«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе

Татьяна Скрягина
«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Тема: «Насекомые»

Основные цели: формировать умение составлять описательные рассказы (загадки) о насекомых с помощью схемы

Дидактические материалы: фотографии насекомых; схема для составления описательных рассказов (загадок); силуэты стрекоз; карточки – загадки (по количеству детей); разрезные картинки.

Оборудование: мольберт, мяч, конверт, объявление.

Краткая аннотация к работе: в ходе образовательной ситуации у детей активизируются знания по теме «Насекомые». Дети учатся составлять загадки о насекомых с помощью схемы. Развивается связная речь, мышление, воображение. Образовательная ситуация представляет интерес для педагогов старших возрастных групп.

Ход образовательной ситуации:

Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать деятельность детей, создать условия для возникновения у детей стремления составлять загадки о насекомых.

В. Дети, посмотрите, какое объявление я увидела, когда шла в детский сад. «Внимание, внимание! В детском саду №81 объявляется конкурс загадок о насекомых. Принять участие в конкурсе могут дети старших и подготовительных к школе групп. Победителей конкурса ждут призы!»

В. Хотите принять участие в конкурсе? Сможете? Что нам для этого нужно сделать?

Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать знания детей о насекомых - среда обитания насекомых, пользе и вреде, питании, строении, способах передвижения.

В. Дети, как вы думаете, почему конкурс объявлен именно сейчас?

Какие изменения происходят весной в природе? (тает снег, ярче греет солнце, прилетают птицы, появляются первые цветы, просыпаются насекомые).

Первыми просыпаются насекомые, в названии которых есть звук [б]. Какие это насекомые дети? (бабочка, божья коровка).

Педагог выставляет соответствующие картинки насекомых на мольберт.

Следующими, просыпаются насекомые в названии которых, есть звук [м] (муха, муравей, майский жук).

Затем просыпаются насекомые в названии, которых есть звук [к] (комар, клещ, кузнечик).

И последним, просыпается насекомое, в названии которого есть звук [ш] (шмель).

Вот сколько насекомых просыпается весной. А вспомнить где живут насекомые, чем питаются, как передвигаются, пользе или вреде нам поможет игра «Доскажи словечко». Становитесь в круг.

Правила игры: педагог бросает мяч ребенку, называя насекомое и его признак, а ребенок должен вернуть мяч и назвать признак другого насекомого:

1. Кузнечик прыгает, а муравей (ползает)

2. Бабочка разноцветная, а майский жук (одноцветный, коричневый)

3. Комар вредное насекомое, а шмель (полезное)

4. Божья коровка питается тлей, а майский жук (молодыми листьями)

5. Муравей живет в муравейнике, а шмель (в гнезде, под землей)

6. Шмель жужжит, а кузнечик (стрекочет)

7. У божьей коровки 6 лап, а у бабочки (тоже 6)

8. Муравей ползает, а бабочка (летает)

9. Бабочка опыляет цветы, а муха (разносит микробы)

10. Кузнечик живет в траве, а клещ (тоже в траве)

Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи: формировать опыт преодоления затруднения под руководством воспитателя, фиксации затруднения и понимания его причины.

Дети садятся на свои места.

В. Молодцы, сколько много, вы знаете о насекомых! Значит, готовы составлять загадки о них! Составляйте.

Возникает затруднение.

Смогли? Почему не смогли? (не знаем, как составить загадки)

«Открытие» нового знания (способа действия).

Дидактическая задача: формировать представление о составлении загадок по схеме.

В. Что же делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (можно спросить у того, кто знает) Где еще можно получить информацию, знания?

Ответы детей.

В. Какой вариант нам подходит? Спросите, у кого спросите?

Дети обращаются с просьбой к воспитателю.

В. Посмотрите, что у меня есть? (педагог вывешивает схему). Это схема, которая поможет составить загадки о любом насекомом. Давайте рассмотрим ее.

Первый квадратик пустой, потому что в нем отгадка, то есть то насекомое, которое мы загадаем; второй обозначает – где живет насекомое; третий – размер насекомого; четвертый – окраску насекомого; пятый – чем питается насекомое; шестой – приносит пользу или вред человеку.

Послушайте, какую я составлю загадку о насекомом, и постарайтесь её отгадать. Я возьму карточку, с изображением насекомого, со стола, посмотрю на нее, но не покажу ее вам. Это насекомое живет в жилище человека, оно маленького размера, черной окраски, питается остатками пищи, приносит вред человеку. Догадались кто это дети? (муха)

Молодцы, отгадали! Кто хочет составить загадку о насекомом?

Самостоятельное составление описательных рассказов детьми по схеме.

Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактическая задача: закреплять умение детей составлять загадки с помощью схемы.

В. Как много вы составили загадок о разных насекомых, и вдруг прилетела стрекоза.

Педагог раздает детям силуэты стрекоз, дети закрепляют их на среднем пальце правой руки (левой руки).

Гимнастика для глаз «Стрекоза» (2 раза)

Дидактическая задача: организовать активный отдых детей.

Прилетела стрекоза. (рука согнута перед грудью движется в левою сторону)

Как горошины глаза, (не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)

Вправо, влево посмотрела, (повернуть руку вправо, влево; не поворачивая голову глазами двигать вправо, влево за рукой)

Над полянкой пролетела (круговые движения руки перед собой, круговые движения глазами за рукой)

Вверх и вниз она смотрела, (руку поднять вверх, опустить вниз; не поворачивая голову двигать глазами вверх, вниз за рукой)

Покружилась, посидела, (круговые движения руки вверху, круговые вращения глазами за рукой)

К быстрой речке улетела. (рука согнута перед грудью движется в правою сторону, не поворачивая голову сопровождать глазами движение руки)

В. Дети, загадки мы составили, а записать для конкурса забыли. Предлагаю записать их с помощью картинок. Присаживайтесь за столы. Посмотрите, перед вами лежат карточки-загадки и разрезные картинки. В первом кармашке изображено насекомое, а остальные кармашки пустые. Расставьте разрезные картинки в соответствии со схемой (где живет насекомое, какого размера, какой окраски, чем питается, полезное или вредное).

Самостоятельное выкладывание детьми загадок с помощью разрезных картинок.

В. Составили загадки? Поменяйтесь карточками-загадками в парах. Проверьте, правильно записаны загадки.

Педагог предлагает детям «прочитать» загадки друг друга.

Загадки готовы. Теперь сложим их в конверт и отнесем на конкурс загадок о насекомых.

Осмысление.

Дидактическая задача: восстановить в памяти детей то, что делали и создать ситуацию успеха.

В. Дети, смогли мы принять участие в конкурсе загадок? Что для этого мы делали? Какие знания мы использовали для составления загадок? Что еще помогло составить загадки?

Молодцы!

Комментарии к сценарию: данная тема занятия в технологии «ситуация» ОНЗ отражена в образовательной области «Развитие речи», раздел «Развитие связной речи», комплексной образовательной программы дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. В последующем можно порекомендовать родителям дома с детьми составлять загадки по схемам на другие темы.

Использованная литература:

Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий»// Научный руководитель Л. Г. Петерсон /Под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. - М.: Цветной мир, 2014

Ушакова О. С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2013

Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя (Игры и упражнения со звучащим словом). – М.: Просвещение,1983

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации по коммуникативной деятельности в старшей группе «В поисках сказки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик» города Новочебоксарск Чувашской.

Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе Цель Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи 1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Вежливые слова» Программное содержание: - формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, вспомнить вежливые слова; - развивать речь детей,.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Сценарий образовательной ситуации «Ветеринарная клиника» в старшей группе на весь деньГруппа: старшая Тема: «Ветеринарная клиника» Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции.

Конспект образовательной ситуации ОНЗ для детей подготовительной группы «Одежда для жильцов Бумажной страны Симметрии» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие. Основная.

Конспект образовательной ситуации ОНЗ в подготовительной группе «Сердце для Железного Дровосека» Основная цель: формирование представлений у детей о строении и функционировании сердца и кровеносной системы человека. Образовательные задачи:.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
«Насекомые». Конспект образовательной ситуации ОНЗ в старшей группе
Опубликовано: 2 апреля 2019 в 10:22
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 сентября. Международный день мира

Ежегодно 21 сентября на планете отмечается Международный день мира. Эту памятную дату учредила Генеральная Ассамблея ООН. Цель мероприятий этого дня – укрепление идеалов мира среди всех стран и народов....

20 сентября. Смотр музыкальных уголков на МААМ

Музыкальный уголок в группе призван способствовать развитию творческих способностей детей, формированию желания эмоционально откликаться на песенные и мелодичные образы, воспитанию культуры прослушания...

Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Молодёжь в современном обществе» с...
Тема урока: «МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» Начиная своё поприще, не теряй, о юноша, драгоценного времени! Козьма Прутков Цель урока: -определить статус...
Конспект ООД в старшей группе «Путешествие в Москву. Кремль»
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром детей старшего возраста «Экскурсия в Москву. Кремль». Подготовил: Воспитатель 1 категории МБДОУ...
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения. II часть
Картотека дидактических игр по правилам дорожного движения II часть. 1. «Подумай – отгадай» Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей;...