Ольга Смирнова
Конспект ОД для средней группы — «Путешествие капельки».
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дать детям знания о круговороте воды в природе.
Учить понимать элементарные связи между явлениями живой и неживой природы.
Закрепить знания о свойствах и состояниях воды.
Расширить представления о значении воды.
Продолжать учить строить сложноподчиненные предложения.
Упражнять в подборе существительных, относительных прилагательных и родственных слов, образовании сложных слов.
Публикация «Конспект ОД для средней группы — „Путешествие капельки“,» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Темочки
Активизировать и обогащать словарь сложными словами (водоворот, водопад, водолаз, водопровод, водовоз, прилагательными (дождевая, болотная, родниковая, водопроводная, мутная, глаголами (журчит).
Формировать у детей познавательный интерес к природе, экологическое сознание, умение контролировать свое психо-эмоциональное состояние.
Вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования – свечой, экспериментированию с краской и водой.
Совершенствовать технические навыки работы с кистью.
Развивать познавательный интерес, воображение, фантазию.
Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам, эстетический вкус.
Коррекционные цели: развивать мелкую моторику руки, глазодвигательную функцию, сопряженную с движением руки, закреплять знание цветов радуги, умение самостоятельно получать цвет и его оттенки; закреплять умение фиксировать взор.
Словарь: наводнение, половодье, паводок, текучая, бесцветная, безвкусная.
Материал: аудиозапись звука ручейка, магнитная доска, картина-сказка «Круговорот воды в природе», «капельки» из бумаги; картинки-схемы свойств воды; на каждого ребенка: листы бумаги А-5 с нарисованным свечой рисунком, баночки с водой, акварельные краски, кисти.
Предварительная работа: тематические занятия по теме «Вода» (значение для человека, польза, свойства и состояния); организация опытнической деятельности с водой; чтение рассказа О. Иваненко «Сосулька», рассматривание иллюстраций о временах года, пейзажей; чтение сказки и просмотр мультфильма по произведению Н. Грибачева «Заяц Коська и родничок», занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник - рисование цветной водой, по мокрому.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, давайте поприветствуем гостей.
Дети здороваются.
Воспитатель: возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, и скажите добрые слова: «Я рад тебя видеть». Я тоже рада вас всех видеть.
Звучит аудиозапись звука ручейка.
Воспитатель: ребята, послушайте, что это за звуки? Да, правильно, это журчит ручеек. Если прислушаться, то можно услышать, как ручеек о чем-то рассказывает. Прислушались? Что вы услышали? О чем шепчет ручеек?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: а я услышала от ручейка интересную сказку. Сказка эта о маленькой капельке воды. Вот она.
Воспитатель показывает капельку, сделанную из бумаги.
Глазодвигательная гимнастика
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Что бы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
Воспитатель: сейчас я вам сейчас расскажу сказку об этой маленькой капельке, а вы мне поможете в этом. (на магнитной доске висит картина-сказка «Круговорот воды в природе»; капля – передвигающаяся).
Воспитатель рассказывает сказку, дети договаривают предложения.
Воспитатель: жила-была маленькая Капелька воды. Была она чистой, веселой и… какой еще могла быть капелька? (звонкой, прозрачной). Капелька очень любила путешествовать.
Однажды весной, когда пригрело ласковое … (солнышко, начал таять… (снег, маленькая Капелька проснулась, зазвенела радостно, и отправилась в далекое путешествие. Она встретилась с … (показ на доске, правильно, с ручейком, который бежал по камешкам между гор. Покажите ручками, как течет по камешкам ручеек. В ручейке Капелька нашла себе сестричек, и побежали он быстро, а потом все быстрее и быстрее, и прибежали они к большой, гордой, полноводной…, правильно речке. Поставьте ручки ладошками друг к другу, похлопайте, покажите, как плещется речка.
Речка несла свои спокойные волны к далекому, соленому, да, к морю. И Капелька с сестричками попали в это волнующееся море. Тут они решили отдохнуть и поиграть на волнах. Какие были волны? (большие, кучерявые). Покажите, как шумело море – махи рук вперед с произнесением звуков: ш-ш-ш и назад – шух, шух. Но тут солнышко протянуло свои теплые лучики к Капельке, и она стала легкой, как… что? (пух, вата). И поднялась Капелька на небо, на белое, пушистое… (облачко). Там Капельке стало грустно и холодно, ведь она хотела снова играть. Поэтому она огорчилась и… как вы думаете, что она сделала? (заплакала, (покажите, как она заплакала) и упала на землю весенним дождиком. Покажите, как капает маленький дождик (тихонько пальчиками по полу). Капелька упала на травку… какая могла быть травка? (зеленая, молодая, мягкая, и стала росою.
Капелька скатилась с травки на землю, а потом и под землю. Там было темно и холодно. Но Капелька не испугалась, потому она была… какой, как вы думаете? (смелой, решительной). Она отыскала выход на поверхность земли, и опять встретилась, как вы думаете с кем? Конечно же, с ручейком. Обрадовался ручеек, увидев снова веселую, чистую Капельку. Покажите, как обрадовался ручеек.
Капелька отдохнула немножко и опять побежала путешествовать. Ведь она такая непоседа!
Динамическая пауза «Ручеек, речка, море».
Побежали, побежали
Наши малыши.
Побежали, побежали
Словно ручейки (бег друг за другом змейкой)
Ручейки весенние там и тут
Нашим детям весело
Песенку поют.
Речка, реченька (перестраиваются в пары, бегут парами)
Говорливый голосок.
Разольется по лужку
Не пройти нигде дружку.
Речка, реченька бежит
К морю синему спешит.
Все в кружочек соберемся (собираются в круг, берутся за руки)
Раз, два, три!
Вот какое наше море
Посмотри.
Волны подымаются,
Волны опускаются,
Капельки-сестрички
На волнах качаются.
Раздается стук в дверь. Появляется девочка-Капелька – ребенок старшей группы.
Воспитатель: кто ты?
Капелька : здравствуйте! Я маленькая Капелька воды.
Воспитатель: здравствуй, маленькая путешественница! Мы только что слушали о тебе сказку. Что тебя к нам привело?
Капелька : мы с сестричками-капельками играли на морских волнах. Волны были такие большие! Мы так разыгрались, что я потеряла своих сестричек, и теперь ищу их. Скажите, может быть, они у вас?
Воспитатель: дети, давайте поможем Капельке отыскать ее сестричек. Подскажите, где можно их увидеть в нашей группе? (на столе лежат значки-капельки. Вызванный ребенок берет значок, подходит к объекту с водой, прикрепляет его и объясняет, для чего здесь нужна вода).
В уголке природы: аквариум, лейка.
Ребенок: вода нужна рыбам, они не могут жить на суше, вода нужна растениям, они живые и без воды погибнут.
Умывальная комната.
Ребенок: вода нужна, что бы мыть руки, лицо, игрушки.
Мойка.
Ребенок: вода нужна, что бы мыть посуду.
Кувшин с водой.
Ребенок: вода нужна для питья.
Воспитатель: Капелька, теперь ты знаешь, где можешь найти своих сестричек у нас в группе. А еще ребята знают, где есть вода в природе.
Дети перечисляют объекты природы, воспитатель после каждого ответа спрашивает, как можно назвать воду в озере, в болоте…
- в реке – речная
- в озере – озерная
- в море – морская
- в океане
- в болоте – болотная
- в кране – водопроводная
- дождь – дождевая
- в роднике - родниковая и т. д.
Воспитатель: видишь, Капелька, как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек.
Капелька : спасибо ребята, теперь я знаю, где искать своих сестричек. А помогите отыскать родственные мне слова.
Д/и «Родственные слова» (по наводящим вопросам воспитателя).
Воспитатель: ласково скажем? (водичка). Транспорт, передвигающийся по воде? (водный). А сказочный герой? (Водяной). Река вышла из берегов и затопила деревню. Что произошло? (наводнение). Весной река разливается (половодье). Как сказать одним словом: вода поворачивается (водоворот, вода падает (водопад); в воду лазает (водолаз); вола проведена (водопровод, воду возит (водовоз).
Видишь, Капелька, сколько у тебя слов-родственников.
Капелька : хорошо, когда столько родственников. Но я среди них младшая, и пока что знаю о себе очень мало. Расскажите обо мне, какая же я, какими свойствами обладаю?
Воспитатель: мы с ребятами много о тебе говорили, изучали, проводили опыты. И сейчас расскажем о тебе.
На схемах-картинках свойства воды. Дети о них рассказывают:
1. Вода не имеет формы, а принимает форму того сосуда, в котором она находится.
Воспитатель: то есть, вода какая? (жидкая, текучая). А может вода быть в других состояниях? Когда вода может иметь твердое состояние? А когда она бывает в виде пара?
2. Чистая вода не имеет цвета, она бесцветная; а еще прозрачная.
Воспитатель: но вода может быть не только прозрачной, она может быть мутной, если бежит ручейком по песку; не только чистой, но и быть грязной, если бежит по земле.
4. У воды нет вкуса (безвкусная) и запаха.
5. Вода растворяет некоторые вещества.
Воспитатель: но бесцветной, без вкуса и запаха она может тогда, когда чистая. На земле осталось очень мало чистой воды. К сожалению, даже та вода, которую мы берем из крана не совсем чистая. А как можно очистить воду? (при помощи фильтра). Чистую воду надо беречь? А как мы можем беречь воду?
Дети: не оставлять кран открытым, не засорять ручейки, речки, моря.
Капелька : спасибо, ребята, я услышала о себе очень многое.
Дети:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Капелька, самое главное, что мы с ребятами не только рассказали о тебе, но и нашли твоих потерявшихся сестричек.
Капелька : где же они?
Воспитатель: не торопись, скоро ты с ними встретишься.
Пальчиковая гимнастика с элементами самомассажа «Дождь».
Воспитатель: ребята, встаньте друг за другом - «паровозиком».
Дождь! Надо нам
Расходиться по домам.
(хлопают ладонями по спине)
Гром! Гром, как из пушек.
Нынче праздник у лягушек.
(постукивают кулачками)
Град! Град! Сыплет град!
Все под крышами сидят.
(постукивают пальчиками)
Только мой братишка в луже
Ловит рыбу нам на ужин.
(поглаживают спину ладошками)
(дети поворачиваются на 180 градусов и делают массаж еще раз)
Дети садятся за столы.
Воспитатель: посмотрите, ребята, перед каждым из вас есть баночка с водой. Какая там вода? (бесцветная, чистая, прозрачная). Мы с вами говорили о том, что вода может быть не только прозрачной, но и мутной, и грязной. А может быть и цветной. Посмотрите внимательно на столы и подумайте, что нужно сделать, чтобы вода в ваших баночках стала цветной. Правильно, добавить краску. Выберите краску того цвета, какой вам больше нравится, смочите кисть в воде, наберите на нее краску и и, опустив ее обратно в баночку, закрасьте воду.
Дети выполняют работу по закрашиванию воды, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Воспитатель: а на листиках, лежащих перед вами, спрятались сестрички нашей гостьи Капельки. Чтобы их увидеть, намочите кисть в окрашенной воде, и закрасьте слева направо всю поверхность листа.
Дети выполняют работу, у каждого проявляется рисунок объекта, где содержится вода (облако, лужа, кран, снеговик и др.)
Воспитатель: Вот и нашлись твои сестрички, Капелька.
Воспитатель спрашивает у некоторых детей, какое изображение у него проявилось.
Капелька : Большое спасибо, ребята, за то, что нашли моих сестричек. Нам опять пора в путешествие.
Воспитатель: нам было очень приятно с тобой познакомиться, Капелька. До новых встреч. (Капелька уходит).
Итог занятия.
Воспитатель: а мы, ребята, давайте вспомним, как в природе путешествует вода.
Дети:
1. В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
2. То в снег превратится, то в лед,
Растает – и снова в поход!
3. По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
4. Вокруг оглянитесь
Вас окружает везде и всегда
Хором: Эта волшебница вода!