Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»

Елена Сусолина
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»

Тема: «Русская изба»

Задачи:

Обучающие:

Формировать представления детей о жизни и быте русского народа, о его традициях. Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

Развивающие:

Развивать умения работать сообща, внимательно слушать педагога, включаться в диалог.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес к русскому быту и культуре, истории своего народа.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте, чтение литературы познавательного характера с описанием быта.

Материалы и оборудование: Русский народный костюм, проектор, ноутбук, интерактивная доска, старинная утварь, две повязки для игры, каравай хлеба.

Ход ОД:

1. Организационный момент:

Детей встречает воспитатель в народном костюме.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание, во что я нарядилась? (ответы детей). Воспитатель: Правильно, ребята, я нарядилась в русскую народную одежду, русский сарафан. Так раньше одевались люди на Руси. Основной частью одежды у женщин была рубашка или сорочка, а сверху сарафан. А у мужчин непременным атрибутом был пояс или кушак. (показ слайда). Всю одежду люди изготавливали сами., затем украшали разными узорами. Полоса означала – землю, крестик – воду, кружочек – солнышко – защиту. (показ слайда). На рукавах у мужчин и женщин присутствовали линии: узоры – руки не будут болеть. Узор у ног сарафана – чтобы не болели ноги. Ребята, сегодня мы с вами совершим экскурсию в очень интересное место – русскую избу, очень похожую на ту, где жили русские люди много лет назад. Мы увидим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Показ слайдов с объяснением.

2. Основная часть:

Воспитатель: А строили избу так! Было на Руси правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи. Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен. Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. На Руси такие мастера были, что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

- Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами.

- Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи, называлось - полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать. Ребята, я вам расскажу пословицы о хлебе, а вы мне скажите, как вы их понимаете.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Покуда есть хлеб, да вода – все не беда.

Плох обед, коль хлеба нет.

Сытый думает о деле, а голодный о хлебе.

- Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска» - так говорили крестьяне. В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Показ слайда.

Воспитатель: Ребята посмотрите, это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. Вот различные кувшины для жидких продуктов (молока, меда).

Воспитатель показывает посуду, которая имеется в мини – музее.

Воспитатель: Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло. Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло. Ребята, мы с вами познакомились с кухонной утварью, а теперь я вам загадаю загадки:

3. Отгадывание загадок.

Три братца пошли на речку купаться.

Двое купаются, а третий на берегу прохлаждается (ведра и коромысло)

Сама не ест, а людей кормит (ложка)

Не бык, а бодает

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт

Сам в угол идёт (ухват)

4. Игра «Жмурки Машеньки и Ивашеньки».

Воспитатель: Засиделись мы с вами, пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час», говорят русские люди. Вот и я вас, приглашаю всех в кружок, да меня послушать еще разок. Про русскую народную игру я сейчас вам расскажу, и играть научу. За руки дружно все беритесь и в кружок со мной вместе становитесь!

Воспитатель вместе с детьми заводит круг, берет в руки два шарфа.

Воспитатель: А называется игра: «Жмурки Машеньки и Ивашеньки». До чего ж веселая, да премудрая она. Потому что мальчик здесь будет говорить тоненьким голоском, а девочка должна говорить – грубым баском. Сейчас мы выберем Машеньку и Ивашеньку (выбирает детей). Круг по - шире, развернись, а Машеньке и Ивашеньке нужно в разные стороны по кругу разойтись, (воспитатель разводит их в разные стороны.). Чтобы снова в круг вам встать тебе, Ивашка, нужно Машеньку поймать. Вытянув руки вперед, Ивашка, тоненьким голосом будет звать Машеньку: «Маша, где ты?», а Маша грубым голосом отвечать: «Ивашка, я тут!» стараясь не попасть в руки Ивашки. И глаза мы вам завяжем. Всем понятна игра? Тогда давайте завяжем водящим глаза, и начнется наша игра.

Воспитатель: Ну вот и наигрались мы с вами, сейчас бы отдохнуть. Ребята, а вы знаете, где раньше спали маленькие детки? (ответы детей)

Воспитатель: Раньше детки спали в колыбельке, по-другому можно сказать в люльке. А подвешивали люльку младенца к потолку. Сядет мамочка рядышком и поет своему ребёночку песенку колыбельную. Сейчас я вам спою.

Баю-баю, баю-бай,

Спи мой сладкий засыпай,

Гуленьки-гуленьки,

Сели к детке в люленьку,

Стали люленьку качать,

Стали детку величать… (имя ребёнка)

Воспитатель: Ну вот ребята, наша экскурсия и подошла к концу. И мне очень хочется вас угостить вкусным хлебушком. А в следующий раз я вам расскажу, какими игрушками игра раньше, поводим русские хороводы.

5. Рефлексия.

- Вам понравилась наша экскурсия?

- Что вы узнали нового?

- А хотели бы вы узнать ещё, что ни будь о русском быте

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»
Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Русская изба»Фотоотчет о НОД по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «Русская изба» .

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект фольклорного занятия в мини-музее «Русская изба» (подготовительная группа) Конспект фольклорного занятия «В гости к кузюку» в мини-музее «Русская изба» (для детей 6-7 лет) Подготовила: Дербишева Е. С. – воспитатель.

Конспект «Русская изба» Конспект НОД во второй младшей группе «Русская изба» Программное содержание: Дать представление о русской избе. Обогатить словарь детей.

Конспект экскурсии в музей «Русская изба» Конспект познавательной экскурсии в музей «Русская изба» в подготовительной группе Программное содержание: • Продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по рисованию «Русская изба» в подготовительной группеКонспект занятия по рисованию «Русская изба» в подготовительной группе Автор: Трошина Е. С., воспитатель ГБОУ "Школа №1392 им. Д. В. Рябинкина" г. Москва, ДО (корп. №7) Тема: "Русская изба" Цели: 1) Познакомить.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Русская изба» Русская изба (путешествие в прошлое) Цель и задачи: познакомить с бытом людей в старые давние времена; показать и рассказать о предметах.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Русская изба» Районное муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (РМБДОУ) «Детский сад «Солнышко» Конспект интегрированного.

НОД во второй младшей группе по теме «Русская изба». Посещение мини-музея, экскурсия (фотоотчет)НОД во второй младшей группе по теме «Русская изба». Посещение мини-музея, экскурсия (фотоотчет) 18 февраля 2016 года у нас во второй младшей группе "Белочка" прошло открытое интегрированное занятие по духовно-православному воспитанию.

Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки»Занятие по гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Русская изба. Чайные посиделки» МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Русская изба»
Опубликовано: 21 марта 2016 в 17:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о творческих работах по теме недели «Народные промыслы»
ФОТООТЧЕТ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ТЕМЕ НЕДЕЛИ " НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ" ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - Расширить знания детей о народных промыслах: гжельской,...
Занятие по аппликации во второй младшей группе «Падают снежинки»
Аппликация во второй младшей группе на тему: «Падают снежинки» Цель: Познакомить детей с новым видом аппликации обрыванием ( отрывать от листа бумаги...
Акция «Дерево добрых пожеланий»
Делать добрые дела и самому получать от этого удовольствие, вот простой и мудрый смысл проявления доброты. Чтобы люди не забывали о том, как важно...
Консультация для педагогов о пользе написания писем
23 января - Международный день письма Всё реже и реже мы пишем письма друг другу. Много, слишком много новых технологий пришло на смену старому...
Фотоотчёт об ООД по аппликации во второй младшей группе «Снеговик»
Для закрепления умений дифференцировать предметы по величине как нельзя кстати подходит аппликация "Снеговик". Действительно, какую же ещё композицию...