Папки-передвижки

Конспект ОД «Кто такие птицы?»

Марина Дарченко
Конспект ОД «Кто такие птицы?»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности (далее – образовательное событие)

в старшей группе общеразвивающей направленности

Тема: «Кто такие птицы?»

Дарченко Марина Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребёнка - детский сад № 201 «Планета детства»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Задачи:

Воспитательные:

– формировать эмоционально-позитивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками в процессе решения поставленной задачи;

Публикация «Конспект ОД „Кто такие птицы?“» размещена в разделах

– продолжать учить договариваться, учитывать интересы и чувства других, задавать вопросы взрослым.

Образовательные:

-создать мотивационную ситуацию для изучения мира птиц, его многообразия;

- сформировать опыт самостоятельного открытия новых знаний о птицах и эмоционального переживания радости открытия;

- дать возможность детям при помощи взрослого узнать об отличительных признаках птиц и влиянии среды обитания на внешность и образ жизни.

Развивающие:

-тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, классификацию, обобщение;

- развивать память, речь, наблюдательность, кругозор, логическое мышление.

№ Этапы работы Содержание этапа

1

Введение в игровую ситуацию.

- Мои юные друзья, посмотрите – у нас сегодня гость.

- Интересно, кто это? (Цыпленок).

- Посмотрите он принес видеописьмо. Хотите посмотреть?

Фрагмент мультфильма «Кто ж такие птички?»

- Что случилось с Цыпленком?

- Барашек, сказал Цыпленку, что он птица, но Цыпленок не знает, кто такие птицы?

- Хотите помочь Цыпленку найти «своих», то есть познакомить с миром птиц?

2.

Актуализация.

Модель трех вопросов (Л. Свирской) - первая часть:

- Что вы знаете о птицах? (Ответы детей).

Дидактическая игра «Что за птица?» (I часть).

(Дети узнают знакомых им птиц).

3.

Затруднение в ситуации.

Мультимедийная дидактическая игра «Что за птица?».

(II часть).

- А это, что за птица? (не знаем) (клёст)

- Получается, что мы еще не все знаем о птицах.

- Сможем помочь Цыпленку узнать, кто такие птицы? (Нет)

- Почему не сможем? Что для этого надо сделать? (Сначала надо изучить мир птиц, а потом рассказать Цыпленку кто ж такие птицы).

Модель трех вопросов (Л. Свирской) - первая часть:

-Что хотите узнать? (а я хочу узнать….)

- Как узнать? (подумать, спросить, посмотреть….

4

Открытие нового знания.

- А как называются ученые, изучающие птиц? (Орнитологи).

- Мои юные помощники, вы хотите стать орнитологами, изучить мир птиц и помочь Цыпленку? (Да).

Игровая исследовательская деятельность «Мы орнитологи».

- Я знаю волшебные слова, сейчас мы произнесем их, и станем орнитологами:

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

(После этих слов появляется коробка для лабораторных исследований в которой помещены бейджики с именами «ученых-орнитологов», три конверта с заданиями, лупа, застежка-молния. Дети перевоплощаются в ученых-орнитологов)

- Итак, ученые-орнитологи, мы с вами приступаем к изучению мира птиц.

- Все ученые, когда что-то изучают, ведут журналы, дневники, в которых фиксируют свои открытия. А где мы оформим открытия? (в «Книге открытий»)

- Дорогие ученые, для изучения мира птиц, в коробке для лабораторных исследований лежит три конверта, их положили настоящие ученые-орнитологи, если мы выполним все задания, то сможем рассказать Цыпленку о птицах.

Первый конверт: картинки с изображением птиц и других животных.

- Нам надо ответить на вопрос: кто такие птицы? Найти их основные отличительные признаки.

- Посмотрите, кто изображен на картинках? (Птицы, звери….)

- Разместите на мольберте только птиц.

- Что общего у всех птиц?

(Если дети сразу назвали все основные отличительные признаки птиц, то переходим к моделированию, если назвали другие, несущественные признаки, то подводим их к этому, что летать умеют насекомые и некоторых млекопитающие, гнезда строят и мыши и рыбы).

Моделирование.

- У нас есть модели, выберете те, на которых изображены основные отличительные признаки птиц: (клюв, две лапы и два крыла, птенцы выводятся из яиц, тело покрыто перьями, оказывается есть только одна модель, а остальные надо изобразить)

- Как показать с помощью модели, что тело птиц покрыто перьями? – Какие еще отличительные признаки есть у птиц?

(Дети с помощью моделей обозначают отличительные признаки птиц и изображают их в «Книге открытий»)

- Уважаемые орнитологи, мы узнали, кто такие птицы и их основные признаки.

- А наш цыплёнок – птица? Докажите, есть ли у него признаки, которые мы изобразили на моделях?

- Да, Барашек был прав Цыпленок – это птица.

- Друзья мои, помогли мы Цыпленку найти своих, то есть птиц?

Опытно-экспериментальная деятельность.

Второй конверт: перья (маховое и пуховое).

- Как вы думаете, что находится во втором конверте?

Загадываю загадку

«По лесу летало,

В воду упало и сухим стало» (Перо)

- В конверте два пера, как устроено каждое перо и для чего они нужны птицам?

- Интересно, легкие или тяжелые перья?

Опыт «Легкое - тяжелое»

Дети кладут на одну руку перо, а на другую – камень.

Делают вывод – перо легкое.

- Подбросьте перо. Что вы видите? (Падает медленно, плавно кружась).

- А за счет чего оно легкое?

- Отрежьте край у пера, что видим? (Оно легкое, так как стержень пустой).

Опыт «Маховое перо».

- Какое из двух перьев нужно для полета? (Первое плотное, жесткое).

- Помашите первым пером (маховым, а теперь вторым (пуховым).

- Что вы ощущаете? (Воздух).

- Какое перо больше захватывает воздух? (Первое).

- Первое перо называется «маховое», когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски, юные исследователи, как вы думаете, почему?

- Давайте посмотрим перо через лупу. (Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их)

- Птичье перо имеет соединения, очень похожие на соединения застежки-молнии. Отдельные бородки прочно сцепляются друг с другом, образуя густую и прочную пластинку-сетку. Получается, что отдельные элементы птичьего пера прочно соединяются друг с другом, практически также как и части застежки-молнии.

Опыт «Пуховое перо».

- А как называется второе перо? (Пуховое).

- Какие свойства у пухового пера? (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

- Попробуйте спрятать пуховое перо в ладошках, что ощущаете?

(А «маховое?»)

- Зачем пуховое перо птице? (Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях)

- Какие перья у нашего Цыпленка?

- Мои юные ученые-орнитологи, какие открытия о перьях птиц вы сделали? Как зафиксировать это в «Книге открытий»?

(Дети моделями изображают, открытия, сделанные в ходе опытно-экспериментальной деятельности).

5.

Включение нового знания в систему знаний.

Третий конверт: дидактическая игра «Распредели на группы».

- Детям предлагается распределиться на пары и сгруппировать птиц (картинки с изображение птиц) по тем или иным признакам, объяснить свое решение.

(В «Книге открытий» дети приклеивают картинки, сгруппировав их по тем или иным признакам)

- А нашего Цыпленка, к какой группе мы отнесем? (Домашние птицы).

6.

Осмысление (итог).

- Мои юные друзья, мы смогли помочь Цыпленку найти «своих»

- Какие знания помогли нам?

- Что еще хотим узнать о птицах?

- Что надо сделать, чтобы узнать?

(Дети с родителями готовят страничку для общей книги «Самые удивительные птицы»).

Публикации по теме:

«Кто такие птицы?» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием ЭОР в старшей группе Участники: дошкольники 5 - 6 лет Длительность: 25 минутПедагогический замысел:Образовательная область «Социализация»Задачи: - развивать.

Конспект занятия в средней группе (4–5 лет) «Кто такие птицы, кто такие рыбы?» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД «Кто такие птицы?»
Опубликовано: 11 мая 2015 в 21:04
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД