к своей.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада «Богатыри земли русской» Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада. Тема занятия «Богатыри земли русской» Программное содержание:.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли Русской» Интеграция образовательных областей: познание,.

План НОД в старшей группе «Богатыри земли русской» Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли Русской;.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе «Богатыри земли русской» «Богатыри земли русской» Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, физическая культура, чтение художественной литературы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 17 марта 2017 в 10:45
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД