«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе

Татьяна Скрягина
«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тема: «Насекомые»

Основные цели: формировать умение составлять описательные рассказы (загадки) о насекомых с помощью схемы

Дидактические материалы: фотографии насекомых; схема для составления описательных рассказов (загадок); силуэты стрекоз; карточки – загадки (по количеству детей); разрезные картинки.

Оборудование: мольберт, мяч, конверт, объявление.

Краткая аннотация к работе: в ходе образовательной ситуации у детей активизируются знания по теме «Насекомые». Дети учатся составлять загадки о насекомых с помощью схемы. Развивается связная речь, мышление, воображение. Образовательная ситуация представляет интерес для педагогов старших возрастных групп.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать деятельность детей, создать условия для возникновения у детей стремления составлять загадки о насекомых.

В. Дети, посмотрите, какое объявление я увидела, когда шла в детский сад. «Внимание, внимание! В детском саду №81 объявляется конкурс загадок о насекомых. Принять участие в конкурсе могут дети старших и подготовительных к школе групп. Победителей конкурса ждут призы!»

В. Хотите принять участие в конкурсе? Сможете? Что нам для этого нужно сделать?

Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о насекомых - среда обитания насекомых, пользе и вреде, питании, строении, способах передвижения.

В. Дети, как вы думаете, почему конкурс объявлен именно сейчас?

Какие изменения происходят весной в природе? (тает снег, ярче греет солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы, просыпаются насекомые).

Первыми просыпаются насекомые, в названии которых есть звук [б]. Какие это насекомые дети? (бабочка, божья коровка).

Педагог выставляет соответствующие картинки насекомых на мольберт.

Следующими, просыпаются насекомые в названии которых, есть звук [м] (муха, муравей, майский жук).

Затем просыпаются насекомые в названии, которых есть звук [к] (комар, клещ, кузнечик).

И последним, просыпается насекомое, в названии которого есть звук [ш] (шмель).

Вот сколько насекомых просыпается весной. А вспомнить где живут насекомые, чем питаются, как передвигаются, пользе или вреде нам поможет игра «Доскажи словечко». Становитесь в круг.

Правила игры: педагог бросает мяч ребенку, называя насекомое и его признак, а ребенок должен вернуть мяч и назвать признак другого насекомого:

1. Кузнечик прыгает, а муравей (ползает)

2. Бабочка разноцветная, а майский жук (одноцветный, коричневый)

3. Комар вредное насекомое, а шмель (полезное)

4. Божья коровка питается тлей, а майский жук (молодыми листьями)

5. Муравей живет в муравейнике, а шмель (в гнезде, под землей)

6. Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет)

7. У божьей коровки 6 лап, а у бабочки (тоже 6)

8. Муравей ползает, а бабочка (летает)

9. Бабочка опыляет цветы, а муха (разносит микробы)

10. Кузнечик живет в траве, а клещ (тоже в траве)

Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.

Дети садятся на свои места.

В. Молодцы, сколько много, вы знаете о насекомых! Значит, готовы составлять загадки о них! Составляйте.

Возникает затруднение.

Смогли? Почему не смогли? (не знаем, как составить загадки)

«Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактическая задача: формировать представление о составлении загадок по схеме.

В. Что же делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает) Где еще можно получить информацию, знания?

Ответы детей.

В. Какой вариант нам подходит? Спросите, у кого спросите?

Дети обращаются с просьбой к воспитателю.

В. Посмотрите, что у меня есть? (педагог вывешивает схему). Это схема, которая поможет составить загадки о любом насекомом. Давайте рассмотрим ее.

Первый квадратик пустой, потому что в нем отгадка, то есть то насекомое, которое мы загадаем; второй обозначает – где живет насекомое; третий – размер насекомого; четвертый – окраску насекомого; пятый – чем питается насекомое; шестой – приносит пользу или вред человеку.

Послушайте, какую я составлю загадку о насекомом, и постарайтесь её отгадать. Я возьму карточку, с изображением насекомого, со стола, посмотрю на нее, но не покажу ее вам. Это насекомое живет в жилище человека, оно маленького размера, черной окраски, питается остатками пищи, приносит вред человеку. Догадались кто это дети? (муха)

Молодцы, отгадали! Кто хочет составить загадку о насекомом?

Самостоятельное составление описательных рассказов детьми по схеме.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактическая задача: закреплять умение детей составлять загадки с помощью схемы.

В. Как много вы составили загадок о разных насекомых, и вдруг прилетела стрекоза.

Педагог раздает детям силуэты стрекоз, дети закрепляют их на среднем пальце правой руки (левой руки).

Гимнастика для глаз «Стрекоза» (2 раза)

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Прилетела стрекоза. (рука согнута перед грудью движется в левою сторону)

Как горошины глаза, (не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)

Вправо, влево посмотрела, (повернуть руку вправо, влево; не поворачивая голову глазами двигать вправо, влево за рукой)

Над полянкой пролетела (круговые движения руки перед собой, круговые движения глазами за рукой)

Вверх и вниз она смотрела, (руку поднять вверх, опустить вниз; не поворачивая голову двигать глазами вверх, вниз за рукой)

Покружилась, посидела, (круговые движения руки вверху, круговые вращения глазами за рукой)

К быстрой речке улетела. (рука согнута перед грудью движется в правою сторону, не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)

В. Дети, загадки мы составили, а записать для конкурса забыли. Предлагаю записать их с помощью картинок. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат карточки-загадки и разрезные картинки. В первом кармашке изображено насекомое, а остальные кармашки пустые. Расставьте разрезные картинки в соответствии со схемой (где живет насекомое, какого размера, какой окраски, чем питается, полезное или вредное).

Самостоятельное выкладывание детьми загадок с помощью разрезных картинок.

В. Составили загадки? Поменяйтесь карточками-загадками в парах. Проверьте, правильно записаны загадки.

Педагог предлагает детям «прочитать» загадки друг друга.

Загадки готовы. Теперь сложим их в конверт и отнесем на конкурс загадок о насекомых.

Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.

В. Дети, смогли мы принять участие в конкурсе загадок? Что для этого мы делали? Какие знания мы использовали для составления загадок? Что еще помогло составить загадки?

Молодцы!

Комментарии к сценарию: данная тема занятия в технологии «ситуация» ОНЗ отражена в образовательной области «Развитие речи», раздел «Развитие связной речи», комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. В последующем можно порекомендовать родителям дома с детьми составлять загадки по схемам на другие темы.

Использованная литература:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2014

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом). – М.: Просвещение,1983

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации по коммуникативной деятельности в старшей группе «В поисках сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарск Чувашской.

Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Вежливые слова» Программное содержание: - формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, вспомнить вежливые слова; - развивать речь детей,.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Сценарий образовательной ситуации «Ветеринарная клиника» в старшей группе на весь деньГруппа: старшая Тема: «Ветеринарная клиника» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции.

Конспект образовательной ситуации ОНЗ для детей подготовительной группы «Одежда для жильцов Бумажной страны Симметрии» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Основная.

Конспект образовательной ситуации ОНЗ в подготовительной группе «Сердце для Железного Дровосека» Основная цель: формирование представлений у детей о строении и функционировании сердца и кровеносной системы человека. Образовательные задачи:.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Юные журналисты» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Юные журналисты» Цель: Формировать лексико-грамматические категории родного.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в шахматное королевство» Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в шахматное королевство»Цель: познакомить с игрой «Шахматамы» Задачи:.

Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в страну Ритмика» Тип ситуации: «Открытие» нового знания. Тема: «Путешествие в страну Ритмика». Основная цель: формирование понятия «пауза» и представление.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 10:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. День городецкой росписи на МААМ

Яркой и неповторимой городецкой сказке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы приобщить ребенка к отечественному художественному наследию и...

23 октября. День рождения Джанни Родари

Весёлый, озорной и храбрый Чиполлино – самый известный герой Джанни Родари, участник Клуба весёлых человечков журнала «Весёлые картинки». Его знают и любят уже многие поколения. 23 октября исполняется...

Мастер-класс «Журавлики». Три поделки из бумаги для начальной школы ко Дню белых...
Сегодня, 22 октября, в нашей стране отмечается день белых журавлей. Большинство учащихся нашей школы не знают об этом празднике. Поэтому я прошла по...
Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Наша кубанская ярмарка»
«НАША КУБАНСКАЯ ЯРМАРКА» Фольклорное развлечение для детей старшего дошкольного возраста Автор: музыкальный руководитель Пекло Л. А. Звучит кубанская...
Фотоотчёт «Пластилинография «Осенние листочки» с детьми старшего дошкольного возраста»
ЦЕЛЬ: формировать представление у детей старшего дошкольного возраста о разнообразии использования пластилина. ЗАДАЧИ: формировать умение у дошкольников...