Получи документы

Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе

Светлана Насонова
Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе

Цель

Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи

1. Познакомить с традициями и обычаями наших предков, традициями русского гостеприимства.

2. Развивать интерес к устному народному творчеству, пополнять словарный запас, развивать внимание, наблюдательность.

3. Пополнить знания детей о хлебобулочных изделиях.

4. Воспитывать уважение к традициям русского народа, чувство гордости за свой народ.

Словарная работа: Русь, гостеприимство, каравай, рушник, хлеб-соль.

Предварительная работа

Публикация «Конспект образовательной ситуации „Умей в гости звать, умей и угощать!“ в старшей группе» размещена в разделах

Рассматривание иллюстраций, чтение русских народных сказок, заучивание пословиц и поговорок, беседы о традициях русского народа, разучивание хороводов, песен, подвижных игр, работа с лэпбуком «Народный быт».

Оборудование

Разные виды хлебобулочных изделий: пироги, блины, хлеб белый, хлеб ржаной, баранки, каравай, скатерти для украшения столов, посуда для хлебобулочных изделий, чай, чашки.

Ход занятия

Воспитатель

Доброго всем утра и деткам и нашим гостям! Рассаживайтесь поудобнее. (гости садятся на стульчики). В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё : и житьё, и бытьё, и здоровьице».

Русь деревянная - края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Давайте порадуем наших гостей весёлой песней!

Дети поют песню «К нам гости пришли» (музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен).

Воспитатель

Мир вам, гости дорогие, что явились в добрый час.

Встречу тёплую, желанную мы готовили для вас…

Хлебосольством да радушием знаменит наш русский край –

Для гостей и песни русские,и медовый каравай.

В знак признанья и отличия нам приятно в этот час,

По старинному обычаю хлебом- солью встретить вас!

Девочка идёт угощать хлебом гостей, дети встают вместе.

Девочка (Кристина). Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать, просим! (гости садятся на стулья). Гости принимают каравай.

Воспитатель. Спасибо Вам, гости дорогие, что пришли к нам в гости. Вот так встречали на Руси гостей! Дорогих гостей, молодожёнов, новосёлов было принято встречать, вынося на подносе, покрытом вышитым полотенцем, каравай хлеба с солью, как пожелание счастья и изобилия в доме.

Дети, кто из Вас знает, какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Ответы детей. Хлеб.

Воспитатель. Правильно, хлеб - всему голова! А как относились к хлебу русские люди?

Ответы детей.

Воспитатель. К хлебу относились как святыне, бережно, ведь хлеб доставался тяжёлым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Хлеб нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, то обязательно надо было поднять и поцеловать его. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.

Все мы с Вами знаем, что у нас в России хлеб не только главное блюдо на столе, но и символ благополучия и достатка в доме. И люди на Руси всегда славились гостеприимством. Хлеб был всегда основным продуктом питания. «Пока есть хлеб и вода - всё не беда!»

Часто можно услышать, что русский народ самый гостеприимный. Кто из Вас знает, что означает слово «гостеприимство»? Какого человека можно назвать гостеприимным?

Ответы детей. Умение принимать гостей.

Воспитатель. Правильно, гостеприимство-это умение и желание принимать гостей, радушие, хлебосольство. Хозяева всегда на Руси дорогих гостей встречали на пороге своего дома с поклоном, хлебом-солью и говорили:

«Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рады мы гостям, как добрым вестям! Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!» (приветствие с поклоном). Издавна русский народ называли «гостеприимным», потому, что они с уважением, любовью и заботой встречали гостей.

Воспитатель

Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. «Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай».

Из русских народных сказок мы знаем, что гостя не полагалось ни о чем расспрашивать, не накормив его.

А русские пословицы гласят:

«Умел в гости звать, умей и угощать» Ваня

«Гость в дом – радость в дом» Кристина

«Хоть не богат, а гостям рад» Егор

«Чем богаты – тем и рады» Алёша

«Что есть в печи, всё на стол мечи» Ваня

Воспитатель. Молодцы! А как называли хлеб, который пекли к празднику?

Ответы детей. Каравай.

Воспитатель. Правильно, каравай.

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником (Г. Лапшина)

А что такое рушник?

Ответы детей. Расшитое полотенце, с которым встречали гостей у порога.

Воспитатель. А теперь отгадайте мою загадку.

Сдобный, пышный ароматный,

У него румяный бок.

Называется, ребята, это чудо… (Пирожок)

Воспитатель. Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие это были пироги! С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. Назывались они: расстегаи, кулебяки, курники.

Мы с Вами читали много русских народных сказок. В каких сказках упоминаются пироги или изделия из теста?

Ответы детей. «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна Лягушка», «Крылатый, мохнатый да масляный».

Воспитатель

А теперь давайте поиграем в русскую народную подвижную игру «Пирог».

Испекла я Вам пирог,

Положила на порог.

Давайте играть,

Пирог выбирать!

Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая.

Испекли мы пирог, Положили на порог.

Да этакий он высоконький, (Дети поднимают руки вверх)

Да этакий он широконький, (Разводят руки в стороны)

Да этакий он мягошенький. («Лепят» пирожок руками)

Бери нож, режь да ешь. (Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».

Воспитатель. Поиграли, отдохнули, да давайте, опять загадки отгадывать!

Воспитатель.

1. Белый хлеб продолговатый

И воздушный словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это- нарезной батон!

2. Если буханку ножом измельчить,

Эти кусочки в печи подсушить,

Смело с собою в поход их бери,

Ведь получаешь всегда… (Сухари)

3. Тесто заварено прямо на печке.

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо. (Баранку)

4. Я - символ солнца румяный,

В любой избе гость желанный.

Бываю толстым и худым,

С начинкой и совсем пустым.

Отгадай, кто я такой,

Оладушек – мой брат родной. (Блин)

Дети отгадывают.

Воспитатель

Верно, ни одно застолье не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекли блины?

Ответы детей: На Масленицу.

Воспитатель

Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.

Напекла я Вам блинов

Аж на сорок пять столов.

Ешьте, не стесняйтесь,

Воспитатель подает детям блюдо с блинами.

Воспитатель. Наша встреча подошла к концу. Дети, какие традиции русского гостеприимства вы запомнили? Как встречали на Руси гостей?

Ответы детей

Воспитатель. Гостя встречали с земным поклоном, старались окружить лаской и заботой, относились к нему с особым почётом и уважением, угощали самым лучшим, что было в доме.

Сегодня мы с Вами познакомились с историей гостеприимства на Руси. Я вам, ребятушки, вот что скажу. Русская кухня, хоть и простая, да самая здоровая и щедрая, как душа русского человека. Не забывайте о русских традициях. Однако делу время – потехе час. Разыгрались, разгулялись, а про угощение и забыли. Чай стынет. Просим всех к столу. Откушайте, гости дорогие, наших угощений! По традиционным русским рецептам они приготовлены. Вот пироги с капустой, вот пироги с яблочками. А вот и блины! Ох, блиночки мои!

Испекла я всё с любовью,

И старалась я не зря!

Угощайтесь на здоровье,

Наши гости и друзья!

Приятного аппетита!

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «В мире стекла и пластмассы» Бондаренко Наталья Васильевна Воспитатель первой категории. г. Мурманск МБД0У№104 Конспект образовательной ситуации в старшей группе.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Вежливые слова» Программное содержание: - формировать у детей положительное отношение к правилам поведения, вспомнить вежливые слова; - развивать речь детей,.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Занятие по ознакомлению с миром природы «Умей беречь природу» в подготовительной группе ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТЕ ОРГНАНИЗОВАНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ «УМЕЙ БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ».

План-конспект пересказа для старшей группы «Умей обождать» План – конспект пересказа. Старшая группа. «Умей обождать» Программное содержание: развивать речь; обогащать словарный запас; воспитывать.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Юные журналисты» Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Юные журналисты» Цель: Формировать лексико-грамматические категории родного.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в шахматное королевство» Сценарий образовательной ситуации в старшей группе «Путешествие в шахматное королевство»Цель: познакомить с игрой «Шахматамы» Задачи:.

Умей управлять своими эмоциями Умей управлять своими эмоциями Случалось ли тебе из-за своей гиперэмоциональности наговорить лишнего или совершить необдуманный поступок,.

Консультация «Умей уважать людей и самих себя» «Умей уважать людей и самих себя» Цель: формирование нравственных ценностей воспитанников. Задачи: -воспитывать уважительное отношение.

Воспитательский час «Умей сказать «Нет!» для воспитанников специальной школы-интерната Тема: «Умей сказать «Нет!»» Цели: развитие ответственного отношения к своему здоровью; формирование навыков уверенного отказа, рассуждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации «Умей в гости звать, умей и угощать!» в старшей группе
Опубликовано: 5 февраля 2019 в 22:30
+128Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД